Роль социального партнерства в организации работы с детьми с особыми потребностями» ( в рамках реализации ОЭР «Разработка модели социального партнёрства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся»


"Роль социального партнерства в организации работы с детьми с особыми потребностями»
( в рамках реализации ОЭР «Разработка модели социального партнёрства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся»В современных условиях развития дополнительного образования ведущей целью дополнительного образования детей выступает - создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного образования детей, направленных на:
изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
успешную социализацию детей;
формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;
проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Решение обозначенных ориентиров невозможно без организации интеграции системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием. В данном контексте важное значение приобретает построение перспективных моделей социального партнерства образовательного учреждения дополнительного образования детей.
С 2014 года ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» выступает в качестве опытно- экспериментальной площадки.
Объектом ОЭР является система работы образовательного учреждения дополнительного образования детей в направлении развития социального партнерства.
Предметом ОЭР –разработка модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Цели ОЭР:
Разработка модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Апробация реализации модели социального партнерства, обеспечивающая успешную социализацию обучающихся, на базе ДДТ «Преображенский»и образовательных учреждений района.
Задачи ОЭР:
Провести анализ информационных источников по проблеме ОЭР.
Определить состав и структуру «модели социального партнерства», ее место в структуре деятельности образовательного учреждения.
Проанализировать передовой педагогический опыт ОУ России по проблеме проектирования и реализации модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Проанализировать возможности дополнительного образования и перспективы развития социального партнерства.
Разработать состав и структуру модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Обеспечить реализацию всех компонентов модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Обеспечить организационно-методическое сопровождение процесса реализации модели социального партнерства, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Апробировать модель социального партнерства, обеспечивающую успешную социализацию обучающихся, на базе ДДТ «Преображенский».
Сущность социального партнёрства заключается в равноправном взаимодействии социальных (административно-правовых, гражданских, культурных и образовательных учреждений), производственных субъектов и бизнес- структур, направленном на целесообразное выполнение профессионально-образовательной миссии образовательным учреждением системы дополнительного образования детей.
Особое место в социальном партнёрстве в интересах ребёнка занимают адаптированные программы дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во все времена был сложным и противоречивым.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации.
Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Условия реализации программ дополнительного образования связаны с факторами, определяющими спрос на различные формы и направления дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- организационная доступность,
- информационная доступность,
- территориальная доступность,
- инженерно-архитектурная доступность,
- материально-техническая доступность,
- кадровая доступность,
- социально-психологическая доступность,
- финансовая доступность.
Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными детьми в специально организованных условиях деятельности детско-взрослых сообществ.
К сожалению, в нашем учреждении не реализуется ни одна программа инклюзивного характера, в связи отсутствия материально-технической базы для реализации данных программ. Н, в нашем учреждении существует альтернативная форма работы - Проект «Дорогою Добра».
Проект «Дорогою добра» - это проект развития экологического просвещения и образования в специальных (коррекционных) образовательных и детских медицинских учреждениях.
Цель проекта: предоставить возможность учащимся специальных (коррекционных) учреждений поближе познакомиться с разнообразием животного мира, раскрыть эмоциональный мир ребенка и помочь сформировать представление о целостности окружающего мира.
Наши партнеры:
Санкт-Петербургский центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов клиники им.  Г.А. Альбрехта (1-е детское ортопедическое отделение)
Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа  № 656 Курортного района Санкт-Петербурга
Образовательное учреждение ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К. Грота
Сложившиеся взаимоотношения с нашими партнерами представляют собой налаженные связи, способствующие социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.
Социальное партнерство, прежде всего, основано на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон, объединении усилий, конструктивном сотрудничестве, поиске реалистичного решения социальных задач.
Проект состоит из самых разнообразных форм включения детей с особенными потребностями в естественнонаучную деятельность: занятия в кружках, тематические лекции, экскурсии и походы, участие в конкурсах, общение с животными, анималотерапия. Все эти разнообразные формы работы позволяют осуществить следующие составляющие:
Уникальная коллекция животных (более 50 видов);
Многолетние традиции клуба юных натуралистов;
Грамотный педагогический коллектив;
Комфортная среда и условия для организации образовательной деятельности.
Все это позволяет добиться хороших результатов не только в области общения, но и в формировании положительного эмоционального фона, способствующего общему оздоровлению детей.
Мы организуем участие детей в ежегодных конкурсах: «Шесть континентов под одной крышей», «Птицы России». Наравне со всеми, ребята из специализированных школ выполняют творческие работы на заданную тему (рисуют, пишут стихи, делают поделки и т.д.), а также участвуют в итоговых играх¸ праздниках. Команды проходят сложные испытания, демонстрируют свои знания в данном вопросе. Участие в различных выставках, конкурсах, позволяет наиболее полно раскрывать творческие возможности каждого воспитанника.
Все мероприятия построены так, что дети с ограниченными возможностями здоровья могли бы общаться со своими сверстниками и не чувствовали бы себя социально изолированными.
И мы считаем, что такое социальное партнерство - это одна из ступенек в подготовке их к самостоятельной деятельности. Именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям, развить творческого потенциал, ведь каждый ребёнок должен побывать в ситуации успеха.
Важность социального партнерства состоит и в том, что оно не только способствует социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум, но и обуславливает готовность общества к принятию человека с инвалидностью на равных.