Конспект урока чтения в 7 классе коррекционной школы по теме: Русская народная сказка Журавль и птица.


Тема: «Журавль и Цапля» (русская народная сказка).
Цель:
Познакомить с русской народной сказкой "Журавль и Цапля".
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащегося об устном народном творчестве, о сказках и их жанровых особенностях;
- познакомить с новой русской народной сказкой;
- отрабатывать навык выразительного чтения произведения.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать внимание и воображение учащегося при работе с пословицами, заданиями по карточкам;
- пополнять активный и пассивный словарь школьника новыми словами и выражениями;
- развивать связную устную речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.
Оборудование:
1. Ноутбук.
2. Учебник.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Иллюстрации к сказке.
5. Толковый словарь.
Используемые методики, технологии (условные обозачения):
ИКТ – презентация, демонстрируемая на ноутбуке.
Здоровьесберегающие технологии – гимнастка для глаз по методу В,Ф.Базарного, физкультминутка, смена видов деятельности и статичной позы туловища.
Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение в соответствие с индивидуальными учебными возможностями; коррекционно-развивающие (работа с толковым словарем, речевая гимнастика, работа по опорным и дидактическим карточкам); игровые (инсценировка характеров) и др.
Ход урока
I. Организация начала урока. Проверка готовности к уроку. Настрой учащегося на работу.
Итак, мой друг, внимание –Ведь прозвенел звонок.Садись-ка поудобнее –Начнем скорей урок
II. Повторение пройденного материала.
а) Актуализация знаний учащегося (беседа, работа по карточкам).
- Мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.
- Кроме народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).
- Возьми карточку №1, которая лежит на парте. Покажи стрелочкой, какая сказка является народной, а какая авторской (литературной).
Карточка №1
народная «Сивка-бурка» авторская
«Морозко» «Снежная королева» «Два мороза» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - Вспомни, о чем рассказывалось в сказке «Морозко». Чему учит эта сказка?
- Кто написал сказку «Снежная королева»? Чему учит эта сказка? Какие еще сказки этого писателя ты помнишь?
- Какие еще русские народные сказки ты помнишь?
- Ты уже знаешь, что сказки можно поделить на три группы, в соответствии с их содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. Возьми конверт, который лежит на краю парты, в конверте находятся полоски с названиями сказок и три полоски с надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные сказки». Твоя задача распределить данные сказки в три столбика и доказать, почему именно в этот столбик ты поместили ту или иную сказку. Названия сказок: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».
- Скажи, есть ли у тебя любимая сказка? Почему именно эта сказка тебе нравится?
- Сказка отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть слово или выражение, а ты, должен его продолжить и предположить, в какой сказке оно может встречаться.
Жили - были … Ждет - пождет … Добрый молодец … Красна - девица … За тридевять земель … Жить - поживать …
б) Оценка работы учащегося с комментариями.
III. Изучение нового материала.
а) Объявление темы и цели урока.
Сл.№1.

- Посмотри, кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы - журавль и цапля).
- Мы будем сегодня читать сказку именно об этих двух птицах, и называется она «Журавль и Цапля». Как ты думаешь, к какой группе сказок можно отнести сказку с таким названием? Прав ты или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой сказкой.
б) Чтение сказки учителем. Проверка восприятия.
- Какой показалась тебе эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?
в)Словарная работа - объяснение значения непонятных слов из сказки.
- В сказке нам встретились слова сватовство (посвататься) и верста (семь верст). (Слова записаны на карточках).
- Как ты думаешь, что такое «сватовство»?
- Посмотрим значение слова в толковом словаре.
- А что значит «посвататься»? Объясни значение этого слова.
- Найди в толковом словаре значение слова «верста».
- Употребляют ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?
г) Речевая разминка.
- Попробуй сказать быстро:
Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения.
д) Чтение сказки учащимся по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов в контексте и сопровождением презентации с иллюстрациями к сказке. Вопросы учителя по содержанию сказки.
- Прочитай первый абзац сказки. Как называется такое начало?
- Как называется начало сказки? Оно связано со сказкой?
- Как ты думаешь, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит эти присказки?
Сл.№2

- Чем Журавль не понравился Цапле?
Сл.№3, №4

- Обидел ли Журавля отказ Цапли? Почему?
- Как повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясни, почему.
е) Гимнастика для глаз по методу В.Ф.Базарного.
Сл.№5
Продолжение чтения сказки учащимся.
Сл.№6, №7

- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Почему это происходит?
Сл.№8, №9

При ответах на вопросы ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа:
Журавль не понравился Цапле, тем, что у него …
Цаплю очень обидел отказ Журавля, она …

- Какие качества птиц показаны нам в этой сказке?
- Как ты думаешь, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться? Почему?
- Объясни значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуй заменить это выражение другим, но с тем же смыслом, выбрав вариант на карточках: ничего не съел, ничего не добился, съел несоленую пищу.
IV. Закрепление изученного материала
а) Анализ содержания сказки, работа с пословицами, инсценировка характеров.
- Приготовь карточку №2. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать правильный вариант окончания пословицы и определить подходит ли она к сказке.
Карточка №2.
Семь раз отмерь, …
Сначала думай, …
От одного слова …
и семь раз отрежь.
один раз отрежь.
потом говори.
потом делай.
никогда не будет ссоры.
да навек ссора.
- В какой из пословиц возможно два варианта продолжения.
- Как ты думаешь, какой характер был у Цапли? Попробуй показать, как она ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда дает ему отказ, используя мимику, жест, взгляд.
- А теперь, подумай, какой по характеру был Журавль. Покажи, как он ходит, смотрит и т.п.
б) Физкультминутка.
V. Подведение итогов урока.
а) Вопросы учителя.
-Чтобы ты посоветовал героям этой сказки?
-Чему учит нас эта сказка?
-Пригодятся ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?
б) Выставление оценки за урок с комментариями.