Материал по истории Урала на тему Памятники города Екатеринбурга


Конспект урока.
Тема «История Екатеринбурга в архитектурных и скульптурных памятниках».
Цель: познакомить учащихся с историей родного города; воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине.
Класс был разбит на три творческие группы. Первая группа готовила материал по теме «Екатеринбург дореволюционный», вторая- «История города в советские годы», третья – «Современный Екатеринбург». Дети подбирали материал о памятниках архитектуры и скульптуры, готовили презентации.
Примерное содержание урока.
XVIII век в истории России имеет особое значение в развитии государства.
Реформистская деятельность Петра I способствовала политическому, экономическому и культурному развитию России.
Екатеринбург – это детище Петровских реформ, которые послужили толчком к созданию на Урале, крупной металлургической базы страны.
В первой половине XVIII века при формировании нового промышленного района появилась необходимость создания единого централизованного управления всеми заводами. Этим центром и должен был стать город, который сочетал бы в себе управленческие функции, металлургическое производство, а так же играл роль торгового русско-сибирского посредника.
В 1720 году по указу Петра I на Урал направлена делегация во главе с государственным деятелем Василием Татищевым. На него возлагалось управление горнозаводской промышленностью, выявление причин развала и сокращения производства на казённых заводах, которые по производительности в 4 раза уступали уральским заводам Демидовых.
. В 1722 году указом Петра I на Урал командирован горный инженер, генерал-майор Георг Вильгельм де Геннин. Изучив все обстоятельства, Геннин полностью поддержал проект Татищева и 12 марта 1723 года строительство завода на Исети возобновилось.
В 1723 году была заложена плотина. Плотина дала механическую энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города. Плотина в основе своей построена из стволов лиственницы и гранита. В результате сооружения плотины на реке Исеть образовался пруд, называющийся сейчас Городским прудом Екатеринбурга.
7 (18) ноября 1723 года в цехах нового завода состоялся пробный пуск кричных бо́евых молотов. Именно эту дату стали считать днём основания города. 24 ноября 1723 года полностью вступил в строй Екатеринбургский казённый железоделательный завод, который по размеру и технической оснащённости превосходил все металлургические предприятия не только страны, но и мира. Производственные мощности Екатеринбургского завода включали в себя: 2 домны, 14 кричных молотов, медеплавильную фабрику, стальную и якорную фабрики, машины для сверления пушек и другое.
В 1885 году было установлено сразу два памятника основателям города Екатеринбурга: Петру I и Екатерине I. Но советские революционеры сочли их ненужными и разрушили. Лишь в 1992 году памятник Петру I в Екатеринбурге был восстановлен. Сейчас он находится в Историческом сквере
Екатеринбург (С 1924 по 1991 – Свердловск) – административный центр Свердловской области, четвёртый по численности населения (после Москвы, Ленинграда и Новосибирска) город России. Транспортно - логический узел на Транссибирской магистрали, крупный промышленный центр(оптико-механическая промышленность ,приборостроение и тяжёлое машиностроение, металлургия и полиграфическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность, военно-промышленный комплекс).Достопримечательностей в Екатеринбурге много, но расскажу о самых известных о них.Здание Свердловского городского Совета народных депутатов — памятник архитектуры Екатеринбурга (регионального значения), административное здание, расположенное на Площади 1905 года (Проспект Ленина, 24 а). На 2010 год в здании размещаются Администрация города Екатеринбурга и Екатеринбургская городская Дума. До революции 1917 года на месте будущего здания Горсовета располагался двухэтажный Новый Гостиный двор, построенный в конце XIX века. После 1917 года в этом здании расположились краеведческие отделы областного музея: живой и неживой природы, археологии, этнографии и уральской промышленности. В 1930 году здание начали надстраивать и в результате его первой реконструкции был возведён пятиэтажный корпус Свердловского Горсовета. Реконструированное здание было оформлено в стиле конструктивизма. Кроме разных городских организаций в нём помещались Партиздат и магазины.В 1947 году была начата коренная реконструкция здания: его украсили колоннами, а цокольную часть облицевали гранитом. Современный облик здание Горсовета получило только в 1954 году: над ним была надстроена башня со шпилем и часами (высота шпиля 61 м), благодаря чему оно стало архитектурной доминантой всего центра города.
Зоопарк. Первые разговоры о зоосаде в Екатеринбурге шли с 1919 года, как о естественном переходе от большой зоологической музейной коллекции к живым зверям в парке. Место обговаривали у Харитоновского дома. Мировая война и голод начала двадцатых на время эти разговоры отодвинули на второй план, но в 1923 году Горсовету был представлен план организации зоосада в Харитоновском саду. Но неожиданно в том же 1923 году податель плана был арестован, и снова идея о зоосаде была на время похоронена.
Музей Изобразительных искусств. Свердловская картинная галерея была основана в 1936 году, в 1988 году переименована в Свердловский музей изобразительных искусств, а в 1992 году – в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Ста́рый вокза́л — здание бывшего вокзала в Екатеринбурге, построенного по проекту архитектора П. П. Шрейбера в 1878 году. Расположен в Железнодорожном районе города рядом с действующим вокзалом станции Екатеринбург-Пассажирский. После постройки нынешней железнодорожной станции в 1914 году, старый вокзал стал использоваться только для принятия и отправки поездов, связанных с перемещением представителей вооружённых сил по стране. В 2003 году после реконструкции здание было превращено в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги по открытым небом.
Дом – музей П.П.Бажова. Этот дом выстроил сам Павел Петрович Бажов около ста лет назад. Все свои произведения. В том числе самую известную книгу сказов писателя «Малахитовая шкатулка» (1939).
Цирк. До середины 1970-х годов цирк был деревянным и имел парадный пристрой, через который и осуществлялся вход. В 1976 году цирк сгорел. Нынешнее здание цирка открылось 1 февраля 1980года. Отличительной особенностью Екатеринбургского цирка является его купол – решётчатое ажурное сооружение, состоящее из полуарок.
Современный Екатеринбург
Брелинский медведь дружбы – двухметровый мишка- это подарок ко Дню города Екатеринбурга Генеральным консулом Германии Тило Клиннером в 2007 году. Медведь, который на протяжении 7 столетий украшает Берлинский герб, теперь является «символом дружбы Германии и Урала».
Храм на крови – самая известная достопримечательность Екатеринбурга . Это не просто действующий православный храм, но и целый культурно-исторический центр, куда ежедневно приходят сотни и даже тысячи посетителей. Именно здесь был расстрелян император Николай II и все члены его семьи. Здание храма было возведено в период с 2000 по 2003 год, и в настоящий момент это один из крупнейших православных храмов из всех существующих в России. Храм был освещен в торжественной обстановке 16 июля 2003 года.
Памятник погибшим в Афганистане – памятник воинам, погибшим в Афганистане, поставили в 1995 году. В 2002 его дополнили монументом «Чечня». Каждый год здесь собираются участники обеих воин и их родные. Аврот А.Серов и К.Грюнберг.
Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади – памятник, установленный в г.Екатеринбурге рядом с главным входом в торговый центр «Антей», по адресу: ул.Красноармейская д.10.Аторы проекта А.Гавриловский, А.Сильницкий. Строители: кузнечная мастерская села Новоаленксеевское, Свердловская область. Возведение памятника было приурочено к 25 января – дню рождения Высоцкого. Идея памятника и образ Владимира Высоцкого, исполняющего на гитаре песню Марине Влади, изначально согласовывалось с сыном брата Никитой Высоцким. Памятник отлит из бронзы. Фигуры выглядят естественно, так как их пропорции соответствуют человеческим. Высоцкий играет на гитаре, Влади сидит рядом с ним…Памятник установлен напротив гостиницы «Большой Урал», в которой Высоцкий останавливался во время приездов на гастроли.
Памятник Седому Уралу – памятник был открыт в мае 2005 года к 60-летию Победы Великой Отечественной Войне и символизирует общий вклад уральцев («Седой Урал» ковал победу…»), как воинов, так и тружеников тыла ,в победу. Место для установки памятника выбрано не случайно: именно с этой площади в годы Великой Отечественной Войны отправлялись на фронт мобилизованные уральцы. На монументе есть слова: «Уральцам ковавшим победу» и «Уральцам защитникам Родины». Высота памятника 8 метров, сделан из бронзы. За внешнее сходство с героем «Властелина колец! Памятник окрестили Гендальфом.
«Горожане.Разговор» - скульптор Андрей Антонов. Эта скульптурная группа, расположенная в сквере на углу проспекта Ленина и улицы Мчурина, изображает трёх друзей – знаменитых уральских художников Михаила Брусиловского ,Виталия Воловича и покойного Германа Метелёва, ведущих оживленную беседу прямо посреди улицы. Фигуры отлиты из бронзы, причем скульптуры значительно крупнее оригиналов. Виталий Волович ростом 2,4 метра, Герман Метелёв – 2,15 метра, Михаил Брусиловский чуть ниже двух метров. «Скульптурная композиция посвящена великим нашим землякам. Они – визитная карточка не только нашего города, а всей России», - отметил на церемонии открытия руководитель администрации свердловского губернатора Александр Левин. «Скульптура называется «Горожане.Разговор».Каждый из трёх персонажей имеет свой характер, и различается как внешне, так и внутренним состоянием. Это очень интересная по пластике скульптура, и она достойна украсить город», - рассказал корреспондент ТАСС- Урал Виталий Волович. Михаил Бруиловский, в свою очередь, отметил, что скульптурная группа находится возле его дома. «Раньше я никогда не думал, что такое может с нами случиться. Надо сказать, что у меня возникает странное ощущение – ощущение завершения жизненного круга. Это странно, когда живой человек может видеть себя, отлитым в бронзе», _ сказал Брусиловский. Открытие памятника 18 августа 2008 года.
Памятник Ельцину – монумент первому Президенту Российской Федерации, советскому партийному и российскому политическому и государственному деятелю, одному из основателей постсоветской России Борису Ельцину в Екатеринбурге, областном центре его малой родины и городе его многолетнего проживания и деятельности.
Монумент находится на улице Бориса Ельцина в деловом квартале Екатеринбург-Сити в центре города перед многофункциональным офисно-торгово-развлекательным центром с конгресс-холлом Демидов-Плаза, где также будет размещён мемориально-информационный Президентский центр наследия Ельцина[1], курируемый государственным Фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина» и благотворит'ельным Фондом «Уральский центр Б. Н. Ельцина» (филиалом Фонда Первого Президента России Б. Н. Ельцина).
Монумент представляет собой 10-десятиметровой высоты беломраморную стелу-обелиск с барельефом Ельцина в полный рост на тёмно-сером постаменте на ступенях к площадке перед Демидов-Плаза. Отмечается, что образ Ельцина движением и взглядом устремлён вперёд, а мрамор и форма монумента хорошо отвечают уральскому климату[2].
Автор памятника — московский скульптор Георгий Франгулян, который ранее также создал надгробный монумент на могиле Ельцина. По словам автора, «был выбран белый мрамор, а не традиционные бронза или гранит, потому что это живой, полупрозрачный материал; этот памятник — не обелиск, а глыба, глыба в движении, какой был Борис Николаевич».
Памятник открыт 1 февраля 2011 года, в 80-юбилей со дня рождения Ельцина. Открытие происходило с участием прибывшего в Екатеринбург на юбилейные мероприятия действующего третьего Президента России Дмитрия Медведева.
Открывая памятник, который ему понравился, Медведев отметил, что «Россия должна быть благодарна Ельцину за то, что в самый сложный период страна не свернула с пути изменений, провела серьёзные преобразования и сегодня движется вперёд».
В церемонии также приняли участие вдова Ельцина Наина Иосифовна, его родственники и друзья, представители федеральной власти, глава Свердловской области Александр Барометр настроения – «Барометр настроения» появился в поддержку заявки Екатеринбурга на право проведения в городе всемирной выставки «Экспо – 2020», а также приурочен к 100-летию кинотеатра «Салют». Проект создан силами МБУ «Столица Урала» совместно с агентвом «СтритАрт».
Памятник клавиатуре – первая в Екатеринбурге лэнд – арт скульптура, посвященная компьютерной клавиатуре, находящаяся на втором ярусе набережной реки Исеть ,со стороны улицы Гоголя. Открыта 5 октября 2005 года. Автор – Анатолий Вяткин. Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиевна и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей проекта так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно-значимый объект клавиатура тем не менее вошла во мнегие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С нее весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии», проходящей через Конструктивные особенности. Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом 100 до 500 кг. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Поверхность клавиш плоская с рельефным обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре. Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом».