План-конспект урока по баскетболу (6 класс)
МБОУ «Чернышевская школа»
Раздольненского района Республики Крым
План-конспект урока по баскетболу для обучающихся 6-го класса
«В баскетбол играть легко, хорошо играть трудно». Джеймс Нейсмит.
Халилаев Илимдар Шевкетович, учитель физической культуры
Дата проведения: 11.12.2015 г.
Тема урока: ведение мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока.
Тип урока: образовательно-тренировочная направленность.
Метод проведения: индивидуально-групповой, поточный, фронтальный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: баскетбольные мячи, секундомер, свисток, стойки, скакалки, теннисные мячи.
Задачи
Образовательные:
правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
составление плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли в формировании здорового образа жизни;
история зарождения баскетбола.
Совершенствования физических способностей:
обучение техники ведения мяча с изменением направления и скорости;
совершенствование ловле и передачи мяча на месте и в движении с отскоком от пола;
совершенствование броска мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди после ведения и остановки.
развитие двигательных качеств посредством эстафет с элементами баскетбола.
Оздоровительные:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Воспитательные:
приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных качеств;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание урока Дозировка Методические приемы обучения
воспитания, организационные моменты,
контроль
Подготовительная часть 12 мин. Построение. Приветствие.
Сообщение задач урока.
Образовательные вопросы.
Подсчет ЧСС. Инструктаж по ТБ
Строевые приемы. 2 мин. Фронтальный опрос.
Межпредметные связи: английский язык (история зарождения–basketball);
Валеология (ЗОЖ)
Индивидуально-групповой контроль
2. Ходьба, её разновидности с изменением положения рук (мяч в руках):
– на носках руки вверх;– на пятках руки за спину;– перекат с пятки на носок;
– ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы.1 мин. Здоровьесберегающие технологии: следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться
(профилактика сколиоза).
Следить за дыханием.
Профилактика плоскостопия
Мячи в руках.
Индивидуальный контроль
3. Бег в среднем темпе с изменением направления и скорости по свистку.
Специальные беговые упражнения (мяч в руках)
– приставными шагами левым боком вперед;– приставными шагами правым боком вперед; 5 мин. Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.
По свистку - бег в противоположную сторону (на внимательность)
Следить за правильностью выполнения приставного шага, руки на уровне груди.
Межпредметные связи: география (лицом на юг, правым боком на север и т.д.) Индивидуальный контроль
4. Перестроение и проведение ОРУ и СУ с мячами. 4 мин. Индивидуальный контроль за выполнением ОРУ. Строевые приемы при перестроении
Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч: наклоны головы 4 круга
Плавные наклоны головы влево, вправо, вперед, назад. Мяч на уровне груди.
Исходное положение – основная стойка, руки к плечам:1–4 – круговые вращения руками вперед; то же самое назад 4–6 раз Круг выполняется по полной амплитуде.
Мяч у ног.
Исходное положение – основная стойка, руки разведены: вращение локтями 4–6 раз Плавные вращения без резких движений по кругу влево, вправо.
Мяч у ног.
Исходное положение – основная стойка, руки на уровне груди:1–2 – отведение рук с согнутыми локтями; 3–4 – отведение с прямыми руками 4–6 раз Руки прямые; на счет 3–4 плавный поворот туловища влево, вправо.
Мяч у ног.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч:
вращение тазобедренным суставом 4–6 кругов в каждую сторону Круг плавно выполняется по полной амплитуде.
Мяч на уровне груди.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки над головой: 1–2 – наклон туловища вправо;3–4 – то же влево 4–6 раз Спину держать ровно. При наклоне руки над головой в сторону наклона.
Мяч в руках.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки над головой:1 – прогиб назад;
2 – наклон к левой ноге;3 – наклон вперед;4 – наклон к правой ноге; 4–6 раз Ноги не сгибать, плавный прогиб назад – руки над головой.
Мяч в руках.
Исходное положение – присест на правой ноге (левая вытянута в сторону):
перекат на левую4–6 раз Ноги в коленях не гнуть, мяч перекатывать по полу в сторону переката.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на коленях:
вращение коленями по кругу 4–6 кругов Круг выполняется плавно по полной амплитуде, влево, вправо
Мяч у ног.
СУ баскетболиста:
Вращение кистями рук и голеностопом 4–6 кругов Плавное вращение.
Мяч у ног.
Прыжки на левой ноге, на правой, на двух с касанием коленями мяча.3×7 раз Правильное и мягкое приземление, быстрый толчок, мяч в руках на уровне груди
Основная часть 30 мин. Индивидуальный-групповой контроль
1.Эстафеты с элементами баскетбола:
1.1. Напротив каждой колонны 3 фишки.
На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и, перепрыгнув третью фишку, после остановки прыжком совершает бросок в корзину. Назад - в обратном порядке, передавая мяч из рук в руки.
1.2. Напротив каждой колонны 3 фишки.
На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и с ведением, огибая с дальней от кольца стороны третью фишку, совершает бросок в корзину снизу двумя руками.
Назад в обратном порядке, но передача мяча партнеру с отскоком об пол.
1.3. Челночное ведение:
игрок начинает ведение мяча до середины площадки, переводит мяч в другую руку, спиной назад добегает до линии штрафных бросков, переводит мяч и с ускорением ведет мяч и совершает бросок в корзину.
Второй игрок начинает движение после того, как первый начал ускорение, до этого он на месте, у линии старта, совершает ведение попеременно левой и правой рукой.
После подбора мяча первый игрок по краю площадки возвращается в свою команду, передает мяч свободному игроку, берет скакалку и выполняет прыжки через скакалку.
1.4. Встречная эстафета с передачей мяча 12 мин. Построение в три колонны.
Следить, чтобы участники выполняли правила эстафет, особое внимание уделять ловле и передаче мяча, правильному ведению и броску мяча:
после ведения бросок двумя руками снизу;
после остановки прыжком – двумя руками от груди.
Индивидуально-групповой контроль.
Подсчет ЧСС.
Норма пульса у детей 12-13 лет в покое 55-90 уд./мин. 70 среднее
Минимальное значение пульса при тренировке: 140 ударов в минуту среднее
Максимальное значение пульса при тренировке: 208 ударов в минуту среднее
Минимальное значение пульса при тренировке можно вычислить по формуле:
Х = ((220 — у) — z) * 0.5 + z, гдеУ — возраст ученика;Z — частота пульса до начала тренировки за одну минуту.
Межпредметная связь: математика, биология
Передача мяча из рук в руки, прямая и с отскоком об пол
Эмоциональная разгрузка и совершенствование ловкости:
Передача теннисного мяча одной рукой
из-за головы;
Упражнение на координацию и ловкость:
В колонне по три напротив стены, на расстоянии 2-3 м, у первого ученика мяч. Первый совершает передачу мяча в стену, суметь рассчитать место падения после отскока, и, подпрыгнув, пропустить мяч между ног. 3 мин. Обратить внимание на работу кисти руки во время приема и передачи мяча. Объяснить различие между передачей, броском и метанием.
Продемонстрировать упражнение.
2. Совершенствование ловли и передачи мяча на месте:
передача мяча двумя руками от груди
передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.
Меняем передачу по свистку
(на внимательность) 5 мин.
Перестроение в две шеренги. Продемонстрировать передачу мяча
При ловле руки вытянуть, кисти рук образуют "воронку", ловить мяч пальцами, согнуть руки в локтях, мяч к груди, шаг назад. При передаче мяча: шаг вперед, передача
3. Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока:
Ведение мяча по кругу дальней от центра площадки рукой, по свистку меняя направление движения в противоположную сторону;
два свистка ведение мяча в присесте;
броски после ведения - двумя руками снизу, после остановки прыжком - двумя руками от груди. 8 мин. Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (dribbling).
Существенные ошибки при выполнении ведения мяча: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля
Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч, со зрительным контролем либо без него.
Продемонстрировать упражнение.
Упражнения на расслабление.
Упражнение на внимательность.
Аутотренинг (инновационный подход) 3 мин. Повисеть на гимнастической лестнице.
Быть внимательным.
Расслабиться и слушать.
Заключительная часть 2 мин. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Объявить и выставить оценки за урок. Домашнее задание. Организованный уход из спортивного зала Отметить лучших, активных учащихся. Пожелать крепкого здоровья, успехов в учебе и спорте.Библиографический список.
План-конспект урока разработан на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2008 г., под общей редакцией А.П. Матвеева.
Дополнительная литература:
А.Я. Гомельский «Баскетбол. Секреты мастера», «Управление командой»
Созинова Н.А., Муравьева В.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001-96с. (Физкультура и спорт в школе).
Журнал «Детский тренер» №3 2008г. статья: «Воспитание волевых качеств у юных спортсменов».
Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 2001