Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 — 4 классов «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «СТРАНЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»
ПРИЛОЖЕНИЕ К УПМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа №6
Принято решением педагогического «Утверждаю»
совета школы Директор школы ____________ Кравченко Л.Д.
протокол № от «» августа 2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
для обучающихся 1 -4 классов
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «СТРАНЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»
Количество часов из расчёта 1 час в неделю:
в год - 34 часа
Составитель : учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бубновская Каролина Витальевна
2016-2020 уч. год
Пояснительная записка
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. Она занимает одну треть всей площади, очень близка к речевой моторной зоне. Давно доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Поэтому пальцевые игры важны для всех детей, и тем более для детей с (ОВЗ), особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций , эмоционально-волевая незрелость которых хорошо поддаются коррекции на занятиях кружка пальчиковых игр. Эти занятии помогают подготовить руку к письму, способствуют развитию речи, активизируют у детей работу мозга, развивают внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; стимулируют фантазию, проявление творческих способностей, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом в системе телесных координат, что предотвращает возможность возникновения неврозов, ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможность несловесные ощущения.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Занятия разработаны по мере возрастания сложности; 1 час в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Содержанием работы на занятиях являются:
- пальцевые игры (парные и групповые упражнения)
- адаптированная гимнастика (пианистов, машинисток, актеров кукольных театров)
- подвижные игры народов мира + музыка
- куклотерапия, игротерапия, библиотерапия- французские мастерские
- оригами
Главные цели:
— создание на практике условий для развития речи, внимания, терпения, внутреннего тормоза ;— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
Развивать фантазию, проявление творческих способностей, эмоциональный, творческий, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом в системе телесных координат
Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Вид программы: модифицированная
Ценностные ориентиры содержания кружка. Содержание программы кружка «Путешествие по стране пальчиковых игр» создаёт возможность сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику. Подготовить руку к письму. Предотвратить появление так называемого писчего спазма. Стимулировать фантазию, проявить творческие способности. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимания ,настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
уметь работать с текстом, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новыми моделями;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, в играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
свободно ориентироваться и воспринимать текст;
осознанно строить диалогические речевые высказывания;
пользоваться таблицами, схемами, алгоритмами.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах , играх;
соблюдать правила общения и поведения в школе, в игре, дома и т. д.
Ресурсное обеспечение реализации программы «Путешествие по стране пальчиковых игр»
Кадровое:
учитель
директор школы
завуч школы
Материально-техническое:
- компьютер
- проектор
- экран
- бумага
- клей
- ножницы
- карандаши
- демонстрационные таблицы
-макеты геометрических фигур
- репродукции картин известных художников
- вспомогательные материалы (игрушки, народные костюмы)
- аудио, видео, фотосредства, детские музыкальные инструменты.
Способы проверки результатов по модулю:
- наблюдение,
- тестирование,
- педагогическая диагностика
- проекты
Содержание программы
1 год обучения.(33ч.)
Начало путешествия (1 ч.)
«Спортивный берег» (20 ч)
Адаптированная гимнастика пианистов, машинисток, актеров кукольных театров.
Основные приемы:
пальцы должны
- крепко-крепко сжиматься
- растягиваться в разные стороны
- легко расслабляться.
Каждый палец должен, выполняя то или иное упражнение, не тащить за собой четверых своих братьев, а двигаться совершенно самостоятельно.
Графическое отображение услышанного, прочувствованного, отложившегося в памяти. Рисунок (проявление творческих способностей).
«Ярмарка» (12ч.).
Знакомство с играми народов мира. Разнообразие игр, а мудрость народная одна.
- Импровизация движений на муз.темы. Изменение направлений или формы движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания. Развитие внимания, улучшение произношения, обогащение лексики.
- Народные пляски. Элементы танца, простые танцевальные движения (простой шаг, топающий бег на полупальцах, кружение через правое плечо, кружение парами, шаги галопа).
- Куклотерапия.
2 год обучения.(34ч.)
«Встреча с бродячим Фокусником» (7 ч.)
Парные упражнения с пальцами, которые улучшают у детей телесное невербальное общение, облегчают контакты со сверстниками и взрослыми. Умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «Телесных координат».
«Большая стройка» (4 ч.)
Освоение начала геометрии на плоскости и в пространстве. Работа со спичками и пластилином. Развитие творческих способностей. Сооружение.
Основной принцип:
- Что не запомнили глаза, запомнят пальцы. От простого – к сложному.
Приемы:
- игротерапия-библиотерапия- французские мастерские
«Город сладкоежек» (2 ч)
Игры в фантики. Способы складывания. Развитие координации движения.
- игротерапия«Древнее ущелье» (1 ч)
Знакомство с динозаврами – предками.
- куклотерапия«Тропа школяра» (2 ч)
Предотвращение появления так называемого писчего спазма.
- научить детей чувствовать приближение писчего спазма, его симптомы (подрагивание пальцев, усталость в кисти руки или руку сводит)
- приемы (растереть ладони до появления теплоты , отдых в тазике с теплой водой, вспомнить игры: большой веер, стена-невидимка, маляр, бабочка, птица, рыбка).
Принцип (расслабление руки)
«Гора внимания» (7ч)
Игры на развитие всех видов внимания.
Развитие внимания, терпения, внутреннего тормоза.
- игротерапия«Река Верёвочка» (4 ч.)
Игры со шнурочками, верёвочками , нитками
«Бухта Гладкой Гальки» (7ч)
Игры с камешками. Знакомство с играми народов мира.
Учить детей управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе координат. Предотвращение возможности возникновения неврозов.
- подвижные игры с камешками
- игротерапия3 год обучения(34ч.)
«Обезъяний остров» (7ч)
Ножные игры. Развитие гибкости, ловкости в пальцах ног.
Игры на развитие координации.
(индивидуальные, парные и групповые упражнения)
- Взаимопонимание без слов, возможность несловесного общения.
Город Оригами» (27ч)
Первые шаги на пути овладения искусством оригами
- чтение чертежей (схемы складывания изделия из бумаги)
- знакомство с авторскими работами
- графическое отображение услышанного, прочувствованного, отложившегося в памяти. Рисунок.
- обогащение лексики.
4 год обучения.(34ч.)
«Город Оригами» (29 ч)
Пополнение знаний об искусстве оригами
- развитие фантазии
- начала плоскостной и пространственной геометрии
- игротерапия- куклотерапия Основной принцип:
- создать условия для развития фантазии, подтолкнуть ребенка к попытке создания собственной фигурки из бумаги
- французские мастерские
«Итоговое занятие»
Создание макета страны «Пальчиковых игр»
- объемные фигурки из бумаги
- выставка рисунков (портреты обитателей страны пальчиковых игр)
Импровизированный концерт для жителей страны Пальчиковых игр
- французская мастерская.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (33ч.)
Дата № занятия Тема
1 Начало путешествия. Сорока – ворона.
2 Спортивный берег
3 Гребешок
4 Кошка выпускает коготки
5 Лесенка
6 Гонки
7 Тяни - Толкай
8 Землемерка
9 Большой веер
10 Кукольный веер
11 Заводные машинки
12 Пропеллер
13 Братья -ленивцы
14 Теремки
15 Стена - невидимка
16 Маляр
17 Зверушка
18 Цветок
19 Бабочка
20 Птица
21 Рыбка
22 Ярмарка. Утречко .Братцы.(русская нар. игра)
23 Гости. На блины. (русская нар. игра)
24 У бабы Фроси. На постой. (русская нар. игра)
25 Маланья. (русская нар. игра)
26 Перстенёк. Щелчки (русская нар. игра)
27 Перетяжечки. Прижми палец. (русская нар. игра)
28 Колечко . Колечко за спиной. (русская нар. игра)
29 Не зазвени. Цыганская игра Встречные колечки. Вепская игра
30 Достань камешки. Татарская игра
31 Удержи верёвочку. Саамская игра. Бумага, ножницы, камень. Английская игра
32 Ригу - Рагу. Литовская игра. Шива пашет на быке. Индийская игра
33 Лестница в небо. Тибет. Стихи Б.Заходера Дождик Замок. Апельсин
2 год обучения(34 ч.)
Дата № занятия Тема
1 Встреча с бродячим фокусником. Живой карандаш.
2 Непослушная резиночка.
3 Сбрось колечко.
4 Рука - магнит.
5 Фокус со спичками.
6 Летающий напёрсток.
7 Слетающая верёвочка.
8 Большая стройка
9 Колодец.
10 Шалаш.
11 Городище.
12 Город Сладкоежек.
13 Учимся стрелять фантиками.
14 Древнее ущелье.
15 Тропа школяра.
16 Не дрожать.
17 Гора Внимания.
18 Солнце ,заборчик, камешки.
19 Ладонь –кулак.
20 Пальчики, внимание!
21 Состязание барабанщиков.
22 Письмо на ладони.
23 Перепутанные пальцы.
24 Река Верёвочка.
25 Плетёнка. Лестница Якоба.
26 Плетёнка для двоих.
27 Заводь непослушных шнурков. Узелок - одной рукой
28 Бухта Гладкой Гальки.
29 Подхват.
30 Городок.
31 Царапки.
32 Грудка. Мостик.
33 Из руки в руку.
34 Немые камешки.
3 год обучения( 34ч.)
Дата № занятия Тема
1 Обезьяний остров.
2 Обезьянки идут за грибами.
3 Спрячь платок.
4 Из корзинки в корзинку.
5 Карусель.
6 Нога художника.
7 Узелок и бантик.
8 Город Оригами.
9 Условные знаки.
10 Ори. Классическая модель.
11 Ками12 Вьюнок
13 Гвоздика
14 Летящая птица
15 Сорока -ворона
16 Птенчик
17 Павлин
18 Невская чайка
19 Голубь мира
20 Колибри
21 Журавль
22 Сова
23 Божья коровка
24 Кролик
25 Улитка
26 Коза
27 Золотая рыбка
28 Бабочка
29 Звёздочка
30 Орнамент «Солнышко»
31 Орнамент «Маргаритка»
32 Кубик
33 Свеча
34 Сапожки
4 год обучения (34 ч.)
Дата № занятия Тема
1 Шляпка
2 Пароход
3 Парусник
4 Домик
5 Терем
6 Коробочка
7 Санбо8 Черепаха
9 Утка -мандаринка
10 Надувной шарик
11 4 –х лучевая звезда
12 5 –ти лучевая звезда
13 Объёмная звёздочка
14 Моторная лодка
15 Попугай
16 Барсук
17 Жираф
18 Лев
19 Слон
20 Лошадь
21 Треугольные модули оригами
22 Цветущий кактус
23 Цветущий кактус
24 Цветущий кактус
25 Горшочек для кактуса
26 Горшочек для кактуса
27 Горшочек для кактуса
28 Кусудама29 Стрекоза
30 Ракета
31 Создание макета страны «Пальчиковых игр»
32 Создание макета страны «Пальчиковых игр»
33 Импровизированный концерт для жителей страны Пальчиковых игр
- французская мастерская.
34 Импровизированный концерт для жителей страны Пальчиковых игр
- французская мастерская. Итоговое занятие.
Результат себя полностью оправдывает: упражнения эффективно увлекают детей, которые с удовольствием и непринужденно повторяют все движения пальчикового игротренинга, что приводит к мощному рывку в развитии речи, и развитии новых стереотипов: познание окружающего мира, формирование собственного взгляда на мир, ребенок уверенно себя чувствует с окружающими взрослыми, сверстниками
Литература.
М.С.Рузина «Развивающие игры для детей и взрослых».
С.Ю.Афонькин. Кристалл. С.Петербург 1997
Т.П.Андрианова «Тренинг актера в театре кукол» Л.1983
Н.А.Бернштейн «Физиология движений и активность» М.Наука 1990
И.А.Коротеев «Как долететь до оригами» М.Детское издательство «Два жирафа» 1996
В.Л.Старковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» М.Новая школа 1994
Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль ООО «Академия развития» 1997
Цууцми Йосиро «Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» М.Анфас 1991.