Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему Перелётные птицы 
Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).
Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.                                                                      Задачи.                                                                                                                                      Образовательные:                                                                                                                                                        - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;                                                       - развитие навыка словообразования;                                                                                                                          - совершенствование грамматического строя речи;                                                                                                                                           - упражнение  в построении грамматически правильно  построенных предложений;                                                                                                                                                             - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.                                                                                                                                                                 Коррекционные:                                                                                                                                                                               - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);                                                              - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);                                                                                                      - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.                                                                                    Воспитательные:                                                                                                                                                                           - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое;                                                                                                                                                                   - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;                                                                          - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.                                                                                                                     Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.                                                    Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии                                                  – сюрпризный момент.                                                                                       Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».                                                                                        Предварительная работа:                                                                                                                           - беседа о перелетных птицах;                                                                                                                     - чтение стихов о перелётных птицах;                                                                                                           - наблюдение за птицами во время прогулок;                                                                                               - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;                                                                  - подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания).                                                                                                             Л-д: Из далёких жарких стран                                                                                                                                           Гости к нам весной спешат.                                                                                                 Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы.                                                                                                                                                              Л-д: Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание!   Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….                                                                                   Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы.                                                                                                                                       Л-д: А теперь загадка:                                                                                                                                              Без рук  без, топора построена изба….. Что это?          Ответ - гнездо.                                                                   - Где птицы вьют свои гнезда?         Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки  и силуэтные картинки  дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы).                                         Л-д: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?                                                                  Ответы – Это сова. Совиное  гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки).                                                                                                                                                        Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.                                                                                           Это грач. Грачиное гнездо на дереве.                                                                                                                      Это кукушка. У кукушки нет гнезда.                           
Ребята! Одна птица здесь лишняя.          Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
II. Основная часть.  Знакомство с темой:                                                                                                   Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах.                                                                                                                                                                - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные  признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).
Кто эта птица?                                                                                                                   Гнезда не строит никогда.                                                                                                                       Яйцо соседям оставляет                                                                                                                                              И птенчика не навещает.                                                                                                 
Незнайка все время ошибается и дети  его поправляют.        Кукушка.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?                                                                                                                                                       
2. Это старый наш знакомый.                                                                                                                         Он живет на крыше дома –                                                                                                               Длинношеий, длинноклювый,                                                                                                     Длинноносый, безголосый.                                                                                                                          Он летает на охоту                                                                                                                                                  За лягушками к болоту.                      Аист.
3.Всех перелётных птиц черней                                                                                                                       Он чистит пашню от  червей.                    Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо                                                                                                                                            Из комочков глины.                                                                                                                                    Для птенцов стелю на дно                                                                                                                            Мягкую перину.                                 Ласточка.
5. На шесте дворец.                                                                                                                                      Во дворце – певец.                                      Скворец.  
                                                                                                                                              Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц.                                       Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным.                                                                                                                            - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).
(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).
III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание  позитивного эмоционального настроя детей).                                                                       По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.                                                         
- Птенчик в гнёздышке проснулся,                                                                                               Встрепенулся. Потянулся.                                                                                                                                      И головкой покивал,                                                                                                                                                 И хвостиком повилял.                                                                                                                                (пальчиковая зарядка)                                                                                                                                                - Широко раскрыл он клювик,                                                                                                                                                                    Громко, громко запищал:                                                                                                                                          Пи-пи-пи, пи-пи-пи….                                                                                                                                 Червячка скорей неси.                                                                                                                                            - Мама с папой закружили,                                                                                                                   Угощение тащили..                                                                                                                                   (пальчиковая зарядка)                                                                                                                                           - Червячок, блоха и мошка,                                                                                                                         Кушай, кушай, наша крошка                                                                                                                           
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук).                                                                                                                  - Птенчик сыт, опять он спит.                                                                                                                                   Тс-тс-тс, нам нельзя его будить                                                                                                                Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.                                       Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):                                                                                  Л-д: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых.                                                                                    Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?                                                                 Логопед помогает дать образец ответа….                                                                                                 Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок).                                                                                                                                       (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).                                                                                                                   - Продолжение рассказов детей.                                                                                                                           Упражнение «Закончи предложение».                                                                                                 (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление,  воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).                                                                                                                                             Л-д: Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.                                                                                                         - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.                                                                                                                                - Первыми улетают  на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.                                                                                                                                - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.                                                                                                                            - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.                                                                 - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают.                                                                                                                                  - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)                                                                                                                          III. Подведение итогов занятия:                                                                                                                Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?