Конспект занятия по внеурочной деятельности Книга времен года


МБОУ Новодмитриевская СОШ
Учебный проект по внеурочной деятельности
« Книга времён года»
ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный.
Выполнила:
учитель начальных классов Цыцулина Л.И.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
1. Провести наблюдения за изменениями в природе.
2. Учить ценить красоту природы.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
4.Cоздать иллюстрированную книгу о временах года.
ЗНАНИЯ,УМЕНИЯ И ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ:
-владение устной речью;
-вести поиск нужной информации;
-оценивать влияние природы на человека.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: создать иллюстрации на тему “ Времена года”,оформить страницы книги с пословицами , поговорками , загадками и стихами о временах года, которые можно использовать на уроках окружающего мира, развития речи, в группе продлённого дня и т .д.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Репродукции картин и изображением времён года.
2. Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
3. Дополнительная литература.
ПЛАН
1.Сообщение темы
2. Актуализация знаний и активизация познавательной активности детей.
3. Фронтальная беседа по проверке самостоятельно полученных знаний.
4. Проектная деятельность учащихся в группе.
5. Рефлексия.
Учитель:
( звучит музыка из кинофильма « Служебный роман» «у природы нет плохой погоды…», учитель читает стихотворение о временах года)
Придумала  мать  дочерям   имена,Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна —  зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А Лето пришло —  всё под солнцем цветет,И спелые ягоды просятся в рот.Нам  щедрая  Осень  приносит  плоды,Дают урожаи поля и сады.Зима засыпает снегами поля.Зимой отдыхает и дремлет земля.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем весеннем мероприятии , посвящённом временам года. На внеурочных занятиях мы много говорили о лете, об осени, о зиме, и конечно о самом прекрасном времени года, с приходом которого вся природа оживает и радует нас яркостью красок – весне. Сегодня, ребята, мы с вами обобщим весь материал и на его основе попытаемся создать книгу “Времена года” с красивыми иллюстрациями.
( дети разделены на четыре группы(лето, осень, зима, весна ) сидят за отдельными столами, перед ними пустые брошюры – заготовки, куда они будут вклеивать материал( пословицы , поговорки, загадки) , аппликацию, и иллюстрации.)
Учитель: ребята, перед собой вы видите брошюры ,
у первого стола - лето , у второго – осень, у третьего – зима, у четвёртого – весна.
Вы заметили, что внутри этих брошюр ничего нет .Но после нашей совместной работы они должны наполниться содержанием и ,главное, иллюстрациями. В конце нашего мероприятия мы, объединив все четыре брошюры , получим с вами настоящую книгу .Ведь как писал Виктор Боков (на доске)
КНИГА – УЧИТЕЛЬ,
КНИГА– НАСТАВНИК
КНИГА – БЛИЗКИЙ
ТОВАРИЩ  И  ДРУГ.
УМ, КАК РУЧЕЙВЫСЫХАЕТ И СТАРИТСЯ,
ЕСЛИ ТЫ ВЫПУСТИШЬКНИГУ ИЗ РУК.
Учитель: Ребятки , откройте пожалуйста ваши брошюрки, и посмотрите что написано на первой странице ( написано: пословицы и поговорки). Перед вами, на каждом столе лежат пословицы и поговорки ( прилагаются). Каждая группа выбирает те , что относятся к его времени года ( находят, зачитывают) Давайте наклеим их на страницу.
Учитель: Следующая страница – загадки. Ребята, вы должны были дома подобрать загадки о своём времени года. Загадайте их . Мы попробуем отгадать( загадывают, все отгадывают). Давайте наклеим их на страницу.
Учитель: Следующая страница - стихи. Каждый поэт считал своим долгом описать в своих стихах красоту природы в любое время года. Вы должны были подобрать стихи о своём времени года (дети читают наизусть стихи по очереди)
ЛЕТОХочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.Приходи!Грибов и ягодСтолько  —Не собрать и за год!А у речки, а у речкиС удочками человечки.Клюнуло!Смотрите  —  щука!Щуку на берег втащу-ка.Хорошо, устав от зноя,По росе скакать в ночное,Кашу на костре сварить,До утра поговорить...Я. Аким
Осень.
Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали.Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела.М. Садовский
ПЕСНЯ О ВЕСНЕУходи, мороз, косматый!Слышишь, старый, или нет?И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.Солнце ласково смеется,Светит ярче, горячей,И с пригорка звонко льетсяРазговорчивый ручей.Он лучистый, серебристый,Он сверкает и дрожит,А другой, такой же чистый,Рядом весело бежит.Ты не слышишь, дед сердитый,Как в заоблачной дали,Над землей, дождем умытой,Закричали журавли.А зима сдала, осела – Хватит ей озорничать!Выходи ребята, смело
Песни петь и май встречать!Я.Колас
БЕЛЫЕ СТИХИСнег кружится,Снег ложится -Снег! Снег! Снег!Рады снегу зверь и птицаИ, конечно, человек!Рады серые синички:На морозе мерзнут птички,Выпал снег - упал мороз!Кошка снегом моет нос.У щенка на черной спинкеТают белые снежинки.Тротуары замело,Все вокруг белым-бело:Снего-снего-снегопад!Хватит дела для лопат,Для лопат и для скребков,Для больших грузовиков.Снег кружится,Снег ложится -Снег! Снег! Снег!
Учитель: Ребята,прослушав стихи, можно сделать вывод , что каждое из времён года по своему прекрасно; лето яркое, приносящее радость; осень золотая , печальная; зима белая, снежная; весна шумная, ласковая.Это можно увидеть на картинах художников. ( выставка картин муромских художников).У композиторов тоже много произведений о временах года. Давайте послушаем музыку( ЗВУЧИТ МУЗЫКА П.И.ЧАЙКОВСКОГО "ВРЕМЕНА ГОДА")и настроимся на нашу основную работу.
Учитель: Мы с вами сегодня попробуем себя в роли художников – иллюстраторов, и проиллюстрируем брошюрки, которые мы заполняли текстом Знаете ли вы кто это такие иллюстраторы? ( те кто иллюстрируют) Посмотрите ,пожалуйста, на доску.
"Иллюстрация", в переводе с латинского,  означает "освещать, проливать свет, объяснять".
Как вы это понимаете?( по иллюстрации можно определить о чём идёт речь в произведении, или в том или ином эпизоде) Обращаете ли вы внимание на иллюстрации в книгах? Почему? В каких книгах встречается больше иллюстраций?( в детских)
Давайте же проиллюстрируем наши книжечки так ,чтоб всем было понятно о каком времени года идёт речь . Перед вами заготовки , выберите те ,которые подходят по тематике к вашей книге. ( детям даются картинки относящиеся к разным временам года ,они выбирают нужные , раскрашивают, приклеивают)
Учитель:Ребята, давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.Небольшие детские книжечки.Соединив их , мы получим продукт , созданный нашими руками.А ведь то , что создано своими руками самое дорогое. Дома вы должны были с родителями нарисовать рисунок о временах года , посмотрите на выставку ваших рисунков.( рисунки на доске).Их мы тоже используем в нашей книге.
Учитель:Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
Что вы узнали нового?
Мы с вами продолжим работу по иллюстрированию .Скоро у нас праздник Пасхи, подумайте как можно раскрасить пасхальное яйцо.
На сегодня наша работа окончена. До свидания.
(звучит музыка из кинофильма “Служебный роман”