Внеклассное мероприятие по истории для 7 классов на тему Промелькнувший метеор над нивой востоковедения
Внеклассное мероприятие для 7 классов на тему «Виртуальное путешествие промелькнувший метеор над нивой востоковедения»
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь»
русский востоковед Н. И. Веселовский
Цель: расширить и систематизировать знания о великом казахском ученом, историке – Чокане Валиханове.
Задачи:
Образовательная – сформировать знания об основных фактах биографии и научно-просветительской деятельности Чокана Валиханова; Привести учащихся к пониманию значимости Чокана, как ученого и гражданина, в истории казахского народа.
Развивающая - развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;
Воспитательная - вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник; содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала на основе «живого примера» в истории.
Форма: урок-путешествие
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, творческий
Оборудование:
Презентация, включающая в себя: портреты Чокана Валиханова, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Ч.Валиханова, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни ученого
Выставка книг Ч.Валиханова и о Ч.ВалихановеИсторический источник мемуарного характера воспоминания о Шокане Валиханове.
Художественный фильм «Его время придёт». «Казахфильм», 1957 год. Режиссёр Мажит Бегалин,
Ход классного часа:
I.Вступительное слово учителя: Актуализация знаний (1 мин). Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Наш сегодняшний классный час посвящен знаменательной дате в истории 180-летие со дня рождения Чокана Валиханова. Произведения и мысли Чокана Валиханова – они жизненны и сегодня, поэтому мы должны брать пример с таких личностей в истории как он. Наш урок пройдет не совсем обычно. Представьте, что мы находимся не в школьном кабинете, а в залах музея, мы узнаем много интересных фактах из биографии жизни и деятельности Чокана Валиханова. Наши экскурсоводы помогут нам в этом.
Итак, наш историко-географический музей раскрывает свои двери.
Наш маршрут:
1зал «Промелькнувший метеор» (Биография Чокана Валиханова)
2зал «Над нивой востоковедения» (Научная деятельность Чокана Валиханова)
3 зал «Дружба выдающихся людей» ( Друзья и соратники Чокана Валиханова)
4 зал « Память благородных потомков» ( памятники Чокану Валиханову)
5 зал «Краевед» фотовыставка (труды и литература о Чокане Валиханове)
6 зал « Чокан Валиханов в глазах детей» (театральные постановки учащихся)
Станция №1: выступление экскурсоводов зала «Промелькнувший метеор» (биография Чокана Валиханова)
Учитель: Чокан Валиханов - великий казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Чокан Валиханов — чингизид, правнук Абылай хана. А для более интересной и познавательной информации предлагаю вашему вниманию просмотр видеосюжетов из художественного фильма «Его время придёт». «Казахфильм», 1957 год. Режиссёр Мажит Бегалин,(Приложение№1)
Станция №2: выступление экскурсоводов зала «Над нивой востоковедения» (Научная деятельность Чокана Валиханова)
Ученик 1: В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Там его встречает старый друг семьи Валихановых переводчик В. И. Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г. Н. Потаниным. Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного. Учитель истории Гонсевский также очень высоко ценил Чокана и иногда приглашал его к себе домой. Так у Валиханова появлялся доступ к богатой домашней библиотеке Гонсевского. Благодаря этому Чокан смог выучить немецкий и французский языки, познакомиться с трудами А. И. Лёвшина, П. И. Небольсина, А. Гумбольдта, Ж-П. Абель-Ремюзы, Ю. Клапрота и других учёных.
Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова. Она познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога. В 1852 году Чокан, по просьбе И. Н. Берёзина, написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова.8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал офицером Российской армии, получив чин корнета.
Ученик 2: Окончив кадетское училище, Валиханов был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда. В его основные обязанности входило составлять и отправлять письма от имени Густава Христиановича, а также выполнять функции историографа Западно Сибирской области. Вследствие этого корнет получил неограниченный доступ в Омский архив. Ему было также разрешено уносить домой заинтересовавшие его материалы. Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран.
Параллельно с исполнением обязанностей адъютанта, Валиханов занимался научными исследованиями истории казахского народа. Одним из его капитальных трудов того времени является работа об исследовании родословной казахов, в котором Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий. В начале 1856 года, после 2-х лет службы адъютантом, благодаря ходатайству Г. Х. Гасфорда, Валиханову был досрочно присвоен чин поручика. 26 мая 1856 года Валиханов записал одну из высокохудожественных частей легенды «Поминка Кукетай хана», и этот день вошёл в историю, как дата первой записи эпоса Манас. Помимо этого Чокан записал ряд других легенд и сказаний кыргызского народа, сделал несколько рисунков. Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены. 12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке. по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.
Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова. (Приложение 2)
3 станция: выступление экскурсоводов зала «Дружба выдающихся людей» (Друзья и соратники Чокана Валиханова).
Ученик 3: У Григория Николаевича Потанина интерес к истории казахов проявился еще в юношеском возрасте, в годы учебы в кадетском корпусе в Омске. Через два года после того, как десятилетний Потанин поступил в корпус, судьба послала ему друга, «маленького киргиза, сына атамана Чокана Валиханова», ставшего впоследствии великим сыном казахского народа — географом, этнографом, путешественником и просветителем. Сблизились они не сразу. «Чокан не знал по-русски, я не знал по-киргизски. Но потом, когда он подучился по-русски, когда я… заинтересовался путешествиями и географией Киргизской степи, я стал водить знакомство с Чоканом, — свидетельствовал Потанин. — С этой поры мы стали друзьями, и наши умственные интересы более не разлучались; нас обоих интересовал один и тот же предмет — Киргизская степь и Средняя Азия. С увлечением мы читали книгу Палласа, особенно те ее страницы, в которых описывались родные для нас места. Чтение это указало нам наше призвание».
В 1856 году, когда Потанина переводят в Омск, он, по просьбе Чокана, выписывает для него из Омского областного архива сведения, относящиеся к восемнадцатому столетию: об отношениях русских пограничных начальников с князьями соседнего Джунгарского ханства, о торговле между Сибирью и городами Восточного Туркестана.
Друзья встречаются и в Петербурге во время учебы Потанина в университете. Они вместе пишут статью «Отрывок из письма к издателю» по материалам поездки Потанина на западную границу казахских степей, под Уральск, которая в 1862 году была напечатана в «Колоколе». В 1863 году в Омске снова скрестились дороги Г. Н. Потанина и Чокана Валиханова, который также был причастен к делам Петербургского «Сибирского кружка». Они встретились в разгар подпольной работы Потанина, которая перемежалась с работой в экспедиции астронома Карла Струве.
Дружба замечательных представителей двух народов — Г. Н. Потанина и Чокана Валиханова — явилась примером того, как союз просвещенного казаха со свободомыслящим русским интеллигентом способствовал изучению казахской народности «не только для пополнения европейского знания, но и в целях пробуждения самосознания казахского народа».
Ученик 4: Для биографии Достоевского годы пребывания в ссылке имеют немалое значение. В эти годы он сдружился со многими людьми в Омске, Семипалатинске, Барнауле, Кузнецке.
В эти годы Достоевский познакомился и с юношей Чоканом Валихановым и, несмотря на разницу лет, горячо подружился с ним. Надо полагать, Достоевский в ту пору познакомился не только с казахами, но и с представителями многих других народностей России, которые встречались ему в остроге и послужили прототипами для образов героев "Записок из Мертвого дома". Но в Чокане Валиханове Достоевский сразу угадал человека с ярким и необычным будущим, увидел общественного деятеля, который станет светочем своего народа. Чокану Валиханову в то время было всего девятнадцать лет. Его научная и просветительская деятельность только начиналась, но он уже зарекомендовал себя как талантливый ученый, высокообразованный и энергичный человек, вдохновленный передовыми общественными идеалами.
Незаурядная личность Чокана, его ум, яркая талантливость, необычайно широкий для его вөзраста кругозор — все это, естественно, привлекло Достоевского, горячо заинтересовало его. В советах, которые дает Ф.М. Достоевский своему юному другу, главную роль играет идея заступничества за свой народ. В отношениях с Чоканом в эти годы Ф.М. Достоевский выступает как гуманист, выразитель передовых общественных взглядов своего времени. Будущее Чокана он мыслит тесно связанным с лучшим устройством жизни казахского народа.
В письмах Достоевского и Чокана, мы видим самые горячие изъявления личной привязанности друг к другу.. "Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам",— пишет Достоевский и дает юноше-казаху советы, продиктованные самой искренней заботой о его будущем, верой в его незаурядные способности. (Приложение 3)
Станция 4: выступление экскурсоводов зала «Память благородных потомков» ( памятники Чокану Валиханову)
Ученик 5: Память о Шокане Валиханове бесценна. Памятники, мемориальные комплексы, школы, улицы есть не только в Казахстане и в других странах.
На месте захоронения Валиханова (бывший Кербулакский район Талдыкорганской области) в 1988 году был построен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель» с мемориальным музеем Валиханова.
В Казахстане ему установлены три памятника. Один — в Алма-Ате перед зданием Академии Наук КазССР, он был открыт в 1969 году и венчает улицу его имени.
Другой монумент стоит в Кокшетау (1971).
В Семипалатинске у музея Достоевского установлена парная бронзовая скульптура «Чокан Валиханов и Ф. М. Достоевский» (1977).
В Кокшетау имя Чокана Валиханова носит государственный университет, в г. Атбасар (Акмолинская область) в его честь названа одна из центральных улиц.
В 2005 году в Петропавловске в областном историко-краеведческом музее в рамках Года России в Казахстане открыта мемориальная доска с бронзовым барельефом Валиханова и Достоевского.
Именем Чокана Валиханова также названы — Институт истории, археологии и этнологии НАН РК, школа № 68 и улица в центре Алматы, вершина хребта Заилийский Алатау (4234 метра).
В России есть улица Чокана Валиханова в центре Омска. На здании Омского кадетского корпуса, где учился Чокан.
В кинематографе посвящены ряд художественных фильмов: «Его время придёт». «Казахфильм», 1957 год. Режиссёр Мажит Бегалин, в главной роли Нурмухан Жантурин.
Многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов» (к 150-летию со дня рождения) «Казахфильм», 1985 год. Режиссёр Асанали Ашимов, в гл. роли Саги Ашимов (1961–1999).
Документальный фильм «Человек в мундире», 2006. Режиссёр Игорь Гонопольский (Приложение №4).
Станция 5: выступление экскурсоводов зала «Краевед» фотовыставка (труды и литература о Чокане Валиханове)
Учитель: Вашему вниманию представлена фотовыставка, посвященная жизни и деятельности Чокана Валиханова. Интересные фотографии детства, юности, рисунки учащихся, произведения Чокана Валиханова и его современников. (Презентация «труды и литература о Чокане Валиханове» Приложение 6).
Станция №6: « Чокан Валиханов глазами детей» (театральные постановки учащихся).
Учитель: Ребята вам были даны задания по подготовке творческих проектов «Чокан Валиханов глазами детей». (Приложение 6)
1 группа: театральная постановка « Запись киргизского эпоса Манас»
2 группа: «Дружба Чокана Валиханова и Ф.М.Достоевского»
3группа « Чокан Валиханов как историк и географ»
4группа: «Визит домой после экспедиции в Кашгарию»
Рефлексия: Викторина « По страницам жизни Чокана Валиханова»
1.Место рождения Ч. Валиханова (крепость Кушмурун, Северо – Казахстанской области) 2. Дата рождения Ч. Валиханова (ноябрь 1835 года) 3. Какое образование он получил до поступления в кадетский корпус? (Учился в Кушмурунской школе, построенной его отцом. Учитель – мулла дал ему начальные знания) 4. Назовите город, который сыграл большую роль в начале его жизненного пути (Омск) 5. Сколько лет было ему при поступлении в кадетский корпус? (12) 6. Назовите язык обучения в кадетском корпусе (Русский). Знал ли его он до поступления? (Нет). 7. Знал ли Чокан Чингисович Валиханов другие языки? ( Да, родной казахский, восемь восточных языков, русский, французский, немецкий ) 8. Каким занятиям он уделял больше времени? (изучению истории, географии, этнографии) 9. Что оказало большое влияние на его развитие? (Общение с передовыми образованными людьми ) 10. Назовите причину, по которой он был произведен в корнеты и был направлен на службу в Сибирское казачье войско (Успешное окончание кадетского корпуса)11. Назовите причину, по которой генерал – губернатор Западной Сибири Гасфорт часто направлял Чокана Валиханова в командировки в пограничные районы с Китаем (Знание языков, обычаев и истории Востока) 12. В каких целях использовал свои поездки он, выполняя поручения генерал – губернатора? ( Для научных целей исследований, которые он ставил перед собой, по собственной инициативе) 13. Кто повлиял на формирование общественно – политических взглядов Валиханова? (Петрашевцы – С. Ф. Дуров и Ф. М. Достоевский ) 14. Как долго продолжалось знакомство петрашевцев и Валиханова? ( До конца его жизни) 15. Весной 1856 года в Семипалатинске Валиханов познакомился с известным географом и путешественником Петром Петровичем Семеновым Тян – Шанским. Кто из них произвел на другого большее впечатление, чем он сам? ( На Семенова Тян – Шанского большое впечатление оказали всесторонние знания и одаренность Валиханова).Подведение итогов: Как отметил Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. За столь короткий промежуток времени Чокан Валиханов оставил много интересных трудов и сочинений, которые оставили неизгладимый след в истории нашего народа. Мы должны гордиться нашим соотечественником и брать с таких людей пример.
Спасибо экскурсоводам за интересные экскурсии. Урок окончен. До свидания!
Литература:
Айдарова Х. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945.
Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976.
Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956.
Зиманов С., Атишев А. Политические взгляды Чокана Валиханова. Алма-Ата, 1965.
Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. - В кн.: Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Алма-Ата, 1961, т. 1.
Приложение:
художественный фильм: «Его время придёт». «Казахфильм», 1957 год. Режиссёр Мажит БегалинПрезентация «Жизнь и деятельность Чокана Валиханова
Илллюстрации «Друзья Чокана Валиханова»
Презентация «Память благородных потомков»
Фотовыставка «Труды и литература о Чокане Валиханове»
Фотографии «Чокан – глазами детей»