Роль социального партнерства семьи и школы в формировании гражданской идентичности личности
«Роль социального партнерства семьи и школы в формировании гражданской идентичности личности»
Национальная доктрина образования и Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов выдвинули стратегические цели и задачи образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества. Это, прежде всего, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих развитой гражданской, духовно-нравственной культурой. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности у учеников в современных условиях обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в социально-экономической и общественной жизни страны. Новые реалии жизни предъявляют высокие всесторонние требования к личности.
Необходимость постоянного совершенствования педагогической культуры родителей в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала семей диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями и проблемами многонационального российского общества. Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.
Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Центральной задачей образовательного заведения и семьи является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Однако существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.
Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Тем не менее, становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой, без учета мнения детей и их родителей.
Таким образом, работа школы с родителями учащихся, в этом направлении, способствует формированию гражданской идентичности у детей, с одной стороны, повышению психолого-педагогической культуры родителей, а с другой - развитию новых форм сотрудничества института семьи и образовательных учреждений.
С этой целью в Ишунской школе регулярно проводятся родительские собрания в форме практикумов, мастер-классов (совместно с практическим психологом и социальным педагогом).
Основная наша задача – привлечение внимания родителей к собственным детям, их проблемам, не удачам, победам, интересам. Наибольшее внимание, по моему мнению, требуют ученики подросткового возраста 7 - 11 класса, родители считают их уже взрослыми, забывая о том, что они нуждаются в их поддержки, внимании, сочувствии и понимании. Проводимые в нашей школе нравственные классные часы, формируют у учащихся позитивное представление о семейных ценностям, уважение к национальным культурам к уважению личности человека.
Основой для нас должны быть, следующие документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000), Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2001г.), Концепция федеральных государственных образовательных стандартов (2009), Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.).
Ключевые идеи, решение которых основано на гражданском воспитании и формировании гражданской идентичности связаны с обеспечением безопасности российского государства и общества, сохранением государственной независимости России; преодолением мировоззренческого кризиса и кризиса доверия к государственной власти; возрождением уважения к государству, обществу, семье, отечественному историческому и культурному наследию народа.
Сформированность гражданской идентичности у учащихся предполагает следующее: осознание подростком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; следование правовой и политической культуре; проявление гражданской активности и патриотизма; установку на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие; осознание своей сопричастности к семье, стране и судьбам человечества.
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации). В семье же закладываются основы формирования гражданской, нравственной личности. Поскольку именно она является своеобразной проекцией «большой культуры», первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней в первую очередь формируются представления о Родине, о патриотизме, о родной культуре, а также соответствующих им формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно, что ребенок не просто механически усваивает и воспроизводит те или иные образцы, но трансформирует их в насыщенные личностными смыслами ценности, реализуемые в индивидуализированных формах социального поведения. Сама семья является не пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, что постепенно создает уникальный внутрисемейный взгляд на сущность Родины и особенности ее понимания. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семьи. Необходима серьезная целенаправленная подготовка родителей на базе учреждений общего образования с целью определения стратегии родительского воспитания, а при необходимости, ее корректировке. На школу ложится важнейшая задача повышения воспитательного потенциала семьи и развития ее социализирующего ресурса, оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей.
Инновационный поход к проблеме семейного воспитания, требования к организации психолого-педагогического всеобуча родителей, вызвал острую необходимость разработки качественно новой системы, которая обеспечила бы рост общей и педагогической культуры личности родителей как базовой основы повышения воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ мудрого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов, для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской» «сильной рукой», для предупреждения об опасностях «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которая приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, тетради, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15