Мероприятие по изучению вопросов электронного правительства для учеников и педагогов Лосненской СОШ
Мероприятие
по изучению вопросов электронного правительства
для учеников и педагогов
Лосненской СОШ
ВведениеКаждый из нас с легкостью может представить бесконечные очереди в любом из государственных учреждений. Сам факт наличия очереди запускает необратимые процессы в организме человека, достаточно только произнести слово "очередь", и мы отчетливо представляем толпы людей, "давку", шумный гул, духота, всевозможные "ворчанья" и недовольства. Главная особенность очереди - это бессмысленная потеря времени, и не факт, что, потеряв, это время, вы получите то, за чем пришли. Ведь чаще всего люди отстаивают огромные очереди только для того, чтобы получить консультацию по тому или иному вопросу, взять какую-либо справку.
Иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда для получения одной справки, нам нужно предоставить другую справку, за которой нужно бежать в другое место, а затем опять отстаивать очередь. Либо не хватает, какого то документа, за которым нужно возвращаться домой, и получается, что для достижения цели нам нужно потратить день, а то и больше, но большинство людей не могут себе этого позволить, потому как у каждого работа, семья, у каждого своя занятость.
Для устранения этих проблем Правительством РФ была рассмотрена и утверждена концепция "электронного правительства". Преобразования были направлены на оптимизацию работы государственного аппарата, эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышение качества государственных услуг, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия государства и гражданского общества. В процессе поиска средств, способных "работать лучше, а стоить меньше", выяснилось, что информационные технологии могут стать отличным подспорьем в решении сложившихся проблем, подчас выступая в роли главного инструмента преобразований.
В 2010 г, президент Дмитрий Медведев, заявил о необходимости введения в России единой электронной карты по образцу существующих в Европе и США eID-карт, которая даст возможность дистанционно пользоваться различными государственными услугами, что существенно должно сократить очереди, повысить качество, доступность и своевременность в оказания медицинских, образовательных, культурных и других социальных услуг. Уже через месяц был подписан документ, согласно которому компания "Универсальная электронная карта" назначена уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию этих карт.
Тем самым, Россия делает большой шаг вперед в развитии электронного общества. Уже сейчас запущенна программа по выпуску электронных карт. С 1 января 2013 года, каждый гражданин РФ может подать заявление на получение данной карты. А уже в 2015 каждый житель РФ должен обладать данной картой. Вот только не все жители торопятся обзавестись картами и вообще принять это новшество "Электронного правительства". Целью данной работы является рассмотрение понятия "Электронное правительство", его введение в практику РФ. А так же изучить все преимущества универсальной электронной карты. Действительно ли УЭК заменит нам все существующие документы, и облегчит получение государственных и муниципальных услуг.
Отсюда вытекают основные задачи курсовой работы:
Изучить и раскрыть понятие "Электронное правительство";
Изучить реализацию проекта;
Раскрыть понятие УЭК
Определить, сегодняшнее состояние "Электронного правительства" на региональном уровне, дать свои рекомендации по улучшению состояния.
Глава 1. Электронное правительство1.1 Понятие, цель и задачи Электронного правительстваЭлектронное правительство - Система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами
и процессами их обработки. [15]
Задачи электронного правительства
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
снижение воздействия фактора географического местоположения;
Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.
"Проектное управление" - это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. [16]
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
1.2 Реализация концепции электронного правительстваСовременная конкурентоспособная экономика требует соответствующего администрирования в государственном секторе. Модернизация государственного управления неразрывно связана с использованием новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Уровень информатизации государственных структур традиционно ниже, чем в бизнесе - как с точки зрения используемых средств компьютерной техники, программного обеспечения, так и доступа сотрудников к интернету. Этот разрыв сохраняется и сегодня. Хотя следует отметить, что решение компьютерной "Проблемы-2000" позволило в течение 1999-2000 годов оснастить многие российские государственные структуры новой техникой. Проблема сыграла свою позитивную роль. Ситуация начала меняться в лучшую сторону с принятием в 2002 году Федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая рассчитана на реализацию в период до 2010 года. Уровень обеспечения работников федеральных органов государственной власти современными персональными компьютерами в 2004 году вырос по сравнению с 2003 годом с 28 до 32%.
Термин "электронное правительство" впервые в официальных документах российского правительства появился в "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года", одобренной Правительством 27 сентября 2004 г. В документах международных организаций (ООН, ОЭСР, ЕС) он широко используется уже в течение последнего десятилетия.
Исторически идея электронного правительства приобрела известность в конце прошлого столетия, когда процесс информатизации набирал силу. Для обозначения области применения ИКТ в информационном обществе стали широко применяться в английском языке приставки "i-" (от information - информация) и "e-" (от electronic - электронный, - ая). Так появились электронная торговля, электронное обучение и т.п. Электронное правительство рассматривалось как важная и составная часть информационного общества. Трудно определить, кто персонально впервые употребил термин "электронное правительство". Это произошло в период массовой "электронизации", когда приставка "электронный" применялась практически ко всему. Эта тенденция проявилась и в документах Всемирной встречи по информационному обществу, первый этап которой состоялся в декабре 2003 года в Женеве. В них мы можем найти такие термины как "электронный бизнес", "электронное здравоохранение", "электронное сельское хозяйство", "электронная научная деятельность". Начальный этап информатизации органов власти включал в себя, прежде всего, использование компьютеров для автоматизации внутренних процедур, решения задач бухгалтерского учета, управления кадрами и ведения делопроизводства. Созданы первые информационные системы обработки данных. Термин "электронное правительство" появился именно тогда, когда от внутренней информатизации органов государственной власти и информатизации процессов информационного взаимодействия между государственными структурами перешли к электронному сетевому информационному взаимодействию с гражданами и организациями. Это породило идею "электронной демократии", то есть возможности граждан принять непосредственное участие в государственном управлении. Часто в определениях электронного правительства это обстоятельство является ключевым.
Электронное правительство определяется как информационное взаимодействие органов власти с гражданами и организациями с использованием ИКТ, сетевых технологий и интернета. Или как электронная форма общения граждан с государством. Электронное правительство заменяет собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку бумажных почтовых сообщений. Оно позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.
Еще одна группа определений связана с представлением электронного правительства как процесса предоставления государственными органами управления услуг гражданам в электронной форме
Они основаны на идее "сервисного" государства, ориентированного на оказание государством услуг гражданам как формы реализации демократических принципов. В "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года" используется такое же понимание электронного правительства. Оно определяется как система "предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий" [18]
Схема реализации электронного правительства в РФ
16 августа 2007 г Правительством РФ была утверждена концепция "электронное правительство
Президиумом Правительства РФ был одобрен проект государственной программы "Информационное общество 2011-2020гг", а так же проект акта о перечне документов которыми должны обмениваться ведомства в рамках
Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:
Единый портал государственных и муниципальных услуг;
Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
Национальная платформа распределенной обработки данных;
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
Информационная система головного удостоверяющего центра.
1.3 Единый портал государственных и муниципальных услугЕдиный портал государственных и муниципальных услуг (функций), помимо информирования о порядке получения государственных и муниципальных услуг и функций, обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления. Кроме того, пользователь может в электронной форме оставить отзыв о качестве предоставленных ему услуг. В настоящее время при регистрации на Портале пользователь может самостоятельно выбирать способ получения кода активации личного кабинета, либо через почтовое отделение по месту жительства, либо в ближайшем центре обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком". Чтобы упростить процедуру регистрации и активации Личного кабинета на Портале, Минкомсвязь России совместно с ОАО "Ростелеком" открыла более 80 центров обслуживания клиентов. Любой гражданин Российской Федерации может пройти регистрацию и получить код активации, предъявив свой паспорт и пенсионное свидетельство (СНИЛС). При этом персональные данные всех пользователей, идентификационные данные и сведения о паролях защищены единой системой идентификации и аутентификации. Дальнейшее развитие указанного порядка предполагает выдачу кодов активации государственными и муниципальными органами власти. Ресурс адаптирован для пользователей с ограниченными возможностями. В 2011 году разработаны версии Портала на трех иностранных языках - немецком, английском и французском. Переведены и опубликованы интерактивные формы заявлений по госуслугам, которые предоставляются зарегистрированным на территории Российской Федерации гражданам зарубежных государств. На иностранных языках доступна и некоторая другая актуальная информация. По состоянию на начало мая 2012 года на Едином портале размещена информация более чем о 900 федеральных, 12 тысячах региональных и более чем 23 тысячах муниципальных услуг. Доступна подача заявлений в электронном виде по 154 федеральным и 1360 региональным и муниципальным услугам. По состоянию на декабрь 2012 г. на Портале зарегистрировались более 3,3 миллионов пользователей, которые подали более 6 млн заявлений на оказание федеральных, региональных и муниципальных услуг.
Глава 2. Универсальная электронная карта гражданинаС 1 января 2013 года процедура получения государственных и муниципальных услуг становится еще проще. Это возможно благодаря универсальной электронной карте (УЭК), которая вводится на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Универсальная электронная карта (УЭК) - это отдельный вид пластиковой карты содержащей в себе ряд документов первой необходимости, таких как удостоверение личности, полис и свидетельство обязательного медицинского и пенсионного страхования, а так же соответствующий аналог платёжной банковской карты. [11]
По сравнению с традиционными документами функциональные возможности УЭК будут заметно расширены благодаря наличию электронных приложений (ЭП) [8]
Само понятие и определение универсальной электронной карты было сформировано Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
До февраля 2012 года система УЭК находилась в стадии глубокой заморозки и лишь в начале ранее упомянутой даты была запущена в тестовом режиме на территории девяти крупных регионов страны.
С 1 января 2013 года, приступили к выдаче универсальных электронных карт всем желающим гражданам России по обращению в специальном заявлении.
В планах правительства с 1 января 2014 года, начать массовое обеспечение всех людей пластиковыми картами УЭК, кроме тех, кто заявил об отказе в письменной форме. [11]
Стоит отметить, что УЭК не ограничивает граждан в получении государственных и муниципальных услуг традиционным способом - с помощью паспорта и других документов. [3]
Универсальная электронная карта призвана снизить уровень коррупции, упростить бюрократические процедуры, улучшить качество государственных услуг, способствовать развитию безналичных расчётов/ Внедрение УЭК обойдётся России в 150 млрд. руб.
2.1 Базовые возможности универсальной пластиковой карты УЭКБазовая карта УЭК обладает следующими стандартными для всех возможностями:
Может быть использована, как общепринятое удостоверение личности (в рамках законодательства РФ).
ID-документ удостоверяющий Вашу личность в сети Интернет (сопоставим с электронной подписью).
Стандартный полис обязательной медицинской страховки.
Свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Возможности платёжной банковской карты. [11]
Дополнительные опции УЭК
Как дополнение, на электронную пластиковую карту можно установить специальные приложения, которые помогут получить доступ к другим муниципальным, коммерческим и государственным услугам.
Примеры дополнительных видов услуг и возможностей, которыми можно будет воспользоваться по мере развития и внедрения системы УЭК:
Медицина
Заблаговременная запись на приём к необходимому специалисту.
Возможности электронной регистратуры.
Приём к врачу без очереди.
Доступ к медицинской карте в электронном виде.
Выписка электронного рецепта.
Оплата лекарственных препаратов и сопутствующих услуг.
Личный транспорт
Аналог водительского удостоверения.
Цифровой полис ОСАГО.
Оплата наложенных штрафов ГИБДД.
Оплата госпошлин при оформлении водительского удостоверения.
Оплата услуг постановки и снятия с учёта транспортного средства.
Муниципальный транспорт
Возможность оплаты проезда, без необходимости стоять в общей очереди или приобретать билеты в кассах.
Покупка билетов на поезд и самолёт.
Оплата льготного проезда.
Образование
Получение доступа в учебные учреждения оборудованные системой для работы с УЭК.
Электронный дневник успеваемости ученика (зачётная книга).
Электронное расписание занятий.
Электронный экзамен.
Оплата предусмотренного питания.
ЖКХ
Все виды оплаты коммунальных услуг.
Получение любой информации о состоянии ЖКУ.
Законодательство
Возможности внесения предложений в Государственную Думу, которые набрали более 100 000голосов.
ФМС
Необходимые услуги, за оказание которых отвечает паспортный стол.
Онлайн регистрация по месту жительства или временного пребывания.
Банки
Все виды существующих перечислений (пенсии, пособия, заработанная плата и т.д.).
Оплата и покупка любых товаров в любом магазине, а так же сети Интернет.
Налоги
Оплата всех видов налогов.
Получение подробной информации по имеющейся задолженности.
Доступ к сайту муниципальных и государственных услуг
Круглосуточный доступ в сети Интернет.
Доступ через специальные информационные терминалы, установленные на улицах города.
Коммерческое использование
Всевозможные программы накопления бонусных баллов, скидок и т.д.
Возможность программирования карты на открывания дверей, оборудованных электронными замками на территории определённого предприятия. [11]
2.2 Опыт реализации ID-карт в других странахСтоит отметить, что подобные универсальные карты есть далеко не во всех странах мира. Англия, Германия, Южная Корея и США после введения таких карт отказались от них, так как посчитали недопустимым тотальный контроль своего населения. Если сравнивать с Россией, западные аналоги более просты - они обеспечивают, как правило, пока только идентификацию. [5]
Подобные универсальные карты есть далеко не во всех странах мира. Если сравнивать с Россией, западные аналоги более просты - они обеспечивают, как правило, пока только идентификацию.
Французская карта содержит два чипа. В одном размещается биопаспорт с отпечатками пальцев, который служит загранпаспортом в любом регионе мира. Во втором - приложение IAS (Identification, Authentification, Signature), направляющее запросы к необходимым для идентификации владельца карты внешним серверам.
Правительство Германии объявило о запуске умной ID-карты - Personalausweis - с 1-го ноября 2011. Помимо биометрической информации о своем владельце карта будет оснащена и радиочипом. Безконтактные смарт-карты могут быть использованы в качестве проездного документа, иметь доступ к онлайн-банкингу, регистрации пассажиров на авиарейсы и позволят немцам подавать свои налоговые декларации. Persona-lausweis может также использоваться в качестве проездного документа в рамках Европейского союза, а в некоторых других странах, таких как Тунис, Марокко и Египет, вместо паспорта. Западные СМИ называют немецкую карту самым продвинутым ID-устройством в мире.
В Белоруссии функционирует национальная платёжная система Белкарт. Карточки "Белкарт" являются собственной разработкой Национального банка Республики Беларусь. Количество эмитированных карт по состоянию на июнь 2012 года составляет 4,6 млн., участниками системы являются 17 банков. Однако карта слабо защищена (используется магнитная полоса), а отсутствие чипа на карте, делает невозможным использование карты для офф-лайн операций в качестве карты социальных и транспортных приложений. Использование чипа с возможностью бесконтакных операций существенно удорожает карту, однако карта с чипом используется более 6 лет, а карту с магнитной полосой приходится достаточно часто переэмитировать.
А в Эстонии уже давно существуют ID-карты, близкие к тем, что собираются ввести в России: там картой можно расплачиваться в общественном транспорте, она заменяет паспорт, в нее внесены данные о страховках и т.п. Также с помощью этой карты в Эстонии можно проголосовать, на пластике находится электронная подпись гражданина.
По данным опроса ООН, в 2010 году первое место среди стран, готовых к принятию электронного правительства, занимает Южная Корея (индекс готовности равен 0,8785). Россия в этом списке пока на 59-м месте (0,5130). Но тот темп, с которым наше правительство взялось за реализацию этой программы, позволит России догнать и перегнать сегодняшних лидеров.
ЗаключениеПорой нам приходится заполнять огромное количество справок и документов, которые, в свою очередь, от нас требуют те или иные структуры власти. Нам постоянно приходится требовать от этой самой власти выдачи не меньшего количества документов. Самые банальный пример, - сколько нужно собрать справок для оформления ребенка в детский сад или в школу, а для регистрации различных сделок со своим имуществом.
А ведь чаще всего люди и не уверены, удастся добыть нужную справку с первого раза или придется побегать? Порой получение заветной справки зависит от подписи лишь одного человека, а найти его, застать в нужный момент, это порой не в наших силах.
Основная задача данного проекта - приблизить чиновника к обычному человеку. А главное, избежать "взяток". Для того чтобы результаты по внедрения системы "электронного правительства" были положительные необходимо, внедрить информационные технологии в работу Правительства, научить сотрудников пользоваться современными ресурсами. Конечно так же необходимо объяснить гражданам их права, возможности применения компьютерной техники в реальной жизни. Любой гражданин должен знать, какую информацию он может получить на сайтах конкретных министерств и ведомств, как заполнить документы, где именно найти их образцы, куда и кому отправить заполненные бумаги, когда можно получить ответ, куда обратиться. В случае если нарушены его права, если чиновник прислал отписку, кто контролирует исполнение принятых решений и т.д.
Данная система развивается, через Интернет-ресурсы государственных органов можно будет получать различные информационные данные, которые напрямую касаются интересов людей. Вопросов у людей немало, и власть, не тратя слишком много времени, могла бы дать гражданам необходимую информацию.
Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политическом процессе.