Конспект занятия Ты себе не навреди, свои глазки береги 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бориспольская начальная общеобразовательная школа»
Конспект занятия
по теме
« Ты себе не навреди свои глазки береги»
Подготовила
воспитатель:
С. А. Коновалова
с. Борисполье 2015 г.Программное содержание:
1.Уточнить представления детей о глазах и их назначении.
2.Закрепить знания о том что, полезно и вредно.  
3.Закрепить умение детей отвечать  на вопросы  полным предложением.
4.Развивать познавательную активность  и мыслительную  деятельность детей и глазодвигательные функции глаз.
5.Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.
Словарная работа: (зрачок, радужная оболочка, веки, брови, ресницы)
Материалы к занятию:
1.Волшебный сундучок.
2.Картинки «Печальные и весёлые глаза».
3.Схема глаза (задания по карточкам «Дорисовать и превратить в интересные предметы фигуры»).
4.Карточки «Что вредно и что полезно для глаз».
5.Аудиозапись (стук в дверь, релаксация).
Предварительная работа:
1.Беседа «Роль зрения в жизни человека».
2.Дидактическая игра  «Что вредно, что полезно для глаз».
3.Отгадывание загадок.
4.Ежедневное выполнение  гимнастики для глаз.
Ход занятия:
        Воспитатель: Дети заходят под музыку, проходят и садятся на ковёр. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим экскурсию в страну «Познай себя». Отгадайте, о чём мы будем говорить.
        На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
       Дети: Глаза.
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас 
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно. (Н.С. Орлова)
       Воспитатель: Показываю картинку. Сейчас мы  с вами проведём эксперимент. Закрывайте все глаза  и скажите, что вы сейчас  видите? Почему вы ничего не видите?
      Дети: Потому что закрыты глазки.
      Воспитатель: Откройте глазки, что вы видите?
       Дети: нашу группу, предметы, игрушки.
      Воспитатель: Да,  благодаря глазам мы видим  предметы, глаза для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают  передвигаться в  нужном направлении. А как вы думаете, ещё что-нибудь нужно, чтобы нам видеть? 
       Дети: Свет.
       Воспитатель: Конечно, нам нужен свет. А кода вы видите хорошо? В темноте или когда светло? 
       Дети: Когда светло - глаза хорошо видят…
       Воспитатель: Дети, отправляемся дальше, посмотрите на схему? Какой формы   наш глаз? Внутри глаза находится маленький кружочек, что это? Посмотрите  друг другу в глаза,  у всех есть чёрная точка (Смотрят друг другу в глаза).
       Дети: Это зрачок (Всегда чёрного цвета).
       Воспитатель: Большой круг вокруг зрачка, что это?
       Дети: Это радужка. Радужка бывает разного цвета.
       Воспитатель:  Посмотрите, у кого какого цвета глаза? 
       Дети: Голубые, коричневые, зелёные…
       Воспитатель: Закройте и откройте глаза. Вы их открыли и закрыли Чем?
       Дети: Веками.
       Воспитатель: Что ещё есть?
       Дети: Ресницы.
       Воспитатель: Как вы думаете для чего брови, веки, ресницы? 
       Дети: Чтобы не попадала грязь, пыль, мусор.
       Воспитатель: Ребята, а давайте потрогаем наши реснички, брови… Дети трогают глаза.
      Воспитатель:  Брови и ресницы нужны нам для красоты и удобства: потечёт со лба пот - его остановит густая изгородь бровей. Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Наши глаза всё видят, всё воспринимают и переживают.
      Воспитатель: Ребята, ведь недаром говорят, что   «Глаза – зеркало души». В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека, добрый он или злой, правду он говорит или нет. С их  помощью мы видим  окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и мы любуемся им. (Показываю картинки с весёлыми и печальными глазами. Проходим с детьми к зеркалу, дети смотрят в зеркало и показывают весёлые и грустные глаза.)      Стук в дверь!
      Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам стучится? 
Здравствуйте! Здравствуйте, бабушка - загадушка , проходите пожалуйста, мы так рады вас видеть!
      Бабушка-загадушка: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости и принесла вам волшебный сундучок. Здесь  много  интересного  и полезного. Но для того, чтобы открылся сундучок, вы должны ответить на все мои вопросы! Слушайте внимательно ….
1. Когда чаще у нас всего отдыхают наши глаза?
Ответ детей: Когда открыты; во время сна; во время гимнастики.
Бабушка - загадушка показывает карточки, дети выбирают сами.
2. Когда надо носить затемнённые очки?
Ответы детей: В солнечную погоду.
3. Можно ли играть с острыми предметами? (Показывает карточки детям, на которых изображены предметы: ножницы, иголка, и т.д.) 
Ответ детей: Нет, с этими предметами играть нельзя.                                                                                                                                                      Бабушка – загадушка: (Открывает сундучок и звучит музыка) Ой, ребята, а здесь что-то еще есть у меня: очень полезные продукты для наших глаз. Здесь лежат фрукты и овощи, богатые витаминами А и В. Это помидоры, петрушка, сладкий перец, лук, яблоки, морковь и т.д. (Рассказывает о том, какие ягоды надо употреблять, например, чернику). 
       Игра « Что вредно, что полезно для глаз». А давайте с вами поиграем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны класть полезные предметы слева, а вредные - справа. Хорошо? (Дети отгадывают загадки, я помогаю).
      Бабушка-загадушка: Ребята, а вы знаете, как нужно беречь глаза? 
Дети: О глазах нужно заботиться, соблюдать правила по охране зрения. Нельзя тереть глаза грязными руками, бросать песок в глаза.
       Бабушка-загадушка: Молодцы, дети, всё вы знаете, а вам дарю витамины для укрепления ваших глаз.  До свидания, ребята, до новых встреч!
      Воспитатель:  Дети, не только витамины, упражнения для глаз, массаж, улучшают зрение, снимают усталость с глаз, но и гимнастика хатха – йога.
 Дети под музыку делают упражнения на дыхание, гимнастику для глаз. Упражнения для глаз 
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз,
Смотрим вдаль и смотрим в близь.
И десяток раз моргнём.
И зажмуримся потом. 
Если глазки устают, упражнения спасут. (Л.Зильберг)
Итог занятия:
      Воспитатель: Дети, я хочу вам прочитать стихотворение: «Береги свои глаза». А вы мне поможете, хорошо? 
 Стихотворение «Береги свои глаза» Н.С. Орлова.
      Воспитатель: Ребята, наша экскурсия подошла к концу, нам пора возвращаться  в детский сад. Спасибо вам, дети. Давайте попрощаемся  с нашими гостями. До свидания! (Дети уходят)