Сценарий классного часа, посвященного Дню героев России.
Сценарий классного часа «День героев Отечества»
2.12.2014
Составитель Казанцева Л.В.
Этапы Содержание Слайд Ответственные
1
Знакомство Студенты приветствуют учителей и учащихся.
- Предлагаем распределиться на 2-3 команды. Надеемся, что наша встреча пройдет интересно и с большой пользой. 1 2 Оргнизационно-ознакомительный - Ребята, вы знаете, какой памятный день будет отмечаться в России 9 декабря? (ответы детей. Если затрудняются, можно поиграть в ребус: составить название из «рассыпавшихся» слогов (букв) «День героев Отечества»)- Мы пришли к вам, чтобы поговорить о Дне героев Отечества. Это праздник ещё очень молодой. Ему всего 5 лет. Многие даже не знают о его существовании. Но вы то - знаете! А если подзабыли, после нашей встречи будете не только знать, но и другим рассказывать. 1 3 Ознакомительный 25 января 2007 года Председатель Государственной думы РФ Борис Вячеславович Грызлов накануне утверждения нового праздника пояснил, что «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника - Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник». 2 - До 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Именно 9 декабря в 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. Этот орден имел 4 степени и его удостаивались генералы и офицеры, те, кто «посвятил себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием».
- За всю историю дореволюционной России знаками ордена Святого Георгия первой степени были отмечены 25 человек.
- Всеми степенями ордена Святого Георгия были награждены всего четверо это выдающиеся полководцы 19 века - князь, генерал-фельдмаршал Михаил Голенищев-Кутузов, князь, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли, граф, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский и граф, генерал-фельдмаршал Иван Паскевич-Эриванский.
- В 1807 году по его образцу и подобию был учреждён солдатский Георгий – серебряный знак отличия военного ордена для низших чинов в армии, в 1856 году также подразделённый на четыре степени. 3 - Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.
Первым георгиевским кавалером Российской Федерации в 2008 году стал генерал-полковник Макаров, награжден за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.4 С 2007 года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы. 5 - Вы помните, что звание героя в нашей стране уже существовало? Это было в советское время. За самые выдающиеся поступки награждали Золотой звездой героя Советского Союза. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР 16 апреля 1934 года УСТАНОВИЛ ВЫСШУЮ СТЕПЕНЬ ОТЛИЧИЯ - ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Медаль учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.
- Посмотрите, сколько человек было удостоено этой награды! Конечно, больше всего подвигов совершали наши соотечественники, когда вели борьбу с врагами. Например, во время Великой Отечественной войны.
- Скажите, а подвиги совершают только смелые и мужественные мужчины? (ответы детей) Как видите, в списке есть женщины и даже дети.
- Многие ваши сверстники участвовали в партизанских отрядах, где служили в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик, которым посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. 6 - Как много их, замечательных сыновей и дочерей Родины! А надо ли их всех знать в лицо?
- Нам не хватит времени, чтобы даже назвать их по именам! Что же делать? Ведь каждый достоин вечной памяти!
- Мы отдадим этот долг памяти, но вспомним только некоторые имена. Но мы уверены - не только те, о ком сегодня пойдет разговор, но и многие и многие другие достойны памяти и почета. 7 - Среди героев есть и наши земляки.
Не торопитесь выкрикивать с места!
У каждой команды будет ровно 2 минуты, чтобы на листочках написать знакомые имена. Время пошло!
(работа детей в командах) 8 - Давайте посмотрим, что получилось.
Каждая команда зачитывает свой список, а мы дружно проверяем.
- Не беда, что назвали не всех. Если хотите, мы ещё придем к вам, и посвятим классный час биографиям наших замечательных земляков. 9 - А сейчас слушайте внимательно. В конце встречи мы проверим, у кого из вас самая хорошая память! Мы расскажем вам о некоторых героях. Среди них будут и герои Советского Союза, и Герои нашего времени.
- Не удивительно, что об Анатолии Ляпидевском – первый наш рассказ. Он награжден Золотой звездой под номером 1 за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев (читаем часть текста на слайде). 10 - Легендарный Александр Иванович Покрышкин с самого детства отличался неуемным характером. Его мечта стать летчиком сбылась не сразу. Сначала он стал первоклассным авиационным техником-механиком, затем втайне от начальства прошел летные курсы, и лишь потом был зачислен в летную школу, и накануне войны попал в полк истребителей. За время войны с фашистами он совершил 550 боевых вылетов и совершил 53 официальные победы над люфтваффе – военно-воздушными силами вермахта. Он разработал совершенно новую тактику ведения воздушного боя, которая приводила к уничтожению самолета-лидера противника и к дезорганизации управления вражеской эскадрильи. 11 - А я с большим удовольствием познакомлю вас с судьбой удивительной женщины. Звание героя России Лидия Шулайкина получила только в 1993 г., но за военные заслуги в годы Великой Отечественной войны. Справедливая оценка её заслуг хоть и запоздала, но произошла благодаря её землякам-краеведам города Орехово-Зуево Московской области. Это они добились признания заслуг героической летчицы - единственной женщины-штурмовика в морской авиации. 12 Не только за боевые подвиги, но и за героический труд наши соотечественники награждены высочайшим званием. Среди них – ученые, которые подвергая себя смертельной опасности, производили исследования в области ядерной физики и участвовали в разработке отечественного ядерного оружия. В 40-е годы прошлого века это было жизненно необходимо, так как главный политический противник СССР, США, уже произвел ядерные испытания и даже продемонстрировал мощь нового оружия всему миру, сбросив атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.
- Под руководством Игоря Васильевича Курчатова группа советских ученый завершила работу, и в 1947 году уже в СССР было впервые испытано ядерное оружие. Равновесие в мире установилось. 13 - Российская Федерация во многом стала преемницей Советского союза, который в 1991 году прекратил свое существование. Мы по-прежнему чтим героев страны советов, но у новой России должны быть свои герои. В 1992 году было учреждено Законом Российской Федерации звание Героя Российской Федерации и учреждён знак особого отличия — Медаль «Золотая Звезда».
-- Получается, что у Звезды героя в этом году – юбилей? Кто сумел быстро посчитать, сколько ей лет? (20 лет) 14 - А вот данные о количестве награжденных Звездой героя.
- Проявить мужество можно не только на полях сражений. Наша история знает большое количество поистине героических поступков граждан ради России, ради её народа. Это ученые и испытатели, порой ценой своей жизни, стремящиеся понять природу мира, разрабатывающие новые технические решения, позволяющие выйти стране на новый уровень развития. Это врачи, на себе испытывающие новые препараты, позволяющие бороться с неизлечимыми болезнями и спасти жизнь человека. Это спортсмены, приносящие славу России на спортивных аренах мира и рискующие своим здоровьем из-за титанических нагрузок на тренировках. Это подросток, спасающий в полынье своего тонущего товарища.
- На память о нашей встрече вы сегодня получите звездочки. Но сделаете их своими руками. Наши девушки расскажут, как выполнить задание, а мы продолжим вас знакомить с нашими героями (оригами). 15 Бумага с трафаретами звезд, линейки, карандаши, ножницы
- Посмотрите, как похожи награды.
Самые внимательные скажут, какая из них – Звезда героя СССР, какая – Российской Федерации. Как вы это определили?
- Как вы думаете, почему именно звезда часто используется как символ для награды? (рассуждения детей)
- Мы вам расскажем о нескольких версиях.
1 - Пятиконе́чная звезда́ — один из древнейших символов. Древнегреческий философ Пифагор утверждал, что звезда – это математическое совершенство.
2 – многие древние народы использовали звезду как символ охраны и безопасности, она известна более трёх тысяч лет.
3 - Задолго до изобретения компаса люди уже странствовали и по морям и по пустыням, находя свой путь по солнцу и звездам. Они рано или поздно замечали среди всех звезд одну, почти совсем неподвижную. Для путешественников она становилась «ПУТЕВОДНОЙ ЗВЕЗДОЙ», важнейшим ориентиром, который не давал потеряться в бескрайних просторах морей или пустынь.
- Ребята, какое объяснение вам показалось более подходящим?
- Нам тоже кажется, что герои – как путеводные звезды – указывают верное направление в нашей жизни, не дают забыть о долге, чести, совести. 16 - Такой путеводной звездой для многих мальчишек является Сергей Константинович Крикалев, награжденный Золотой звездой героя России №1.
Он совершил самый продолжительный полет в космос, во время которого на борту космической станции «Мир» производились научные исследования. 311 дней на орбите – это был абсолютный мировой рекорд. Полет интересен ещё и тем, что экипаж улетал из СССР в 1991 году, а в 1992 году вернулся уже в Россию. 17 - А об этом человеке наверняка знают все! Может вы нам о нем и расскажете?
- Михаил Иванович Калашников – один из 4 человек, награжденных и звездой героя СССР, и звездой героя России. Такие же награды у Крикалева. 18 - Вот ещё один уникальный человек, который большую часть своей жизни провел среди льдов, проводя исследования океанов в районах северного и южного полюсов. Это ученый мирового уровня. Его трудовая деятельность тоже удостоена высших наград и СССР и Российской Федерации. Это Артур Николаевич Чилингаров. 19 - Хотите знать, кто же четвертый герой? Это тоже космонавт. С 8 января 1994 по 22 марта 1995 совершил второй космический полёт в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 437 суток 18 часов. Это является абсолютным рекордом продолжительности работы в космосе за один полёт. За успешное осуществление полёта 10 апреля 1995 года ему присвоено звание Героя России. 20 Знаете, когда мы разговаривали о героизме в колледже, одна студентка с гордостью заявила, что считает настоящей героиней свою бабушку. И рассказала нам о веселой, трудолюбивой и счастливой женщине, на долю которой выпали и война, и семейные заботы, и большая любовь. Она – заводила всех деревенских праздников. Хотя уже находится в очень преклонном возрасте. Никому не дает унывать. За это медалей не дают, но и она как звездочка, освещает путь тех, кто идет с ней рядом.
- И все же подвиг – это особый поступок.
Давайте поиграем в синквейн.
Напишем в первой строке самое важное слово - «героизм».
Вторая строка — два слова (это прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств нашего слова.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%B5" \o "Резюме" резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (игра) 21
Именно такими, как вы и рассказали, были молодые бойцы Евгений Эпов и Дмитрий Голубев. Они погибли, спасая своих товарищей. И в тот момент, когда накрывали своим телом гранату, никто их них не думал, что совершают подвиг. 22 Не считает себя героиней и замечательный доктор Елена Глинка. Врач-реаниматолог и специалист в области паллиативной медицины (улучшение качества жизни больных в ситуациях, когда излечение невозможно). Просто она делает то, что многим не по силам. Её великий подвиг – помогать тем, от кого отказались близкие, врачи, чья жизнь подходит к концу. И каждый день ее стараниями боли, страданий и отчаяния становится меньше. Она ежедневно заботится о стариках, про которых забыли даже их дети, о бездомных, к которым отказываются приезжать врачи, об умирающих, которым не находится места в больницах. 23, 24 Этот улыбающийся человек – многократный рекордсмен и чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. 16 сентября 1976 года он оказался на берегу Ереванского озера в тот момент, когда троллейбус рухнул с моста в воду. Карапетян прыгнул в озеро, сумел разбить окно троллейбуса и пробраться в затопленный салон. Он нырял более 20 раз – на 10-метровую глубину, в холодную воду при нулевой видимости из-за поднявшегося со дна ила. И спас 20 человек. Переохлаждение вызвало двустороннее воспаление легких, а порезы привели к сепсису. Он не только выжил, но и смог вернуться в большой спорт и установить еще один мировой рекорд. 25 - А я хочу рассказать о маленьком мальчике. Ему всего 7 лет. Хамзат Якубов из с. Бачи-Юрт Чеченской Республики спас из горящего дома своего одномесячного брата.
Пожар произошел ранним утром 9 ноября 2012 года в частном доме, в котором находились пятеро детей, мать и бабушка. Пожар случился ночью, когда все спали. Мальчик проснулся от страшного треска. Он - старший сын в семье, не растерялся в сложной ситуации, схватил самого маленького и беспомощного ребенка и, разбив стекло, перелез через окно. Он положил малыша на безопасное расстояние и побежал к ближайшим родственникам звать их на помощь.
Вскоре прибывшие на место происшествия огнеборцы ликвидировали пожар. К счастью никто не погиб. Пятеро членов семьи получили различные ожоги. Как сообщили в Главном управлении МЧС России по ЧР, мужество, проявленное на пожаре, не останется без внимания. ГУ МЧС по ЧР, готовит представление на награждение Хамзата ведомственной медалью «За отвагу на пожаре».
- А я расскажу об учительнице уральского города Ревда.
Когда она переводила свой класс через улицу, увидела несущийся на огромной скорости лесовоз. У машины отказали тормоза. Учительница успела повыкидывать с дороги своих учеников. Но сама спастись не успела. Её именем названа школа, в которой она работала, но звания героя её не удостоили.
- Как видите, и в мирное время нам нужны герои. 26 4. заключительный - Скажите, кто их наших героев вам запомнился больше всего? (ответы детей)
- Скажите, героями становятся только во время войн?
- Правда ли, что герои – это только те, кто награжден Золотой звездой?
- Cколько героев награждено и Звездой героя СССР и Звездой героя России?
- А кто запомнил их имена?
- Смогли мы сегодня вспомнить всех, кого удостоили звания Героя?
- Сколько их было – именитых и безымянных! Последних гораздо больше. Но жизнь каждого принадлежит Отечеству, и они распорядились ей в соответствии со своей совестью, со своим понятием о чести гражданина.
- Наша встреча подходит к концу. Мы рады, что она прошла так интересно. До свидания. 27