Сценарий открытого занятия в старшей группе Перелетные птицы 
Интегрированное занятие по физической культуре с элементами развития                речи в старшей группе
                        “Перелетные птицы.”
   (Дети входят под мелодию “В мире животных”, садятся). 
Восп-ль:  Лето  закончилось. Осень пришла  
                  Яркие краски с собой принесла, 
                  Листья желтеют и опадают. 
                  Многие птицы на юг улетают. 
                   Ночи и дни  холодней. 
                  Бабочек нет, комаров и шмелей. 
                 Травка пожухла и больше дождей, 
                 Тучи на небе и ветры сильней. 
                 Торопятся птицы все дальше на юг, 
                 Про птиц перелетных наш с вами досуг.  
Осенью очень часто мы наблюдали, как птицы собирались в стаи и улетали в теплые края. Все лето у них были птичьи хлопоты: вили гнезда, выводили птенцов, учили их летать и вот теперь осенью птицы перемещаются в область зимовок. Как называются птицы , которые улетают в теплые края? 
Дети : перелетные. 
Восп-ль:  Каких перелетных птиц вы знаете? (будем называть перелетых птиц и определять первый звук в слове) 
Дети: Кукушки, скворцы, чибисы, ласточки, дрозды и др. 
Восп-ль: Как называются птицы , которые остаются зимовать с нами? 
Дети: Зимующие. 
Восп-ль: Назовите зимующих птиц и первый звук в слове. 
Дети: сорока , ворона, галка, воробей, синички и др. 
Инст-ор: Ребята , давайте покажем, как  красиво  могут летать птицы. 
                                     1 “Птицы летают.”(Инструктор  дает команду : В одну шеренгу становись! На право,  с левой ноги шагом марш! На счет   1-2,3-4 дети маршируют под удары бубна; На сигнал свистка: бег, бег врассыпную, бег змейкой   вместе с этим дети машут руками как “птицы” , переход на шаг, садятся.) 
Восп-ль: Перелетными бывают разные птицы: маленькие и большие, живущие в лесу и у водоемов, питающиеся растительной и животной пищей. И отправляются в путь они не когда им захочется, а по своему расписанию и у каждого свое. Каждый  вид птиц улетает и возвращается в определенное время. Кто знает ,как улетают птицы? 
Дети: Птицы одних видов улетают по одиночке, других группами, стаями. 
Восп-ль:  Сегодня мы свами вспомним о некоторых перелетных птицах, узнаем о них интересные факты. И конечно же поиграем. 
       Внимание на зкран( изображение Ласточки) 
Восп-ль: Как называется эта птица?     (ответ детей) 
Одним из первых улетают ласточки (вторая половина августа- первая половина сентября). В одно прекрасное утро стая ласточек снимается с места и улетают на юг в теплые страны. И возвращаются ласточки раньше других птиц. Про это даже есть песня. 
( звучит мелодия “ Ласочка”, дети выходят в центр зала и строятся в две колонны для ОРУ). 
                       2. ОРУ  “ Ласточка.” Восп-ль: Ребята, чем питаются ласточки? 
Дети: питаются насекомыми: мухами, комарами, мошками, жучками. 
Они ловят и поедают их на лету . Ласточки никогда не трогают ни ос, ни пчел, т.к они имеют довитое жало. 
                    3. Задание  на определение частей- слогов в словах. 
Ко-мар , мо-шки , жук , лес , му-ха , лас-точ-ка , де-ре-во , па-ук , пче-ла. 
Восп-ль: Ребята, а кто знает, почему ласточку называют показателем погоды. 
Почему говорят:  “Если ласточка низко летает- к дождю.” 
Дети: отвечают. 
Инст-ор: Ребята чтобы нам отдохнуть немного, я предлагаю поиграть в подвижную игру .
                          4. “Надо подкрепиться”. 
Восп-ль: Ласточки летом гнездятся у мостов, башен, строят свои шарообразные гнезда, даже на балконах. У многих народов мира гнезда этих птиц  охраняются, и есть такое мнение , что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье! 
Восп-ль: Внимание на экран ( изображение кукушки) 
Восп-ль: Вы ребята догадались, что это за птица? 
Дети: кукушка. 
Восп-ль: Да , это кукушка . Эта птичка является тоже перелетной , и улетает она от нас также рано - августе. А знаете ли вы, что кукует только самец? При этом он сидит на возвышении – на ветке верхней части кроны дерева, на кустарнике. Самка куковать не умеет, она издает громкую трель  “ Кли-кли-кли”. Чем питаются кукушки? 
Дети: насекомыми: гусеницы, жуки, которые не ест ни одна птица. Поэтому  их считают –Друзья леса. 
Восп-ль: Но есть и не очень  приятная особенность кукушкиного поведения, кто знает какая? 
Дети: Самка не высиживает яйца, а подбрасывает их в чужие гнезда. И  птенцов вскармливают другие птицы. 
Восп-ль: Кукушка- не только хорошо летает, она умеет лазать по деревьям, благодаря особому устройству лап. 
Инст-ор: Наши ребята тоже очень любят лазать и ползать, подтягиваться. Сейчас они покажут это. Строимся друг за другом в две колонны. 
                                5. “А ну-ка подтянись”.
                  
Инст-ор: Молодцы ! Хорошо справились с заданием!           
 Восп-ль: А как называется -  эта птица?
 Внимание на экран ( изображение Чибиса).  
Восп-ль:  Чибис – тоже перелетная птица. Чибиса можно узнать не только по хохолку на голове, но и по характерному крику “Чьи-вы, чьи-вы”. Чибис всегда селится около воды. Купание для чибиса насущная потребность и делает он это несколько раз в день. Это очень  подвижные птенцы. Они быстро и ловко бегают среди травы  в поисках пищи. Питается чибис: улитками, водяными насекомыми, червями и многоножками. 
Инст-ор: Ребята я предлагаю поиграть в подвижную игру.  
                      7. “ Чибис и многоножки”. 
Восп-ль: Очень часто отдельные чибисы улетают в одной стае с другими птицами . 
        Внимание на экран(изображение скворец) 
Восп-ль: Скворцы, хотя и перелетные птицы, в теплые зимы остаются зимовать в местах гнездования. Они  очень общительные. Их можно встретить в садах, парках, недалеко от человеческого жилья. В песенках  скворца слышатся звуки, которые он слышал на зимовках в Африке и во время перелета через южные страны. Птицы могут произносить отдельные слова и даже  целые фразы. 
              8. Задание: придумать слова со звуком –с-. 
Восп-ль: Скворцы гнездятся в дуплах деревьев, под крышами домов. Охотно заселяются в скворечниках . 
Инст-ор: Предлагаю поиграть в игру . 
                          9. “Освобождение скворечника”. 
Восп-ль: А вот еще перелетная птица. 
Внимание на экран (изображение дрозда) 
Эти птицы называются – дрозды – лесные птицы. Хотя за последние годы они и стали прилетать в городские парки. А лучшие певцы – черные дрозды. Они поют звонко, громко, почти все светлое время суток, особенно на  утренней и вечерней зорях. Песня звонкая, громкая. Можно услышать в их песне обращение: ”Филипп, филипп , иди чай пить , чай пить”.Питаются дрозды многоножками, гусеницами, личинками мух, жуками. 
Инст-ор: Ребята я предлагаю вам немного посоревноваться. Делимся на две команды. 
                        10. Эстафета “ Дрозды собирают червячков”. 
Восп-ль: Прощаются с нами не только лесные и городские птицы, но и птицы живущие около воды и на воде. Кто знает , какие это птицы? 
Дети: Гуси, утки, журавли , цапли, лебеди и др. 
Восп-ль: А почему птицы улетают на юг? 
Дети: Насекомые прячутся. 
Восп –ль: Ребята , вам задание . 
                       11. Придумать предложение из 2-3 слов о  птицах и осени. 
Восп-ль:  Скоро белые метели снег поднимет от земли, 
Улетают , улетели  , улетели  журавли. 
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.  
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи, 
Улетают, улетели, улетели и грачи.
До свидания, птицы. До весны! Будем вас ждать ! На этом наше развлечение подошло к концу!  
(Под музыку дети уходят).