Урок в 5 классе по литературе на тему: «Образ осени в стихотворении А. Н. Майкова «Ласточки». Анализ поэтического текста».

Урок в 5 классе на тему: «Образ осени в стихотворении А. Н. Майкова «Ласточки». Анализ поэтического текста».
Цель урока: обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Н. Майкова «Ласточки».
Задачи:
Образовательные:
систематизировать умения учащихся анализировать лирическое стихотворение;
повторить изученные средства выразительности, используя опорные схемы;
познакомить с творчеством А.Н.Майкова;
поработать над выразительным чтением лирических стихов;
Развивающие:
развить творческое воображение;
расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту;
формировать чувство патриотизма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Материал к уроку: стихотворение из учебника 5 кл. В. Я Коровиной А.Н. Майкова «Ласточки».
Оборудование: портрет А. Майкова, презентация учащегося о поэте, карточки - подсказки, мультимедийная установка, размноженные таблицы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир прекрасного – в мир поэзии. На прошлых уроках мы с вами начали разговор о том, что природа является неотъемлемой частью в жизни человека. Познакомились со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе. Говорили о том, как образы времен года: зимы, весны, лета представлены в стихотворениях. И домашним заданием было выучить на выбор одно из стихотворений. (Учащиеся читают наизусть стихи)
III. Сообщение темы.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о том, как представлен образ осени в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки», и продолжим работу над формированием умения анализировать поэтический текст. (Запись темы урока учащимися в тетрадях).
IV. Разминка.
- За окном зима, морозы, а я вам предлагаю перенестись в другое время года – осень. Итак, осень. Запишите в тетрадь это слово, а рядом запишите ассоциации, которые оно вызывает у вас. (Учащиеся записывают, а потом зачитывают).
- Вы зачитали свои ассоциации, вы все правы, это все осень. А вот каким видит осень поэт Аполлон Николаевич Майков в своем стихотворении «Ласточки». Но перед тем как послушать это стихотворение, давайте познакомимся с самим поэтом. (Выступление подготовленного ученика с презентацией).
V. Анализ стихотворения.
- А теперь прослушаем выразительное чтение стихотворение «Ласточки». Ваша задача понять, каким настроением окрашено это стихотворение, а группа художников постарается еще и изобразить настроение с помощью красок. (Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).
Ответы учеников, работа с группой художников.
- Да, настроение грустное. Лирический герой грустит. Но почему? Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя.(Ответы учеников).
- Все свои наблюдения вы будете записывать в таблицу, работая в парах. Заполнение таблицы поможет вам написать мини-сочинение в конце урока. (Напечатанные таблицы лежат у каждого на партах)

Выводы

Фонетика: аллитерация р-л

Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Предположим, что Майков использует прием аллитерации, чтобы мы услышали эту трель ласточек.

Лексика (тропы): огненный куст настурций- метафора, осенний блеск, пустое гнездо – эпитеты. Говоруньи , летуньи

Стихотворение не богато тропами. Но даже их небольшое количество вносит в стихотворение образность и делает его красивым. В словах говоруньи, летуньи поэт выражает свое отношение к птицам.

Морфология: в первой части глаголы в настоящем времени, во второй – в прошлом

Глаголы помогают понять нам на
·г°стоящее, прошлое и будущее лирического героя.

Синтаксис: обилие восклицательных предложений, предложений с многоточиями.

Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. Многоточие – это раздумья поэта, грусть. Потому что паузы длиннее.

- Сколько строф в стихотворении? (7)
- А сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения? Назовите их.(Три: первая – грусть от увядания природы и наступления осени, вторая – воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица).
- Определите, в каком времени употреблены глаголы в этих частях.(Запись в таблицу)
- Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой части?
- Обратите внимание на характеристику предложений по цели высказывания. Какие предложения здесь присутствуют? О чем говорят многоточия?
О чём последние строчки? (Автор грустит о том, что лето кончилось, и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано).
– Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы. Какие слова помогают нам понять отношение лирического героя к птицам? (Говоруньи, летуньи).
VI. Мини-сочинение. А теперь, используя материал таблицы, напишите небольшое сочинение об этом стихотворении по предложенному плану. (Время на выполнение задания 5-8 минут)
VII. Физкультминутка.
Села ласточка на лапки. Приготовилась к зарядке. Повернулась влево, вправо, Приседала она славно Клювиком помяла пух. И скорей за парту плюх.
VIII. Сообщение о ласточках.
- А что вы знаете о ласточках? (Ласточка является перелётной птицей, поэтому осенью она покидает места гнездования и отправляется на юг. Ласточка питается летающими насекомыми. Это различные виды мух: журчалки, комнатные мухи, а также комары и бабочки. Ласточка, за исключением гнездования, ведет коллективный образ жизни. В период размножения живет парами. В это время пара охраняет свою небольшую территорию вокруг гнезда. Нередко под общей крышей хлева или гумна гнездится сразу несколько пар. Брачный период у ласточек начинается в мае. Во время строительства гнезда обе птицы собирают маленькие комочки грязи и смачивают их слюной. Из этого материала самка формирует гнездо в виде чашечки, которое обустраивают оба родителя. Птенцы выклевываются через 13-18 дней. Пищу для них добывают оба родителя. В благоприятный год касатки гнездятся два или даже три раза.)
- Назовите сказку, где ласточка не смогла улететь на юг, и если бы не Догадались? (Дюймовочка Г.Х. Андерсена)
- Может быть кто-то назовет народные приметы, связанные с ласточками?
1Х. Итоги урока.
- Подведем итоги урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)
Закончите предложения: «Больше всего мне понравилось», «Главным на уроке для меня было», «Я ухожу с урока», «Своим родителям расскажу о ».
Домашнее задание. Найти и выучить стихотворение об осени, где настроение лирического героя совпадает с вашим настроением, используя ресурсы интернета.