Методическая разработка классного часа «Роль отца в семье»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края Венцы-Заря
сельскохозяйственный техникум
Методические рекомендации
по проведению классного часа
«Роль отца в семье»
Автор Светличная Л.С.
п. Венцы
Предисловие
Тема для классного часа «Роль отца в семье» выбрана не случайно. С самого раннего детства мы педагоги и родители должны развивать в наших детях чувство «отцовства» и «материнства». Дети в своих рисунках на тему «Моя семья» нарисовали свою маму у плиты, а папу перед телевизором. Как говориться, «каждому свое». Но мужское воспитание не в нотациях и руководящих указаниях, а в том, чтобы с самого раннего возраста своих детей создаваться контакт с ними, который не будет утрачен только в том случае, если он существовал уже прежде и был достаточно прочен.
Возиться с детишками – дело не мужское, что с женщиной, самой природой предназначенной для этого занятия, мужчине все равно не сравниться. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины – от Песталоцци и Янна Амоса Каменского до Макаренко, Сухомлинского, Шацкого, Корчака.
Тема классного часа: «Роль отца в семье»
Цель: раскрыть и показать истинную роль отца в воспитании детей, а именно как помочь детям впитать жизненные важнейшие основы, как развить в них ум, ловкость, смелость, силу, уверенность в себе, чувство прекрасного, сердечную доброту, то есть различные физические и духовные способности.
Эпиграф: «Семья стоит у истоков не только человеческой жизни, но и человеческой личности, а это значит, что чем более прочны, морально зрелы брачно-семейные отношения, тем лучше создаются условия для воспитания детей».
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: плакат «Брачно-семейные связи», плакат с русскими пословицами, цветы, анкета с вопросами для каждого, столы сдвинуты полукругом.
План
Вступительное слово классного руководителя
Подготовленные выступления учащихся (о своих отцах)
Заполнение анкет
Заключительное слово классного руководителя.
Введение
Современная наука и практика убедительно свидетельствуют в пользу раннего участия мужчин в деле воспитания. Настолько раннего, что во многих зарубежных странах папы насильно участвовали в появлении своего ребенка на свет, присутствуя при родах жены. Причем, по данным психологов, те мужчины, которые помогали и сопереживали рождению своего малыша, впоследствии оказываются более нежными и понимающими мужьями, их связь с ребенком теснее, а воспитательная эффективность выше, чем у других. Примечательно, что в семье, где родители «рожали вдвоем», гораздо чаще обходятся без физических наказаний. И не удивительно, что таких семей больше, где под папиной опекой они развиваются прекрасно, даже с опережением. И поэтому мы должны объяснять ребятам в чем суть «мужского воспитания» и какова в ней роль отца, чтобы они имели представления об истоках не только мужчины, но и отца.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в тоже время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Образно говоря, каждый член семьи занимает определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Ребенок с самого раннего детства видит в своей матери все «женское», а в своем отце все «мужское», иначе говоря, представляет основные модели полов. Например, отец для дочери (при хороших взаимоотношениях) – это и основа чувства безопасности; именно он дает ей ощущение женственности; на основе общения с ним девочка строит свой образ мужчин вообще. Первичные детские представления очень стабильны, и, хотя формы поведения с возрастом меняются, постоянными остаются основные установки на противоположный пол, выражающий в эмоциональных переживаниях, импульсивных поступках (с мужчинами приятно общаться или нет, к ним надо приближаться или от них бежать). Хотя девочка, повзрослев, встречая самых разных мужчин, начинает смотреть на них, да и на своего отца, не глазами своей матери, а своими собственными, часто е сознательный, гораздо более осмысленный опыт оказывается бессильным против раннего, детского понимания, первичных отношений с членами семьи. Эмоциональное напряжение, негативные эмоциональные переживания, возникающие при общении с мужчинами, непонятно и незаметно для самой взрослой женщины пророчески возвращают в жизнь то, что когда-то сложилось между ее матерью и отцом.
Ведущий 1 Сегодня многие отцы семейства берут на вооружение старое разделение «женских» и «мужских» дел, забывая о некоторых важных особенностях прежней «патриархальной» («патер»-отец) семьи. В этой семье отцы занимались детьми с малолетства. Да, они не пели колыбельных, не стирали рубашонок. Но они крестьянина с самого нежного возраста видел труд отца и очень рано включался в него, помогал в поле, на лугу, в лесу (где, помните, «раздавался топор дровосека»? С каким степенным достоинством произносит «мужичок с ноготок»: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Вот это чувство ответственности! Вот это воспитание! – вздохнули бы многие современные родители). В семье ремесленника ребенок приобщался к ремеслу отца, в семье купца – помогал в лавке. Дети носили обед косарям на луг, рабочим – на фабрику. Труд отцов – на виду, его можно «потрогать», ощутить на себе. Как много умеет, знает, может мой отец! – вот база для отцовского главенства, авторитета. Отец – глава нашей семьи человек, который принимает важнейшие решения, советует, направляет, руководит. Не просто потому, что из всех в семье наиболее умелый, опытный, сведущий. Одним словом, «умеет делать – потому и руководит».
Ведущий 2. А вот в современных семьях эта «формула» незаметно преобразовалась в других, часто произносимую по разным поводам с горькой иронией: «Кто умеет, – делает, не умеет, – руководит». Посмотрим кто в семье «делатель». Кто пришел в школу на родительское собрание? Четыре папы, 30 мам. Кто гуляет с детишками в выходной? Один папа на 10 мам. Кто стоит в очереди за продуктами? Два мужа 10 жен. Сколько выдано бюллетеней по уходу за ребенком? Наверное, 1 папа на 100 маминых. (Правда, папам врачи выдают больничные листы крайне неохотно, тоже, видно, считают, что не мужское это дело). Прибавим еще и тот немаловажный факт, что женщины составляют у нас в стране 51% рабочей силы. Вот и получается, что мозолистые руки мужчины – работника остаются в детском восприятии как бы «за кадром» (многие подростки не могли даже точно назвать, где и кем работают их отцы). Дома же ребенок видит папу, образно говоря, «в белых перчатках» А результат? Многие матери жалуются, что чем старше становится они, тем труднее привлечь его к домашним делам – перед глазами пример « мужчины в белых перчатках».
Ведущий 3. Я знаю в Чехословакии, например уже давно созданы детские дома «семейного типа»: в каждой детской группе два воспитателя: мужчина и женщина. В таких группах удается творить почти чудеса – преодолевать задержки умственного, физического и психологического развития, делать детей – сирот с тяжелым прошлым жизнерадостными, уравновешенными, счастливыми. Наконец, совсем уже совсем странным может показаться кому-то один своеобразный эксперимент. Его целью было выяснить, как развиваются дети, если основным воспитанием в раннем возрасте является отец. Участники этого эксперимента – супружеские пары – поменялись «ролями»: работу, а папы взяли отпуск по уходу за грудными детьми. Дети находились под тщательным наблюдением врачей. Под папиной опекой они развивались прекрасно, даже с опережением – оказывается, папы меньше времени, чем мамы уделяли кипячению бутылочек и выглаживанию пеленок и больше – игре, возне с малышами, в которой проявляли незаурядную выдумку и творческие способности. Когда же дети достигли переломного подросткового возраста, выяснилось, что он проходил у них менее болезненно, а конфликты с родителями не достигали такого накала, как в обычных семьях.
Методические рекомендации по проведению классного часа:
Заранее объявить тему классного часа.
Дать задание подготовить доклады двум или нескольким студентам.
Написать анкеты.
Аудитория должна быть украшена плакатами с пословицами. Эпиграф и тема классного часа написание на доске.
Столы в аудитории ставятся таким образом, чтобы все присутствующие чувствовали себя свободно.
Заключение
Надеюсь, что данная методическая разработка по проведению классного часа на тему: «Роль отца в семье» поможет классным руководителям в организации и проведении классных часов по сфере «Я – семья».
Литература:
Марина Арутюнян Легко ли быть родителями? Москва 1991г.
Ф.Я. Батсов «Ответственность родителей» Лениздат 1983г.
Домохож Варга Дела семейные Москва 1986 «Педагогика».
С.Э. Карклина Проблемы семейного воспитания Москва 1983г. «Советская Россия»
Г. Панизовская Понимать друг друга Лениздат 1984г.
А.В. Толстых Взрослые и дети Москва 1988 «Педагогика»
Г.Т. Хоментауская Семья глазами ребенка Москва 1989г. «Педагогика».
Заключительное слово классного руководителя.
Мать и отец – самые первые и самые главные воспитатели своих детей. И дети, наблюдая внимательное отношение к себе родителей и близких членов семьи, испытывают благотворное их влияние на свои поступки, будут сами подрожать взрослым. Выполнению обязанностей семьянина в воспитании детей следует учиться у великого основоположника научного коммунизма Карла Маркса. Несмотря на огромную изнурительную работу, тяготы и лишения эмигрантской жизни, Маркс навсегда сохранил духовную близость со своими детьми, и дети видели в нем не только отца, но и товарища, друга. Немало примеров товарищеских отношений между старшими и младшими членами семьи и в наше время.
Анкета «Роль отца в семье»
Что нужно сделать, чтобы создать в семье микроклимат?
Какое психологическое открытие сделал ваш отец?
Как вы понимаете слово «воспитание»?
Кто является для вас авторитетом?
В каком возрасте вы больше восхищались своим отцом?
Как вы думаете, легко ли быть родителями?
Как вы понимаете словосочетание «женское воспитание» и «мужское воспитание»
Почему часто между отцом и сыном складываются отношения скрытой враждебности?
У какого мальчика больше шансов вырасти действительно мужественным?
Когда брак может быть удачным?
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415