Открытый урок по Литературному чтению в з классе на тему: Стихотворения С.А.Есенина о березе.


Конспект открытого урока в 3 классе
«Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века».
Тема урока: «Любимое дерево Сергея Есенина.
Стихотворения С.А.Есенина о берёзе».
Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина;
- Показать красоту поэзии С.А.Есенина, его любовь к Родине.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со стихотворениями С.А.Есенина о берёзе;
- Формировать умение анализировать текст, определять жанровые особенности стихотворения;
- Познакомить с понятием «метафора»;
- Продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
- Развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
- Расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Развивать образное мышление, речь, литературный вкус;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные качества, формировать навыки работы в парах;
- Воспитывать любовь к родной природе, к родному языку.
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- в парах.
Методы ведения урока:
- словесный (беседа);
- практический;
- проблемный;
- самостоятельная работа.
Оснащение урока:
- учебно-методический комплект: учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 3 класс часть2, рабочая тетрадь «Учусь читать выразительно» М.И.Оморокова;
- Компьютер, проектор;
- презентации;
- репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
- дополнительная справочная литература: толковые словари.
Ход урока:
Организационный момент.
(Проверяется готовность к уроку: наличие учебника, рабочих тетрадей, толковых словарей).
Подготовительный этап.
1). Целевая установка:
У: Ребята, давайте представим, что мы находимся в роще.
У: Какую рощу вы увидели?
У: Что почувствовали?
Ответы детей:
Лиза: пробуждающуюся рощу,
Лев: берёзовую рощу,
Софья: а я почувствовала, что уже пахнет весной;
Максим: а я даже слышу щебетанье первых птиц;
Никита: небо – ярко-голубое, лазурное;
Василина: воздух чистый, прозрачный - хрустальный воздух.
2). Анализ репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
У: Сравните свои ощущения весны в природе и художника? Что совпало?
Фёдор: И.Э.Грабарь – художник-пейзажист и портретист. У любого человека есть любимое время года.
У: Как вы думаете, какое любимое время года Грабаря?
Рассказ учителя:
- О своей работе художник рассказывает с восторгом, который он испытал при встрече с Родиной: «Только тут я почувствовал, до чего дорога мне родная страна. Я был просто влюблён в каждую берёзку, в лужайки, перелески, столь давно не виденные. Но особенно потрясла меня увиденная мною после долгого перерыва русская зима – белая, солнечная».
В картине художник передаёт поэзию ясного февральского утра:
- «В то необычное утро природа праздновала какой-то необычный праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток на зелёном снегу. Я стоял возле берёзы, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Если бы десятую долю этой красоты передать!».
3). Беседа о берёзе:
Естественно, что и в устном народном творчество и в русской литературе много прекрасных произведений о берёзе.
Группа учеников подготовила нам презентацию о берёзе.:Фёдор: Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного, немного грустного (слайд).
Георгий: У русского народа есть красивый праздник «Зелёные святки» - обряд прощания с весной 7-я неделя после Пасхи – Семицкая. Символ праздника – берёза (слайд).
Алла: Берёза – растительный символ русской земли. В народе считали, что в берёзе воплощён образ Лады, богини весны, плодородия, брака и любви. Берёзе воздавались самые высокие почести. Главный смысл обряда - в том, что берёза за проявленное к ней уважение отплатит добром, передаст свой буйную силу и рост хлебному полю (слайд).
Семён: «Зелёные святки» - традиционный девичий и женский праздник. Женщины берут от матери-природы плодородную силу. Основная часть праздника проводилась в лесу, на поляне, где росли берёзы. А дома снаружи и внутри украшались берёзовыми ветками. Плели венки из берёзы и травы, готовили берёзовую еду. Украшали берёзку лентами, венками, каждая девушка завивала свой венок и загадывала желание. Вокруг берёзки водили хороводы. В конце праздничной недели, в субботу парни рубили берёзку, ставили на поляне и устраивали общее гуляние. Заговаривали будущую семейную жизнь в хороводах. Берёзку после праздника бросали в реку – по течению жизни. (слайд)
Дарья: Берёза служит людям круглый год. Неспроста о берёзе сложена поговорка-загадка: «Стоит в поле древо-древлянское, на этом дереве есть семь угодьев».
(Объяснение значения слова «угодье» - место добычи чего-нибудь, лесное, водное, земельное угодье. Обращение к толковому словарю)Ксюша: - Отгадайте:
- Первое угодье – в избе обиходье (веник);
- Второе угодье – в кругу вертится (прялка);
- Третье угодье – старому да малому потеха (туески для ягод);
- Четвёртое – новая крыша (дранка);
- Пятое – по дорожке след (лапти);
- Шестое угодье – на всю ночь свет (лучина):
- Седьмое угодье – всему миру масло (дёготь) (слайды).
Учитель: Спасибо ребятам за такой интересный материал. Какой это был праздник «Зелёные святки?
Лев: В народе это был женский праздник.
Учитель: Потому что берёза символизирует чистоту и женственность. В поэзии всегда берёза сравнивается с образом русской девушки. А Россия всегда символизировалась с берёзой.
4). Словесно-речевая игра: «Плетём венок» - побор эпитетов. Берёза какая?
Ответы детей: стройная, тонкая, трепетная, хрупкая, тревожная, доверчивая, ласковая.
Полина: - На индоевропейских языках «берёза» - блистательная, гордая, царственная.
3.Раскрытие темы урока.
У: Красота любимых берёз не могла не волновать до глубины души поэта, который родился в самом сердце России – Рязанской губернии (объяснение слова «губерния» - область), которая славится своими раздольями, а также произведениями устного народного творчества – С.А.Есенина. Природа и деревня обогатили его язык дивными красками. Есенин начал писать стихи с 9 лет. Сегодня мы познакомимся со стихотворением берёза, которое было первым опубликованным стихотворением Есенина в 1914г., в 19 лет.
- Презентация о С.А.Есенине: портрет, его дом-музей в д. Константиново, береза под окном.

4. Первичное восприятие произведения.
У: Послушайте и представьте образ, описанный в стихотворении.
- Чтение стихотворения учителем.
У: Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
Ответы ребят:
Айсылу: когда он испытывает сильные чувства;
Дарья: видит красоту;
Семён: когда любит;
Григорий: когда хочет выразить свои чувства.

5. Вторичное чтение учениками. Построчный анализ стихотворения.
1 строфа: языковой анализ, словесное рисование:
У: Что можно нарисовать?
Соня: - берёзу у дома, под моим окном;
У: Как автор говорит о берёзе?
Григорий: - как о живом существе;
У: Какие слова дают это понять? Может ли это быть в настоящем?
- Обсуждение.
- Введение понятия «метафора» - употребление слова или выражения в переносном значении.
У: С чем сравнивается снег? Почему автор взял это слово?
Никита: серебро – это дорого, красиво;
Слава: - снег очень похож на серебро, сверкает на солнце.
2 строфа: чтение, анализ:
У: Что бы вы нарисовали?
Айсылу: - у берёзы пушистые веточки;
- Какие слова для передачи образа использует автор?
Ульяна: - кисти, кайма, бахрома.
Объяснение значения слов, работа со словарём:
кисть – пучок;
кайма – кромка, ободок;
бахрома – ряд свисающих кистей или нитей;
У: Так с чем сравнивает поэт веточки берёзы?
Максим: - с кисточками, покрытыми белой бахромой. Это сравнение.
У: Вспоминаем, что же такое сравнение?
Василина: – когда автор описывает образ, он часто использует такие сравнения, чтобы нам было легче представить, о чём говорит автор.
Перечитывание 1 и 2 строф:
У: Какой образ чувствуется?
Дарья: Автор использует сравнение с образом из деревенского быта: как будто платком принакрылась девушка, задумалась перед свиданием.
Чтение 3, 4 строф, анализ.
У: А какую картину можно представить, перечитав 3, 4 строфы?
Семён: - берёза стоит в сонной тишине. Сонная – эпитет.
У: Почему автор употребляет это слово?
Лев: - сонная – вокруг ни звука, ни одного движения;
София: - полный покой, тишина, безмолвие.
У: Какую метафору встретили в 3 строке?
Максим: «снежинки горят».
У: Почему так решили?
Настя: - потому что этого не может быть в настоящем;
У: Тогда зачем так пишет автор?
Василина: - чтобы мы представили, как они светятся и переливаются.
У: «В золотом огне» – что это за приём?
Алла: - сравнение.
У: Когда снег похож на серебро, а когда на золото?
Обсуждение, ребята рассказывают о своих наблюдениях в природе.
Фёдор: - поэт описывает берёзу в разное время суток, при разном освещении, в течении всего морозного дня?
У: О чём это говорит?
Даша: - поэт часто и подолгу смотрел на берёзу, наблюдал;
Настя: - любовался, восхищался.
Перечитывание 4 строфы:
У: Найдите метафоры (олицетворение).
У: Кого одушевляет?
Гриша: зарю.
У: Почему автор решил использовать такие слова?
Фёдор: - наступает заря – утро или вечер. Лучи солнца окрашивают всё в розовый цвет, поэтому и снежинки словно горят, переливаются (слайд).
Вывод: (работа-обсуждение)
- «Белая берёза…» Ключевое слово – белая.
У: Какие возникают ассоциации?
Дети: Белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды.
У: В сонной тишине – покой, бездействие, но есть заря – божественное явление, она стережет берёзу. Обходя кругом – оборот, пауза, степенность происходящего – величавая картина.
У: Есенин, описывая берёзу подразумевает Русь, выражает свои патриотические чувства. - - - Объяснение слова «патриот».
У: Говорил о себе: «певец, пою», «хочу я быть певцом и гражданином»
У: Он сказал о родной земле так, как до него не говорил никто.
6. Работа над средствами выразительного чтения стихотворения:
настроение, интонация, темп, тон:
- работа в парах за партами с использованием тетради «Учусь читать выразительно».
7. Слушание выразительного чтения стихотворения учениками.
Анализ, высказывание мнений.
8. Чтение отрывков о березе.
1 отрывок: чтение про себя:
«Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан».
У: Что заметили?
Айсылу: - изображена осень;
Ксюша: - чувствуем образ девушки, образ России;
Георгий: - поэт выражает свою любовь к берёзе;
2 отрывок: чтение про себя:
«…Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит берёза над прудом».
У: Какой видит поэт берёзу в разные времена?
Софья: - опять мы видим образ русской девушки;
Ксюша: - Есенин был вдали от Родины, он вернулся и рад встретить берёзку;
Полина: она зеленокосая, в юбчонке – летняя, лёгкая, летящая;
У: В каких словах слышится любовь поэта к берёзе?
Алла: говорит с любовью, ласково: в юбчонке,
Ульяна: описывает простую, но красивую девушку: золотистые косы, холщовый сарафан;
Слава: она ему родная, в родимой стороне его встречает, как родной и близкий человек.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Чему был посвящён наш урок?
- Что тронуло?
- Что узнали нового?
- Что можете сказать о Есенине?
- Оценивание работы детей.
10.Домашнее задание: выучить произведения наизусть.
Спасибо за работу на уроке.