Электронные образовательные ресурсы в организации работы с детьми дошкольного возраста
На слайд выступление
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»
Электронные образовательные ресурсы в организации работы с детьми дошкольного возраста
Подготовила: Танаева Н.А.,
воспитатель 1 кв. категории
р.п. Сосновское – 2014год
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.
Важным этапом развития системы российского образования является утверждение новых Федеративных государственных образовательных стандартов для младшей и основной школы, в основе которых лежит Концепция развития универсальных учебных действий (Л.Г. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асломов). Авторы новых ФГОС отмечают, что реализация этой концепции необходима при планировании образовательного процесса и в дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Интегративные качества:
*любознательный, активный,
*обладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
*способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,
*овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Планируемые итоговые результаты освоения ООП дошкольного образования описываются в терминах сформированности интегративных качеств ребенка, среди которых можно выделить такие важные для обучения в младшей школе качества, как: (смотреть слайд «Интегративные качества»)
Уровень развития интегративных качеств
*интересуется новым и неизвестным в окружающем мире, любит задавать вопросы и экспериментировать, принимает живое в образовательном процессе,
*адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
*может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком, может преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации,
*умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Показано, что при успешном освоении Программы может быть достигнут такой уровень развития этих интегративных качеств, при которых ребенок (см. слайд)
Психолого – педагогическая работа
должна способствовать:
*сенсорному развитию посредством развития органов чувств, совершенствования координации руки и глаза, развития умения созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение их качеств, закрепления умения выделять и запоминать в процессе восприятия нескольких качеств изучаемого объекта, сравнивать предметы и объекты по различным параметрам (форме, цвету, величине и т.п.) Безусловно, создание условий для достижения ребенком такого уровня развития интегративных качеств – непростая задача для педагога дошкольного образования. Психолого – педагогическую работу с ребенком необходимо организовать таким образом, чтобы способствовать (см. слайд)
*Развитию познавательно –исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
через формирование интереса к конструированию с помощью различных видов конструкторов, закрепление умения создавать различные конструкции по рисунку и словесному описанию, обучая при этом ребенка уделять внимание анализу эффективности источника информации, развитию проектной деятельности
_________________________
*формированию элементарных математических представлений
посредством развития представлений ребенка о количестве (первоначальные представления о множестве), величине (первоначальные измерительные умения), форме (умение распознавать и моделировать простейшие геометрические фигуры) ____________________________________________
*формированию целостной картины мира
расширению кругозора ребенка через уточнение знаний ребенка о его предметном и социальном окружении, знакомству с живой и неживой природой Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- это совокупность средств программирования информации, технического и информационного обеспечения электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и (или) в сети.
- это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (авторы нацпроекта «Образование») Одной из возможностей формирования универсальных учебных действий в дошкольном возрасте является приобщение детей к работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
ЦОР – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса В самом общем случае к ЭОР относятся учебные фильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СД – плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Это самые мощные и интересные для образования продукты комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности (ЦОР)
Используемые в ДОУ ЭОР
*презентационные материалы,
*электронные учебники,
*обучающие программы и др. Для повышения качества педагогического процесса используются такие ЭОР, как: (см. слайд).
В детском саду должны использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого – педагогическим и санитарно – гигиеническим требованиям.
Основные направления использования ЭОР
Использование ЭОР обеспечивает:
*визуализацию изучаемого материала
об изучаемом объекте, процессе,
*интерактивный диалог,
*управление в режиме реального времени объектами, процессами, как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений,
*автоматизацию процессов тренировки учебных умений и навыков тестирования, контроля результатов учебной деятельности с последующей коррекцией по результатам контроля В.В. Трофимова определила основные направления использования ЭОР в обучении дошкольников (см. слайд)
Цель использования ЭОР
*обновление форм и методов работы с детьми.
*использование компьютера в Д/С предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для развития ребенка ЭОР используются нами в ДОУ с целью (см. слайд)
Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно – образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными программами.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в Дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.
Актуальность использования компьютера
Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса и изменить развивающую среду детского сада в целом Именно поэтому можно утверждать, что проблема компьютеризации образования, в частности дошкольного, является одной из актуальных проблем современного мира.
Отечественные и зарубежные исследователи по использованию компьютера в детских садах так же убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С Новоселова, Г.Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б.Хантер и др.).
Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств ДОУ является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщению его к миру информационной культуры.
Преимущества компьютера
*предъявление к информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес,
*несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,
*движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка,
*проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей,
*предоставляет возможность индивидуализации обучения,
_________________________
Преимущества компьютера
*ребенок сам регулирует темп и качество решаемых игровых обучающих задач,
*в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может,
*позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты),
*компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: (см. слайды)
Возможности сети ЭОР
Дополнительная информация,
которой нет в печатном издании,
Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический(анимации, видеоматериалы),
*Наиболее демократический способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам, независимо от места проживания Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста условно делится на опосредованное обучение и непосредственное.
Современное образование трудно себе представить без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.
Возможности, предоставленные сетевыми электронными ресурсами позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в ДОУ.
Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным
Полезные ресурсы
*Электронная версия журнала «Дошкольное воспитание»
*подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым издательским домом «1сентября»
*иллюстрированные словари
*сайт «Дошколенок.ру» и др. вывод Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.