Справочник архитектурного строения церкви (приложение к проекту по МХК, истории на тему Этот удивительный храм)


Словарь церковных терминов
В кругу священнослужителей существует множество терминов, слов и определений четко обозначающих определенные вещи или события. Для человека непосвященного такие слова тяжелы для восприятия и требуют расшифровки и толкования на языке "мирян". Это пособие призвано помочь читателю разобраться в значении слов и понятий общепринятой церковной терминологии. Словарь церковных терминов содержит значения слов и их толкования. В словаре много полезной информации найдут для себя школьники, студенты, преподаватели и те, кому интересно устройство русской православной церкви. Данный справочный материал показан на примере церкви Архангела Михаила п. Ляскеля.
21 ноября 2014 году в поселке Ляскеля состоялось освящение новой православной церкви в честь Архангела Михаила. Инициатором строительства храма стал председатель совета директоров ЗАО "Норд Гидро" Михаил Заворовский, в сотрудничестве с «Прионежской сетевой компанией». Строительство Михайловской церкви началось по благословению Митрополита Мануила в июле 2012 года. Авторами оригинального проекта храмового комплекса являются член Санкт-Петербургского союза архитекторов Дмитрий Потаралов и Николай Карелин. Новый храм построен в стиле новгородского зодчества. Церковное здание, высота которого составляет 23,5 м, а площадь 220 кв. м., стоит на мощном фундаменте. На храме установлены два купола с крестами, выполненные в Челябинске из нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием. Восемь колоколов отлиты из специальной бронзы на колокололитейном заводе Николая Шувалова в городе Тутаев Ярославской области. Одноярусный хорос диаметром 3,6 м изготовлен в Воронеже. Деревянный резной иконостас выполнен искусными мастерами в Гатчине. Иконы писал иконописец мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Михаил Селецкий. Храм уже обрел первую святыню – старинную ростовую икону Архангела Михаила, пожертвованную приходом Никольской церкви города Сортавала.

Внешнее устройство православного храма.
Яблоко
Крест

Паперти
Портал
Притвор
Лопатка
Апсида
Неф
Закомара
Парус
Барабан
Купол


Внешнее устройство православного храма.

Апсида
Апсида – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Апсида (с Алтарём)

В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. В средней апсиде – находится алтарь, в северной апсиде – диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений, в южной апсиде – богослужебные книги.
Апсида

Шея (Барабан) главы храма
Барабан (шея главы храма) — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Барабан завершается крестом и может быть:1. прорезан оконными проемами (световой барабан), 2. не содержать окон (глухой барабан).
2
Весь купол с барабаном и крестом называют главой. В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы, увенчанную яблоком. А нередко главы покрывают лемехом — деревянной черепицей.
Глава
Купол
Барабан (световой)
Крест

Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов. В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри. Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.
Закомара
Закомара – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Закомара

Ложная закомара (не повторяющая внутренней формы свода) – называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающими ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

Купол
Купол – это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх.
Символика куполов церкви Архангела Михаила поселка Ляскеля
Количество куполов 2 купола Два естества Христа, две области творения божественное и человеческое
Форма куполов Форма луковицы Символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет куполов Золотые купола Символ небесной славы.

Количество, форма и цвет куполов на храмах символично: здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамение искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Количество куполов и их символика:
1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа, совершенство творения;
2 купола — два естества Христа (две области творения божественное и человеческое);
3 купола — Святая Троица;
4 купола – четвероевангелие, четыре стороны света;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;
7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;

9 куполов — девять чинов ангельских;
13 куполов — Христос и 12 апостолов;

24 купола — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;

25 куполов — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;

33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.

Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. 
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". 
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Купол церкви – это горящее пламя свечи.
Цвет купола также важен в символике храма:
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. 
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
НЕФ
Средняя часть храма (неф) — называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия.

В этой части храма находятся: солея, амвон, клиросы и иконостас. 
Аналой
Солея
Иконостас
Амвон

Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, возвышающие храм.
Паперти


Если считать от входа, то Паперть - это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение - это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое-это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе - это подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.
Амвон

Парус
Парус — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.
Парус

Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенной вниз, и заполняет пространство между подпружными арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Паруса различаются по конструкции на: балочно-консольные и арочно-сводчатые.

ПРИТВОР
Притвор — есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, точнее лица, готовящиеся к Святому Крещению. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части - трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс - местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.
Солея.

Солея – «возвышение» от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся, то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается за счет солеи. Поэтому возвышенная солея называется внешним престолом в отличие от внутреннего, что в середине алтаря. Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, поспевающих хвалу Богу. Поскольку «лики» певцов таким образом принимают непосредственное участие в богослужении, они и располагаются выше остального народа, на солее, в ее левой и правой сторонах.

Иконостас
Иконостас — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.

Святые образы иконостаса, закрывая алтарь от верующих, тем самым означают, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных друзей и посредников. Участие святых в спасении членов земной Церкви имеет глубокие духовные основания.

При богослужении в иконостасе отверзаются царские врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре. На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней. Кроме того, царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь; напротив, с духовной точки зрения он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение иконостаса (угодников Божиих, в которых уже восстановлен образ Божий) с людьми, стоящими в храме (в которых этот образ еще только должен быть восстановлен), 'создает совокупность Церквей Небесной и земной. Поэтому название "церковь" применительно к средней части храма очень верно. К образам иконостаса верующие обращаются с прошениями о земных и духовных нуждах и по мере веры и Божия смотрения получают просимое. Между верующими и святыми, изображенными на иконостасе, устанавливается живая связь взаимного общения, которая есть не что иное, как связь и общение Небесной и земной Церквей. Небесная, торжествующая Церковь, представленная иконостасом, оказывает деятельную помощь земной, воинствующей или странствующей Церкви, как принято ее называть. В этом смысл и значение иконостаса.
Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Остановимся на общих канонах православного иконостаса, который состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Схема древнерусского иконостаса
1. Местный ряд (чин):
Вся совокупность икон первого (нижнего) яруса составляет так называемый местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм (по этой иконе всегда можно определить название храма). Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.
2. Праздничный ряд (чин):
Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадесятых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд). Появился в иконостасе позднее, с XIV в. В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).
3. Деисусный ряд (чин):
Третий ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деисис – моление (разг. деисус) С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов.  Этот ряд — важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви. 
4. Пророческий ряд (чин):
В центре четвертого ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судья, цари, пророки: Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).
5. Праотеческий ряд (чин):
В центре пятого ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы праотцев (Адам, иногда Ева, Авель, Мелхиседек, Авраам, Иаков, Исаак, Ной, Сим), а по другую – святителей (т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан). Этот чин представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева.
6. Навершие (Крест или Голгофа)
На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.
7. Икона «Тайная Вечеря»
8. Икона Спасителя
9. Икона Пресвятой Богородицы
10. Местная икона
11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»
12. Царские врата
В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай. По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.
Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма). Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, покрывающий святыни Божий. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие царских врат знаменует лишение людей рая небесного по причине их грехопадения.
13. Диаконские (северные) врата
Слева от царских врат, в северной части иконостаса, против жертвенника устраиваются северные одностворчатые двери для выходов священнослужителей в уставные моменты богослужения
14. Диаконские (южные) врата
Справа от царских врат, в южной части иконостаса находятся южные одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, когда они совершаются не через царские врата.
Автор: Клещёв Николай Николаевич, учитель истории, обществознания, мировой художественной культуры, литературы МОУ СОШ п. Ляскеля. 2015г.