Рефлексивный отчет о проведении исследования в действии Использование новых подходов в обучении и преподавании на уроках английского языка в среднем звене
Рефлексивный отчет о проведении исследования в действии
«Использование новых подходов в обучении и преподавании на уроках английского языка в среднем звене»
Раздел І. Обоснование выбора темы для исследования в действии.
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Весной 2014 года я прошла курсы повышения квалификации в г.Алматы по второму (основному) уровню и продолжила внедрение новых подходов в обучение и преподавание на уроках английского языка. В современной казахстанской школе благодаря существующей «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» возрастает количество учителей, заинтересованных в обучении учащихся по-новому. Это способствует воспитанию творчески думающего будущего поколения казахстанцев, умеющего применять реальные знания в практической жизни.
В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значи-мость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке (Руководство для учителя,стр.146).
Именно поэтому, меня заинтересовала тема «Использование новых подходов в обучении и преподавании на уроках английского языка в среднем звене» целью, которой стало внедрение 7 модулей Программы для повышения эффективности изучения английского языка учащимися 6 классах через проведение процесса менторинга. Для данного исследования я привлекла к работе, своего менти, учителя английского языка нашей гимназии Кручинкину Татьяну Николаевну. Вместе нам предстояло найти ответ на вопрос исследования «Как новые подходы в обучении и преподавании способствуют активному изучению английского языка в 6 классе?». Работая в гимназии, где обучаются дети с высоким уровнем развития, мы, как учителя, постоянно повышаем свой профессиональный уровень, для того чтобы постоянно поддерживать интерес к своему предмету. Пройдя курсы повышения второго уровня и познакомившись с методами и приемами, которые нам предлагают специалисты Cambridge University, я поняла,что могу стимулировать своих учащихся на достижение более высоких результатов в обучении благодаря полученным знаниям.
Актуальность данной темы связана с тем, что применение новых подходов в образовании способствует решению всех интересующих меня задач в обучении, а именно:
применение приемов, способствующих развитию одаренности и талантливости учащихся;
раскрытие творческих способностей учащихся при решении заданий с элементами критического мышления;
эффективное использование групповой работы на уроке и создание благоприятной коллаборативной среды при решении дифференцированных заданий с учетом возрастных особенностей учащихся;
развитие навыков критериального оценивания у учащихся.
Так почему же так важны новые подходы в обучении и преподавании для учеников и учителя? Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами. (Руководство для учителя,стр. 231)
Работая в группах, учащиеся получают прекрасную возможность поучаствовать в диалогическом обучении , ведь как показывают результаты научных исследований - диалог занимает центральное место на уроке. Именно диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководство для учителя,стр. 251)
А работая в коллаборативной среде учащиеся развивают когнитивное мышление, и в конечном итоге способность учащегося к обучению и решению проблем (Руководство для учителя,стр.197). А ведь это так важно в современной жизни! Вырастить ученика,умеющего и не боящегося решать проблемы и знающего, как найти выход из любой сиуации. Этому способствует использование на уроках элементов критического мышления. Не зря критическое мышление можно назвать «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.
Критическое мышление-ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффектив-ность не только ученикам,но и обществу, и всему демократическому устройству(Руководство для учителя,стр.188).
И конечно же, каждому учителю хотелось бы создать условия для благоприятного развития и достижения максимального успеха в преподавании и обучении учащихся. Ведь воспитание талантливых и одаренных учеников эта задача требующая детального и вдумчивого подхода в планировании уроков. Учителю необходимо владеть целым арсеналом различных приемов для обучения учащихся. Вышеописанные методы дают учителю такую возможность.
Если данные отправные точки учителя и ученика кардинально отличаются, то успех обучения находится под вопросом. Если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать новую информацию и забудут ее практически сразу после проведения с ними тестов или экзаменов. Соответственно, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки–неотъемлемая часть процесса обучения (Руководство для учителя,стр.202)
Ну и конечно же, важно оценивание-категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения (Руководство для учителя,стр.257). Насколько хорошо владеет ученик данным вопросом-настолько успешно продвигается его учёба.
Ознакомившись со всем вышеперечисленным,я предположила, что сочетание приемов 7 модулей может дать прекрасные результаты на уроках. Это мне и предстояло проверить. Мои идеи поддержала моя коллега, учитель английского языка КГУ «Гимназии № 1 г.Темиртау» Кручинкина Татьяна Николаевна. Она была моим менти в период прохождения практики на курсах повышения квалификации и изъявила желание участвовать в моем исследовании в действии, которые мы назвали «Использование новых подходов в обучении и преподавании на уроках английского языка в среднем звене».
Используя новые подходы в обучении нам нужно узнать «Насколько использование приемов 7 модулей поможет активному изучению английского языка?», «Проявят ли учащиеся творческий подход в выполнении дифференциррованных заданий ?», «Способствуют ли развитие навыков групповой работы дружескому общению и способствует ли такйо вид работы развитию ож\даренности и талантливости учащихся» и «Нужно ли учащимся владеть навыками критериального оценивания?» . Нам предстояло найти ответы на эти любопытные вопросы в данном исследовании.
Раздел ІІ. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.
На уроках английского языка необходимо развитие четырех умений – говорения, аудирования, чтения и письма. Существует множество педагогических технологий для развития этих умений, но все они в большинстве случаев, традиционные. Нам же хотелось использовать для развития столь необходимых умений приемы 7 модулей, о которых я узнала во время прохождения «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК» второго уровня. Кроме того, в наше время от учащихся, требуется не просто умение читать и переводить иностранный текст, а требуется развитие читательской компетентности учащихся, что значительно объемнее просто понятие «чтение текста».
Для проведения данного исследования мы спланировали серию последовательных уроков по английскому языку по теме «Путешествие: виды отдыха, достопримечательности, виды жилища, знаменитые путешественники и их великие открытия», написав среднесрочное (Приложение 1) и краткосрочное планирование данного блока уроков (Приложение 2).
Для данного исследования выбрали учащихся 6 «Б» класса лучшей гимназии города.Учащиеся этого класса обладают активной жизненной позицией, имеют хороший лексический запас, характеризуются высокой когнитивной способностью. Группа состояла из 12 учащихся (6 девочек и 6 мальчика). Все ученики обучаются в гимназии с 1 класса, обладают неплохой образовательной базой по предмету, но обладают разным уровнем обученности. Качество знаний в данном классе составило до эксперимента 70% при успеваемости 100%.
Кроме того была выбрана группа исследуемых учащихся данного класса– ученица А (Кристина), девочка с высоким уровнем обученности, отличным словарным запасов, творчески подходящей к выполнению заданий, но испытывающая некоторый дискомфорт в общении с одноклассниками. Ученик В (Никита)–мальчик со средним уровнем обученности, хорошим словарным запасом и выполняющим задания по настроению, имеет хорошие отношения с одноклассниками, но не может работать в команде. И ученица С (Алина)–девочка с низким уровнем обученности, скудным словарным запасом, которая затрудняется при выполнении любого задания, постоянно сомневается во всем. Было интересно наблюдать за работой именно этих учащихся при выполнении новых заданий, потому что они являлись типичными представителями трех групп на которые делился данный класс по уровню обученности.
Перед исследованием мы провели анкетирование учащихся, из которого выяснила, что дети привыкли к проведению традиционных уроков, но с интересом относятся ко всему новому, поэтому с удовольствием отнеслись к предложению поучаствовать в данном эксперименте.
На первом уроке всем очень понравился настрой на урок, поэтическое начало занятия и разделение на группы по временам года – все это сразу подсказало детям, что урок будет необычным, новым, интересным.Тема урока была «Where are you going to do during the holiday? Куда ты собираешься на каникулах?», а целью урока ознакомление учащихся с географическим положением и столицами англоязычных стран. Собирание пазлов и определение самостоятельно темы урока понравилось большинству учащихся, они с интересом отнеслись ко всей информации, которой они делились по теме урока в группах, составление кластеров о странах и развитие ассоциативного мышления порадовало учащихся с высоким уровнем обученности, как нестандарное задание, но некоторые учащиеся не испытали восторга от того, что им пришлось быть в роли спикеров. Они испытали дискомфорт от того, что их речь была скудной и не эмоциональной. Но поддержка товарищей и формативное оценивание по сигналу руки приободрило их.
Особенную радость доставил детям метод Джигсо, который ими был освоен после прочтения текстов об англоязычных странах, доказал эффективность применения критического мышления на уроке при создании постеров на основе сбора информации.Смена спикеров при защите своей работы заставило учащихся внимательнее относится ко времени проведения работы и тому, что они услышали в других группах.
Отдельно стоит отметить развитие навыков формативного оценивания у учащихся, сначала они отнеслись к этому не очень серьезно и оценивали не работу группы, а людей, которые в данной группе работали. Формативное оценивание работ друг друга приемом «светофор» это доказало. Но лидеры групп постарались доказать неверность данного суждения, чем порадовали меня. В рефлексивных листах, которые мы завели с первого урока, большинство учащихся (7человек) отметили, что групповая работа удалась на уроке, а новые приемы критического мышления им понравились, особенно «хождение в гости» (метод Джигсо). И конечно же всем понравились танцевальные физминутки!
На следующем уроке по теме «Describing place. Описание мест. Ис-пользование конструкции to be going» разделение на команды прошло по частям Объединенного Королевства, что развеселило учащихся, которые представили разные народы, населяющие туманный Альбион. Целью урока было закрепление информации о национальном составе страны изучаемого языка. Просмотр презентации о чудесной Британии вызвал много эмоций у учащихся, потому что дополнил знания учащихся новыми, непознаными фактами об этой стране и ее символике. Использование элементов ИКТ-модуля настроил учащихся на исследование, которое они будут проводить на уроке.
Работа с «кубом принятия решений» заставило задуматься многих учащихся, потому что требовалось не только умение составить интересный вопрос по теме (применение открытых и закрытых вопросов), но самое главное необходимы навыки составления вопросительных предложений, а следовательно необходима прочная грамматическа база. Самыми интересными вопросами команды обменялись, например «What is the capital of Scotland?»,«What is the capital of England?»,«What is the capital of Wales?» (группа №1),«Who is Elizabeth II?»,«Where can you see the Queen of the UK?» (группа №2),«How much parts of Great Britain do you know?»,«Which of it do you know?»(группа №3),«What is the capital of Northern Ireland?», «How you can meet with Queen in your life?»(группа №4).
Группы произвольно сложились так, что в каждой из них был ученик, который корректировал работу всей группы, подсказывая товарищам, где были сделаны ошибки. Наблюдать за работой таких «учителей» было приятно, дети обучали друг друга,чем еще раз убедили меня в эффективности группового и диалогического обучения. А когда группы задавали друг другу вопросы согласно «куб принятия решений» в классе царила обстановка, которую в своем рефлексивном дневнике отметили все учащиеся, с одной стороны, дети соперничали, кто составил интересные, открытые и грамотически правильные вопросы, а с другой стороны, когда они слышали ошибки, то исправляли друг друга по-дружески, объясняя почему это считается ошибкой и как это исправляется, объяснили друг другу, что открытые вопросы интереснее закрытых, потому что заставляют давать развернутые ответы, необходимо проявлять фантазию и выдумку для ответа на такие вопросы. Групповая работа и диалогическое обучение действительно активизировали когнитивные способности моих учащихся!
Наблюдая на уроке за работой группы исследуемых учащихся, которые на обычных уроках испытывали различные затруднения, я отметила, что именно задания по «кубу принятия решений» сподвигнуло их скачок в обучении английскому языку. Ученица А вела себя более свободно, открыто, старалась помочь своей команде составить вопросы открытые и грамотически правильные, ученик В немного покап-ризничав, включился в работу и активно предлагал варианты вопросов, улучшения отметили и участники групп, где работали данные ученики при формативном оценивании работы каждого участника сигналами руки. Ученица С пока себя не проявила, что заставило задуматься, как же натолкнуть её на правильное поведение на уроке.
Проверка домашнего задания тоже прошла необычно для учащихся, они сами проверяли работу друг друга, выполняя суммативное оценивание. Дети передавали кроссворды о Великобритании, которые они приготовили дома сначала соседу слева. По пятибалльной системе те выставляли оценки и писали комментарий о кроссворде. Самыми интересными кросс-вордами были те, где встреча-лись необычные вопросы (учащихся группы №3 и №4), например «The most important river in England»,«The emblem of Wales,England, Scotland, Northern Ireland»,«A part of London»,«The palace in London», «A festival of welsh culture», «The oldest monument in Great Britain», «The Palace where the Queen’s residence is?»
Но это упражнение выявило прежнюю проблему, дети оценивали не работу, а хозяина работы. Знав об этом, я предложила усложнить данное упражнение. После того, как работа возвращалась к хозяину, и он ее передавал соседу справа. Тот проверял работу первого соседа и писал уже свой комментарий о кроссворде и работе предыдущего соседа. И уже здесь пошло конкретное оценивание работы. Обсуждение данного вопроса расставило все по местам. Ценность взаимооценивания отметили все участники данного упражнения в своих рефлексивных дневниках. После учащимся было предложено решение кроссвордов на компьютерах для закрепление пройденного материала. Еще раз убедилась, что рациональное использование ИКТ-модуля поддерживает мотивацию учащихся в изучении предмета и активизирует их мыслительные процессы.
Заполнение рефлексивной таблички «мясорубка-чемодан-корзина» (Приложение 3) вызвало некоторые затруднения, потому что учащиеся не привыкли рефлексировать в таком виде в конце урока, потребовалось время на формирование своих мыслей. Формативное оценивание урока в виде смайликов показал, что большинству учащихся (8 человек) урок с элемен-тами взаимооценивания понравился.
Третий урок по теме «Travelers. Путешественники» показал, что навыки взаимооценивания учащимися были освоены хорошо, при проверке домашнего эссе о знаменитых путешественниках оценивание прошло быстро и качественно, учащиеся действительно оценивали только работы. Но при проверке эссе возник вопрос о правильности выставления оценок, ведь на предыдущем уроке (при проверке кроссвордов) оценка выставлялась по количеству правильно отгаданных слов, а как выставлять оценку, когда ты проверяешь эссе?
В кумулятивной беседе дети пришли к тому, что необходимы критерии оценивания. Разработав такие критерии в группах и презентав их на всеобщее обсуждение, классом были разработаны три основных критерия. Основным в выполнении данной работы дети написали на доске во-первых,полезность информации, во-вторых,грамматические ошибки, в-третьих, дизайн и оформление работы. По данным критериям эссе вновь были проверены, но уже другими людьми. Как показал, данный эксперимент, дети оценивают работу друг друга более качественно, если знают, что их работу после тоже кто-то проверит. Всеобщее взаимооценивание дало отличный результат! Комментирование же оценок заставило многих посмотреть на выполнение домашнего задания по-другому, всем теперь хотелось «делать домашку» качественно. А выступления спикеров команд было значительно уверенное и убедительное, чем на предыдущих уроках.Здесь удивила ученица С, которая очень хорошо выполнила домашнее задание, чем заслужила комплименты одноклассников и получила хорошую оценку. Поддержка одноклассников вдохновила ее на дальнейшую работу.
Следует отметить, что выполнение заданий по лингвострановедению активизировало логическое и творческое мышление, сподвигнуло их на значительное расширение словарного запаса по теме и развитие монологической и диалогической речи учащихся, что отметили дети в беседе. Рефлексивная табличка «плюс-минус-интересно» (Приложение 3) заставила учащихся задуматься о пройденном материале и его анализе. Было приятно читать такие высказывания, как «Хотелось бы почаще проводить уроки так интересно, нет контрольных и скучного материала из учебников…», «Рад, что понял, как оценивать работы и за что я получаю четверки. Теперь буду работать только на пять!», «Выяснил, что мало знаю о путешетвенниках Великобритании, хочу знать больше, чтобы помочь группе…», «Думала, что хорошо знаю английский язык, а мне не хватило слов для защиты работы. Надо учить больше слов…», «Понравилось рисовать постеры, не думала, что рисование заставить меня любить уроки английского…». Формативное оценивание по сигналу руки показало, что многие учащиеся (10 человек) остались довольны уроком. Постоянный рост сторонников новых подходов из числа моих учеников не мог не радовать меня, но оставались еще сомневающиеся ученики, которых мне хотелось бы максимально заинтересовать своими нестандартными уроками.
Завершающий урок из данной серии был проведен по теме «Houses and flats. Дома и квартиры». Он был итоговым и спланирован так, чтобы учащиеся могли вспомнить и применить всё чему научились на предыдущих уроках, а именно выполнению разноуровневых заданий с элементами критического мышления, оцениванию и взаимооцениванию работ друг друга, использованию ИКТ-модуля при выполнению творческих заданий, развитию диалогического обучения и повышению лидерских качеств, работая в группах, а также развитию талантливости и одаренности учащихся разного уровня обученности.
Учащиеся привыкли, что каждый урок начинался с настроя на удачную работу и каждый урок деление на группы происходило по-новому, так, как они чаще всего и не ожидали. Элемент неожиданности был внесен и в этот раз. Учащиеся разделились на пары при помощи разноцветных конфет. Какой это был приятный сюрприз! Каждая пара должна была оценить домашнюю компьютерную презентацию учащихся по определенным критериям, дать суммативную оценку и устный комментарий к работе. Работа прошла быстро и интересно, потому что компьютеры использовались не больше 10 минут и не мешали работе на уроке, а наоборот, красочность и необычность проверки (не на бумаге) понравились детям.
После учащиеся просмотрели видеоролик о крупных городах Великобритании и достопримечательностях Лондона. А после ребят ждал еще один сюрприз – прием «6 шляп». И вот здесь и проявилось настоящее творчество и креативность учащихся, им нужно было рассмотреть только свой аспект, не претендуя на работу других групп. Очень понравилось, что одев шляпу, ты превращался в актера, который рассказывал об известных фактах, но с неизвестной стороны. И то, что актеров было двое, помогло дополнять ответы друг друга и продемонстрировать хорошее знание материала не только о достопримечательностях Лондона, но всего раздела «Путешествия».
Очень ярко выступили группа в красной шляпе, выражая свои чувства в виде парада эмоций («Путешествие в англоязычные страны это действительно круто, учи английский, если не глупый ты!) и группа в зеленой шляпе, которая продемонстрировали действительно креативность по отношению к теме урока в виде объемного постера («Если ты не мечтаешь побывать в Букингемском дворце, то тебе стоит перестать отдыхать в Турции!»). Группа в белой шляпе выступила хорошо, но немного не хватило выразительности в выступлении («Англоязычные страны – это страны, где государственным языком является английский язык. Это почти все ведущие государства мира»), по оценке других учащихся можно было бы на постере написать не только просто текст, но и придумать что-то оригинальное. Группа в желтой шляпе тоже пожаловалась, что они были ограничены в средствах выражения, в данной паре не было ученика, который хорошо рисует, но зато они нашли достоверные плюсы в изучении английского языка («Если знаешь английский язык, можешь путешествовать, учиться в других странах, подпевать Джастину Биберу, написать Обаме о демократии, читать Шекспира в оригинале»). Немного скованно выступили и группа в черной шляпе, потому что видели только плюсы в теме урока и не смогли сосредоточиться на негативном («Они заставляют нас учить английский, а еще у них всегда дождливая погода»); а группа в синей шляпе затруднялась с оценкой работы всех остальных групп, они хотели выполнять задания с другими, а не оценивать учащихся. Их выступление получилось скованным и сухим («Все выступили хорошо, со своей работой справились»).
Еще учащихся смущало, что в группе всего 2 человека, дети привыкли работать по 3-4 человека за эти уроки. Но и эта трудность была преодолена всеми за довольно короткое время. Хочется отметить, что создание благоприятных условий для успешной работы, формативное оценивание в виде добрых слов и комплиментов, сигналов рукой и разноцветных стикеров, карточек очень сблизило учащихся данного класса. Если раньше четко прослеживалось разделение учащихся на группы по уровню обученности, то теперь все они старались помочь друг другу, чувствовалось, что работает группа единомышленников.
На итоговом уроке в виде рефлексии попросили учащихся выразить свое отношение к предмету в рисунке «Я на уроке». Это было довольно интересно наблюдать, что все рисунки позитивные, веселые, заставляющие улыбнуться и почувствовать удовлетворенность от процесса обучения.
В течении серии последовательных уроков нас порадовали наблюдения за учениками исследуемой группы. На основании рефлексивных листов учащихся можно отметить, что ученица А в течении данных уроков смогла найти язык со всеми учащимися (благодаря групповой работе со сменным составом) и приобрела настоящих друзей, стала более улыбчивой и спокойной на уроках английского языка. Поняла, что важно не только самой хорошо знать материал, но ценно и то, чему ты учишься у других. В результате полученной информации на уроках приняла участие в научно-практической конференции среди гимназистов и заняла 2 место с проектом «Знаменитые люди Британии». Это стало приятным дополнением к результату работы. Ученик В понял, как важно уметь работать в команде, сумел договариваться с другими учащимися для того, чтобы оценка работы группы была более высокой. Заинтересовался участием в международной олимпиаде по страноведению «Go West», где успешно прошел во второй тур. А ученица С приобрела навыки самостоятельной работы благодаря приемам «каждый учит каждого», «куб принятия решений», не боится просить помощи у одноклассников при выполнении задания, стала проявлять инициативу, но все же не может преодолеть стеснение в общение с людьми.
Наблюдение за серией последовательных уроков проводилось в виде фотосъемки всего исследуемого процесса применения новых подходов и видеосъемки отдельных выступлений учащихся на защите различных заданий, анкетирование учащихся до и после исследования, заполнение рефлексивных дневников после каждого урока.
Итоговый тест и анкетирование учащихся показали, что за четыре урока дети овладели огромным объемом страноведческой информации о Великобритании, который могут применить в устной и письменной речи, умеют разрабатывать критерии и оценивать работы друг друга, ценят время в течении которого выполняют работу, стали более дружными и позитивно настроенными на уроки английского языка. Качество знаний после исследований составило 83% при успеваемости 100%. Все проведенные уроки понравились 11 ученикам из 12 учащихся данной группы. Есть над, чем работать в будущем!
Раздел ІІІ. Выводы и анализ
В завершении исследования предстояло обработать данные, чтобы полу-чить ответы на свои вопросы и убедиться в правильности выбранных дейст-вий.
Анализируя доказательную базу данного исследования (рефлексивные листы, таблички и рисунки учащихся, фотодокументы, беседы с учащимися) мы пришли к выводу, что новые подходы в обучении и преподавании значительно стимулировали изучение английского языка в 6 классах, а именно:
Использование новых подходов в обучении и преподавании привело к повышению мотивации и развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка; улучшает качество знаний учащихся на уроке (диаграмма 1), а вдумчивое планирование групповой работы (использование различных форм работы на уроке) благотворно влияют на диалогическое обучение (диаграмма 2).
Целенаправленное применение групповой работы на различных этапах урока и использование дифференцированных заданий повышает уровень обученности учащихся и способствует их интеллектуальному развитию (диаграммы 3 и 4).
Знакомство учащихся с критериальным оцениванием приучило детей выполнять работу продуманно и качественно, обязательно соблю-дать все необходимые условия, обращая внимание на время выпол-нения задания (диаграмма 5).
Количественный анализ итогового теста по теме серии последова-тельных уроков показал отличное усвоение пройденного материала учащимися (и учеников А,В,С), увеличение лексического запаса учащихся в среднем на 30 слов по теме (диаграммы 6 и 7).
Следует отметить положительную динамику личного роста иссле-дуемых учеников А, В, С, которая произшла с ними в течении про-ведения серии последовательных уроков по теме (таблица 1)
Использование новых подходов, в частности, групповая работа сплотила учащихся данного класса, и заставили задуматься для чего нужно диалогическое обучение (диаграмма 8).
Все данные приведенные в текущем Action Research имеют подтверж-дения в виде фотодокументов, копий творческих работ учащихся, анкетирования. Анализируя вышеперечисленные выводы можно утверждать, что гипотеза данного исследования в действии по теме «Использование новых подходов в обучении и преподавании на уроках английского языка в среднем звене» полностью подтвердилась.
Использование новых подходов в педагогической практике жизненно необходимо для всех – и для учащихся, и для учителей.
Раздел IV: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.
Несмотря на убедительность вывода из данного исследования о необходимости применения новых подходов в обучении и преподавании на практике мы столкнулись с некоторыми трудностями. Тему исследования подсказали сами учащиеся 6 классов, своей активности и жаждой к жизни они быстро теряют интерес к скучным вещам. Именно поэтому для таких детей приходится придумывать всё новые и новые формы уроков.
В начале эксперимента мне предстояло все тщательно спланировать, чтобы учесть использование всех 7 модулей программы и иметь убедитель-ную доказательную базу проведенных уроков. Вызывало некоторое затруд-нение проведение фотосъемки, но, в конечном счете, мне удалось самой осуществить данное наблюдение за процессом.
Конечно же, огромной проблемой была нехватка времени на выпол-нение заданий учащимися, я понимала, что у них напрочь отсутствует чувство времени, приходилось напоминать о нем, но здесь на помощь мне пришли ребята, которые в командах выполняли роль «хранителей времени (хроно-метражисты)». На первом же уроке они уяснили, как важно «влезать» во временные рамки на каждом этапе урока, и данная проблема перестала нас волновать на следующих уроках.
Для меня, как для учителя, вначале было дискомфортно предоставить огромные полномочия учащимся на уроке, из активного участника урока перейти в разряд координатора, наблюдателя, помощника. На первом уроке это немного смущало меня, но после увиденных результатов групповой работы, диалогического обучения, критического мышления, я была очень рада, что главными участниками урока стали именно дети. Они достигли значительного успеха в обучении благодаря таким приемам, как «Джигсо», «Карусель», «6 думающих шляп», «Мозговой штурм». Не только улучшились образовательные показатели учащихся, но и отношения в классе стали намного лучше.
Еще одним барьером для учащихся на уроке стало знакомство с оце-ниванием: если самооценивание, формативное, суммативное оценивание они воспринимали хорошо, то с критериальным оцениванием необходимо было учащихся знакомить. Нужно было время, чтобы понять, ученик тоже может ставить оценки, оценивать свою работу по критериям, комментировать работу. Для преодоления данного барьера многие учащиеся потратили много времени, но к итоговому уроку оценили необходимость данных навыков в школьной жизни.
Некоторые проблемы возникали и при выполнении рефлексии. Для учащихся это было необычным: они привыкли к рефлексии в виде отметок учителя и его комментариев о работе на уроке, было новинкой для многих, что им нужно самим ставить оценки, высказывать свое мнение, делать выводы. Но стоит отметить, как только они уяснили о важности данного модуля, они вошли во вкус. Оценивание во всех видах понравилось всем участникам данного исследования и учащиеся отметили в своих рефлек-сивных листах, что они будут использовать эти навыки на всех уроках и жизни для решения любых проблем.
Анализируя данное исследование, хочется отметить, что, несмотря на возникающие трудности, нашим подопечным и нам очень понравилось работать с новыми подходами. Мы сделали для себя открытие, что учащиеся и учитель могут наравне сотрудничать на уроке, принося большую пользу этим, чем на традиционном уроке. В будущем мы планируем продолжать обучение учащихся данного класса с использованием новых подходов с целью пополнения своей копилки педагогических находок.
Кроме того есть необходимость подключить учителей английского языка нашей гимназии (на примере нас с Татьяной Николаевной) для проведения дальнейших исследований на уроках для повышения качества знания и поддержания мотивации к изучению предмета (Lesson Study и Action Research). Конечно же, совместно с заинтересованными учителями гимназии, я продолжу внедрение в свою практику 7 модулей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса гимназии и развития профессиональной компетенции наших учителей.
Используемые ресурсы:
1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень-3-е изд.-Астана: Центр педагогического мастерства АОО «НИШ», 2014. – 292 с.