План урока по литературе в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры


МБОУ «Пановская основная общеобразовательная школа»
План урока на тему:
«Поэты пушкинской поры»
Подготовила:
Сорокина Надежда Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока: познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие «поэты пушкинской поры»;
выявить общность и различие поэтических систем  на примере поэтов П.Вяземского, Д.Давыдова, А.ДельвигаРазвивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям, а также к русской живописи как ценностям отечественной культуры;
Тип урока: изучение нового материала;
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Исследовательско-поисковая деятельность
Средства обучения:
Компьютер;
Проектор, экран;
Презентация «Поэты пушкинской поры»
«Вальс Грибоедова»
Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку учащиеся занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете;  выпускают литературную газету.
Межпредметные связи:
Литература;
История;
ИЗО,
МХК;
Музыка
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит,  нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И это значит, что мы вновь будем  восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите!  (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо!
II. Поэтическая пятиминутка
– Начинаем наш урок литературы традиционно с поэтической пятиминутки. Сегодня её нам подготовила Золина Анна, о выборе поэта и стихотворения она нам расскажет сама.  (Ученица рассказывает стихотворение поэтессы Луизы Янсуар)
III. Литературная разминка– Прежде чем я объявлю вам  новую тему, остановимся на литературной разминке: задание «Назовите авторов данных произведений»
IV. Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя: Молодцы! Вы хорошо поработали! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о литературе начала 19 века, а тема нашего урока звучит так: «Поэты пушкинской поры», записываем тему урока в тетрадь.
Послушайте строки Игоря Северянина:
Есть имена, как солнце! ИменаКак музыка! Как яблоня в расцвете!Я говорю о Пушкине, поэтеДействительном в любые времена.
В этом году мы продолжили с вами знакомство с «поэтом поэтов», как назвал его Владимир Высоцкий, Пушкиным. Читали новые стихотворения поэта, более подробно изучили его биографию, а главное познакомились с его уникальным произведением, с романом в стихах «Евгением Онегиным».
В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…».  Но в  постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века  Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши.  Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за   время такое – эпоха пушкинской поры,  послушаем историческую справку.
Ученик зачитывает историческую справку: 
«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время Отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.И в то же время первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии.  Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды  реализма.
Слово учителя: Именно в это время возникают литературные салоны. Самым популярным был салон Зинаиды Волконской, где собирался весь цвет московской литературы» (краткая биография Волконской)Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.
… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!– А кто сегодня будет?– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!
Итак, появляется Пушкин, долгожданный, уважаемый, всегда непредсказуемый, очаровывающий всех своим буйным темпераментом… А вслед за ним … Впрочем, попробуйте сами догадаться, о ком идёт речь.  Основоположник русского романтизма, переводчик, учитель, наставник Пушкина,певец Светланы. Так кого же мы можем встретить в литературном салоне княгини Волконской рядом с Пушкиным? (Василия Андреевича Жуковского) Записываем первое имя в тетрадь. В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов (записываем в тетрадь).А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые:  знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский– язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам. (Ученик рассказывает биографию Вяземского по презентации)
4.Вяземский Пётр Андреевич (1792— 1878), поэт, критик, мемуарист.
Родился 23 июля 1792 г. в Москве. Принадлежал к старинному знатному роду. Большую роль в воспитании юного князя сыграл писатель и историк Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти родителей (1807 г.). Благодаря Карамзину Вяземский рано сблизился с кругом литераторов.
В стихах Вяземского конца 10-х гг. XIX в. преобладали жанры элегии и дружеского послания, характерные для поэзии пушкинского круга. Отличительной особенностью его поэтической индивидуальности явилось стремление к точности и афористичности мысли, в жертву которой подчас приносились гармония и лёгкость слога.
С началом Отечественной войны 1812 г. Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1918 по 1921 г. служил в Варшаве чиновником дипломатического ведомства. Был отстранён от службы за оппозиционные взгляды, однако в тайные организации революционеров никогда не входил.Один из литературоведов назвал этого писателя «декабристом без декабря».
Поворотным моментом в жизни Вяземского стала гибель Пушкина, явившаяся для него глубоким потрясением (стихотворение «На память», 1837 г.).
В конце 50-х гг., с началом царствования Александра II, Вяземский значительно продвинулся по служебной лестнице. Товарищ министра просвещения, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор. Однако всегда сохранял внутреннюю независимость.
Несмотря на успешную карьеру, в нём нарастал внутренний разлад с современностью. С годами он всё больше идеализировал эпоху своей молодости, всё острее чувствовал связь с ушедшим поколением (стихотворения «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…», «Друзьям».).
«Записная книжка», которую он вёл с 1813 г. до самой смерти, — бесценная летопись эпохи, зафиксировавшая анекдоты, шутки, свидетельства неименитых современников.
С 1863 г. в основном жил за границей и умер в Баден-Бадене (Германия) 22 ноября 1878 г. Похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Пушкин и Вяземский. Между ними был своеобразный диалог, ещё точнее – спор. Поэтический, стихотворный. Это можно проследить  по стихотворению Вяземского «Первый снег» и стихотворению Пушкина «Осень». Послушайте отрывки и попытайтесь вникнуть в этот необычный спор:
Стих-е читает учитель:
- Итак: «Первый снег» Вяземского:
Вчера ещё стенал над онемевшим садомВетр скучной осени и влажные парыСтояли над челом угрюмыя горыИль мглой волнистою клубилися над бором,Унынье томное бродило тусклым взоромПо рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Обратите внимание только на эпитеты: «онемевшим», «скучной», «тусклым», «пустеющим». Такой видит осень Вяземский. А Пушкин ему отвечает:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт…
– И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса…
– А вам, ребята, нравится осень, кто ближе вам по настроению – Пушкин или Вяземский?
Ученик читает и анализирует стих-е Вяземского «На людской стороне…»
На людской стороне,
На жилом берегу,
Грустно мне, тошно мне
И сказать не могу.
Убежал бы я прочь
Под дремучую тень,
Где в зеленую ночь
Потонул яркий день.
Там деревья сплелись
Изумрудным шатром,
Там цветы разрослись
Благовонным ковром.
От житейских тревог
Я бы там отдохнул,
На цветы бы прилег
И беспечно заснул.
Апрель 1847
– Продолжаем путешествовать по литературному салону княгини Волконской.  К числу старших современников Пушкина следует также отнести и этого замечательного  писателя.  Но сначала ответьте на вопрос, узнаёте ли вы музыкальное произведение, которое является фоном нашего урока? (звучит вальс Грибоедова) Да, это «Вальс Грибоедова», «Ах, этот вальс Грибоедова… Сколько в нём музыки, чувств, нежности, жизни…». Так говорили современники поэта. Удивительно, но и в 21-м столетии этот вальс продолжает очаровывать, завораживать, волновать… Вы только вслушайтесь. (Громкость увеличивается и постепенно уменьшается).  
Мы с вами помним, как рано погиб поэт, какой ужасной смертью, но он оставил нам великое наследие. Вспомните, ребята, знаменитые слова Пушкина по поводу комедии «Горе от ума» (…половина стихов должна войти в пословицу»). Давайте назовём несколько таких выражений, вы должны были их выучить. 
– Ещё об одном герое нашего урока мы поговорим.Героя войны 1812  года, предводитель партизанских отрядов, лихой гусар, друг Пушкина  – Денис Давыдов.
5.Ученик рассказывают биографию Давыдова по слайдам:
Давыдов Денис Васильевич, (1784 – 1839), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года
Денис Васильевич Давыдов родился в семье военного в 1784г, отец его имел большое воинское звание и командовал полком.
Однажды на обеде, компанию Давыдову старшему составил Великий русский полководец Суворов, который осматривал полк его отца. Увидев Дениса, спросил у мальчика, любит ли он солдат? Мальчик же ответил, что любит Суворова, заявив, что в Александре Васильевич всё: и солдаты, и победы и слава. Суворов был в восторге от ответа, и сказал, что быть мальчику военным человеком, причем незаурядным. Денис Давыдов, конечно же выполнил настояние. Он действительно стал военным и, причем, незаурядным. Стал Героем Отечественной Войны 1812 года.
Давыдов с детства увлекался военным делом, изучал военную науку, историю сражений, брал уроки воинского дела у одного майора французской армии, ныне находившимся на русской службе. С детства Дениса тянуло не только к военным подвигам, но и поэзии. Его многие стихи умели определенный успех и известность. За свое творчество, порою дерзкое, был в немилости у своих начальников.
В 1806 году он стал адъютантом у Багратиона. В январе 1807 года участвовал в первом своем сражение, удачно себя проявил, чуть не попал в плен, но был очень храбр. За свои действия Давыдов был награжден орденом святого Владимира 4-ой степени. Он участвовал во многих сражениях с французами и удостоился нескольких памятных орденов и наград.
Начало Отечественной Войны 1812 года он встретил в чине подполковника и командовал одним из батальонов во второй армии Багратиона. Давыдов участвовал в оборонительных боях на русских границах, вместе с армией отступал вглубь страны и переживал горечь поражений, настигших русское воинство. Вскоре, незадолго до Бородинского сражения, обратил к Багратиону с просьбой разрешить ему начать формирование партизанских отрядов. Он, по сути, являлся автором проекта народной войны против французских интервентов.
Давыдову сопутствовала удача. Его отряд рос, нанося французам все более сильные и тяжелые удары. Ни днем, ни ночью, партизаны не давали покоя неприятелю. 4 ноября он взял в плен французских генералов. За участие в Отечественной Войне 1812 года народный герой Денис Давыдов получил орден Святого Георгия, а так же был произведен в полковники.
В 1823 году он вышел в отставку, появилось время для творчества. Генерал выпустил несколько сочинений и книг. Водил дружбу с Пушкиным и другими известными поэтами. В 1826 году Давыдов снова вернулся  в действующую  армию. Он принимает участие в русско-иранской войне. После отставки Ермолова, уезжает с Кавказа и несколько лет жил в деревне. За свои успехи он получил звание генерал – лейтенанта и новые ордена. Умер в возрасте 54 лет, в 1839 году. Имя Дениса Васильевича Давыдова навсегда останется в памяти благодарных потомков
Ученик читает и анализирует стих-е Давыдова
Я люблю кровавый бой
Я рожден для службы царской
Сабля, водка, конь гусарский
Свами век мне золотой Я люблю кровавый бой
Я рожден для службы царской
За тебя на черта рад
Наша матушка-Россия
Пусть францужешки гнилые
К нам пожалуют назад. За тебя на черта рад
Наша матушка-Россия
Прослушивание песни на слова Д.ДавыдоваНу и, конечно же, в кругу пушкинской плеяды находятся такие имена, какВладимир Вольховский,  Антон Дельвиг,  Вильгельм Кюхельбекер, записываем имена в тетрадь. Мы же поговорим сейчас об Антоне Антоновиче Дельвиге.
6.Ученик рассказывает биографию Дельвига по презентации:
Антон Антонович Дельвиг (1797-1831)
А. А. Дельвиг–поэт, по происхождению – немецкий барон. Родился 6 августа 1798 г., воспитывался в Царскосельском лицее. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь. Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным. Свое первое произведение оду “На взятие Парижа” опубликовал в “Вестнике Европы” в 1814 г. Окончив лицей в 1817 г., служил при министерстве финансов, затем – под началом И.А. Крылова, в публичной библиотеке, а с 1825 г. – в министерстве внутренних дел.
В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много пишет. Все это время Дельвиг продолжал писать и печатал свои стихи в популярных, на то время, российских литературных журналах. С 1825 г. начал издавать свой альманах “Северные Цветы”, в нем печатались лучшие литераторы того времени, в том числе и А.С. Пушкин. В этом же году Дельвиг женился и сделал свой дом одним из центров литературы.
В 1829 и 1830 г.г. выпустил две книги альманаха “Подснежник”. По инициативе Дельвига в январе 1830 г. начал издаваться противостоящий правительству еженедельник “Литературная Газета”, душой которой был Пушкин. “Литературная Газета” в конце этого же года была запрещена. Неприятности и гонения, предшествовавшие закрытию газеты, сломили Дельвига. И вскоре, 14 января 1831 г, после последовавшей за этим событием болезни, он умер.
После его смерти “Литературная Газета” пришла в упадок. Но Пушкин перенес ее лучшие традиции в свой “Современник”.Дельвиг писал мало и обладал небольшим талантом, тем не менее, его считают принадлежащим к лучшим представителям “пушкинской плеяды”. Его перу принадлежит поэзия различных стилей и направлений – это песни, оды, идиллии, элегии, личная лирика, послания, а также первые в русской поэзии сонеты.
Немца по происхождению, Дельвига, за его любовь к русской народной поэзии и песне можно назвать одним из первых русских поэтов-народников. Пушкин любил его за безмятежную созерцательность и по-детски ясную душу, спокойствие и солидность.
Ученик читает и анализирует стихотворение ДельвигаСемь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Всё любишь лицейские песни,
Всё сердцу твердишь про Лицей. (2)
Останься ж век нашей хозяйкой
И долго в сей день собирай
Друзей, не стареющих сердцем,
И им старину вспоминай.
Наш милый начальник! ты с нами,
Ты любишь и нас, и Лицей,
Мы пьем за твое все здоровье,
А ты пей за нас, за друзей.
V. Закрепление темы
Слово учителя:
– А сейчас мне хочется проверить вашу литературную зоркость, знание истории, проверить вашу внимательность. Предлагаю вам интеллектуальную игру «Круг современников поэта»
Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения.  Тем не менее, знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий 19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.
И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:
…Эпоха робкого дыханья… ГдеТвоё очарованье? Где твой шёпот?Практичность производит в лёгких опыт,Чтоб вздох стал наглым,Современным де…И вот взамен дыханья – Храп везде.Взамен стихов – Косноязычный лепет.
– Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать,– «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Она не покинет нас до тех пор, пока есть поэты, такие как Луиза Янсуар. Поэт своего времени, своей эпохи и её также как и поэтов «пушкинской эпохи» все также волнуют вопросы своего предназначения в этой жизни, вопросы любви и счастья. Всем спасибо! До свидания!
VI. Домашнее задание 
1. Дополнить презентацию о Пушкине и «поэтах пушкинской поры»