Анализ стихотворения М.Цветаевой Бабушке

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Бабушке».
Цели и задачи урока:
Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить словарь литературоведческих понятий.
Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать навык исследовательской работы над художественным текстом.
Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из интереснейших стихотворений М.Цветаевой «Бабушке», провести анализ стихотворения, определить характерные особенности цветаевской лирики.
II. Выразительное чтение учителем стихотворения М. Цветаевой «Бабушке».
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный
взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей сколько?
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем не от вас ли?
4 сентября 1914 года
III. Лингвистический анализ стихотворения.
В сентябре 1914 года совсем еще юная Марина Цветаева с мужем и двухлетней дочерью Ариадной въехала в московский дом в Борисоглебском переулке. Он находился в Арбатской части недалеко от фонтанчика Собачьей площадки. Это была двухэтажная квартира в особняке, поделенном между четырьмя семьями. «Волшебный дом» – так назвала его Марина Цветаева. Первым стихотворением, написанным ею здесь, стало знаменитое «Бабушке».
Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая (Мейн) (1841 1869 гг.). Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.
1. Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение? (М. И. Цветаева перед портретом бабушки. Первые строки создают двойную картину: перед нами героиня, вглядывающаяся в портрет девушки, название подсказывает, что это ее бабушка.)
2. Кто изображен на портрете? (Молодая полька в строгом черном платье с высоким воротником.)
3. На какие детали портрета обращает внимание автор? («Продолговатый и твердый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», локоны, «взыскательный взгляд», «взгляд, к обороне готовый»...)
4. О каких чертах характера они могут свидетельствовать? Если затрудняетесь с ответом, то обратитесь к толковому словарю, чтобы объяснить значение образных определений. (Надменный «высокомерный»; взыскательный (книжн.) «требовательный, строгий»; ледяной «1. Покрытый льдом; 2. перен. Очень холодный; 3. Враждебно-холодный»; твердый «1. Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного; 2. Жесткий, крепкий, не поддающийся при надавливании; 3. Непоколебимый, устойчивый, прочный».)
В каких значениях употреблены прилагательные?
Эпитеты, используемые для описания внешности молодой женщины, помогают читателю понять ее характер. Это строгая, даже суровая, независимая женщина, возможно, несколько высокомерная. В то же время это натура творческая (Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли).
5. Что означает выражение ненасытимая прорва земли! В чем сила и выразительность этой метафоры? (Речь идет о ранней смерти бабушки. В данном случае ненасытимая прорва это могила, куда уходят все люди, и этот процесс неостановим. М. Цветаева горько сожалеет о ранней смерти бабушки, о нереализованности ее таланта. Для поэта бабушка навсегда останется молодой, именно потому она и названа юной. И это обстоятельство усугубляет скорбь.)
6. Как вы объясните значение образного выражения жестокий мятеж? (Мятеж «вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти». Мятежный «2. Тревожный, неспокойный, бурный (высок.)». Жестокий - «2. перен. Очень сильный, превосходящий обычные размеры, степень». Жестокий мятеж это буря чувств, сильных, противоречивых, сложных, которыми полна душа М. И. Цветаевой.)
7. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? (1 3-я строфы описание внешности, пристальное всматривание в черты дорогого лица, незнакомого, но родного по крови; 4-я строфа скорбь о ранней смерти и нереализованных возможностях; 5-я строфа осознание родственности душ бабушки и внучки.)
8. Определите, каким размером написано стихотворение. (Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, и выбор этого размера оправдан. Вот как характеризует дактиль Вс. Рождественский: «Читая вслух стихотворение, написанное дактилем, вы, конечно, заметите, что при нем стих течет плавно, медлительно, даже величаво. Этот размер очень подходит к спокойному, неторопливому рассказу». Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.)
9. Знакомство с новыми литературоведческими терминами. В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. Обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности. Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой. В последней строфе для привлечения внимания читателя Цветаева использует риторический вопрос: «Бабушка! Этот жестокий мятеж// В сердце моем – не от Вас ли?».(Записать новые термины и их определения в тетрадь.)
Один из самых искренних поэтов, Цветаева, всматриваясь и вслушиваясь в себя, в стихотворении «Бабушке» максимально честно и пронзительно рассказывает читателю о поиске понимания, о феномене самого Человека
10. Для более объемного звучания темы связи поколений можно прочесть еще одно стихотворение М. Цветаевой:
У первой бабки четыре сына,
Четыре сына одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки,
Четыре сына -да две руки!
Как ни навалишь им чашку чисто!
Чай, не барчата Семинаристы!
А у другой по иному трахту!
У той тоскует в ногах вся шляхта.
И вот смеется у камелька:
«Сто богомольцев одна рука!»
И зацелованными руками
Чудит над клавишами, шелками.
Обеим бабкам я вышла внучка:
Чернорабочий и белоручка!
Январь 1920
Здесь уместно вспомнить слова И.Е. Эренбурга: «В одном стихотворении Цветаева говорила о своих бабках; одна была простой русской женщиной, сельской попадьей, другая польской аристократкой. Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту» («Люди, годы, жизнь». Кн. II).
IV. Повторное выразительное чтение стихотворения «Бабушке». Рекомендации учащимся по художественному чтению текста.
V. Домашнее задание; выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой «Бабушке». Сильным учащимся обобщить наблюдения над поэтическим текстом.
Пожалуйста, подождите

15