Программа внеурочной деятельности Путешествие по стране Геометрия

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путешествие в страну «ГЕОМЕТРИЯ»
Составитель: Арафаилова О.Л., учитель математики
Направление: общеинтеллектуальное
Категория участников: 1 класс
Количество часов: 33
Срок реализации программы: 1 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «путешествие в страну Геометрия» для обучающихся 1 класса создана на основании основных нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»,
-- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N373",
Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,
Устав МОУ «Каркалайская СОШ»,
Положение об организации внеурочной деятельности,
Образовательная программа начальной школы.

Актуальность программы
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности. Во главу угла при обучении математике ставится: а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда: б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; в) формирование картины мира. Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Процесс работы: активно, конкретно, наглядно, практично. Главное требование – именно из жизни ребенка черпать конкретный геометрический материал. Познавательные возможности детей младшего школьного возраста намного выше, чем это принято считать, нужно дальше развивать этим возможности именно на геометрическом материале. А так как это маленькие дети, только начинающие учиться, курс должен быть веселым и занимательным, построенный на игре, со сказками и приключениями.




Цель программы:
1.Изучение качественных свойств геометрических фигур;
2.Воспитание личности с нестандартным мышлением.

Задачи программы:
· развитие интереса к начальному курсу геометрии;
· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· расширение кругозора детей, творческих заданий;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Содержание программы:
При изучении геометрии нужно опираться на образность, наглядность, эмоциональность ребенка. Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Этот курс предполагает изучение качественных свойств геометрических фигур, что соответствует особенностям познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Все геометрические знания дети усваивают в процессе разнообразной практической и интеллектуальной деятельности. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют Игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Основные направления содержания деятельности для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
---информационно коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология развивающего обучения.
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические задания, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на партах, доске, экране. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, склеивают, перегибают и т.д. полученные знания сейчас же используются детьми на практике. Зрительное восприятие дополняется осязанием и ощущениями при движении рук. Нужно детей учить видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, комбинировать, изображать их на рисунках, выполнять несложные измерения.
Но преследуются не только узкопрактические цели, но и развивается кругозор детей, их творческие способности, изучаются правила общения. Идет отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности. Занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Каждый учение работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.

Образовательная функция курса заключается в получении геометрических знаний и
развитии целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая функция обеспечивает личностное развитие школьника, формирование общеучебных умений, формирование и развитие эрудиции ребенка.
Воспитывающая функция нацелена на социализацию ребёнка, на формирование высоких нравственных и эстетических чувств, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.

Формы работы: индивидуальные, фронтальные, коллективные, познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы.

Методы обучения: системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,презентации; демонстрационные инструменты, ножницы, клей, бумага.

Условия реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Содержание курса не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.





Учебно – тематический план
Тема раздела
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов

Понятие геометрии. Знакомство с ориентацией

Знакомство со страной «Геометрия». Веселые человечки.


4



Веселые человечки начинают заниматься. Точки и линии. Прямая




Урок-игра. Взаимное расположение предметов




Урок-рисование. Взаимное расположение предметов


Знакомство с линиями

Приключения Точки. Сравнение отрезков по длине


5



Приключения Точки. Веселые человечки и углы




Замкнутые и незамкнутые кривые линии.




Карандаши на помощь нам спешат (раскрашивание)




Решение топологических задач. Лабиринт.


Треугольник. Четырехугольник.

Приключения Точки. Веселые человечки знакомятся с треугольниками




6



Урок - моделирования





Приключения Точки. Веселые человечки знакомятся с четырехугольниками




Творческие задачи. Игра танграм




Творческие задачи. Игра «Колумбово яйцо»




Коллективная работа «Герои сказки теремок»


Круг. Окружность

Сказка про циркуль


4



Веселые человечки чертят круги




Урок – моделирования




Урок – практикум «Домик для фигур»


Творческие и практические задания

Считай, смекай, отгадывай (сравнение и счет





8



Веселые человечки учатся измерять длину




Веселые человечки узнают, как измеряют площадь




Выделение групп предметов сходных по форме




Приключения Точки. Симметричные фигуры




«Бумка» по оригами




Геометрическая мозаика




Урок- путешествие в сказку


Тела пространственные

Веселые человечки снова в школе. Объемные предметы

2



Решение задач на развитие пространственных представлений


Мы подводим итоги

КВН «Геометрия»

4



Олимпиада.




Коллективное дело «весенняя поляна»




Урок- праздник «Хвала геометрии!»






Планируемые результаты.

Личностные результаты
Ш Целостное восприятие окружающего мира;
Ш Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
Ш Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
Ш Навыки сотрудничества со сверстниками.

Предметные результаты
Ш Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Ш Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
Ш Умение строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные.

В конце года обучения дети должны:

Низкий уровень обучения
1) иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять), отличать прямую от отрезка, отрезок от ломаной;
3) отличать замкнутые и незамкнутые линии;
4) понимать взаимное расположение точек на плоскости;
5) различать основные формы фигур: треугольник, четырехугольник, круг;
Знать:
- понятия: точка, линия, прямая, кривая, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники;
- находить в окружающем мире знакомые фигуры.

Базовый уровень обучения
1) иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличать прямую от отрезка, отрезок от ломаной;
3) отличать замкнутые и незамкнутые линии;
4) понимать взаимное расположение линий и точек на плоскости;
5) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
6) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
7) понимать разницу между плоскостными и объемными предметами;
Знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
- объемные тела: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их;
- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
- уметь построить модель квадрата загибанием "от угла".

Повышенный уровень обучения
1) иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличать прямую от отрезка, отрезок от ломаной;
3) отличать замкнутые и незамкнутые линии;
4) понимать взаимное расположение линий и точек на плоскости
5) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
6) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
7) понимать разницу между плоскостными и объемными предметами;
Знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их;
- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры, их комбинации;
- уметь построить модель квадрата загибанием "от угла"; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
- уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием).

Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
15