Рабочая программа по Подвижным играм для 1,2,3,4 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санниковская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на педагогическом совете
Протокол № ______.
От «___» _______ 2015 г.
___________________________ «Согласовано» заместитель директора
УВР _________ Антонюк Н.А. «____» __________ 2015 г.
Утверждаю
директор МБОУ «Санниковской ООШ»
___________ Лаптева В.А.
Приказ № _____
«_____»________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Подвижные игры»
для обучающихся 1, 2-3-4 классов
класс
Составители:
учитель физической культуры
Самарина Н.Г.
2015г
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….. 3
Содержание программы………………….……………………………….. 4
Описание места кружка в учебном плане ……………….………………. 5
Описание ценностных ориентиров содержания ………………………… 5
Тематическое планирование …………………………………………….. 6
Методические рекомендации……………………..………………………. 7
Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 9
Планируемый результат ………………………………………………… 11
Список литературы ………………………………………………...…….. 14
Календарно – тематическое планирование …………………………… 15
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 2 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Тематическое планирование 1 класса
№ Разделы Кол-во часов
1 Подвижные игры 14
2 Эстафеты 9
3 Русские народные игры 10
итого 33
№ Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 10
2 Подвижные игры 15
3 Эстафеты 9
итого 34
Тематическое планирование 2 класса
Тематическое планирование 3 класса
№ Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 10
2 Эстафеты 14
3 Подвижные игры 10
итого 34
Тематическое планирование 4 класс
№ Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 10
2 Подвижные игры 10
3 Эстафеты 14
итого 34
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
1.раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й класс.
2.раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
3.раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раза в неделю.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени
имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические,
эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
1-й класс (33 часа)
№
п/п Тема занятия Кол-во
часов
Дата
1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми
1 2 «Русская народная игра Гуси лебеди», «Птицелов» 1 3 «У медведя во бору» 1 4 «Филин и пташки», «Разведчики» 1 5 Русская народная игра «Охотники ми утки», «Палочка выручалочка»
1 6 «Мышеловка», «Блуждающий мяч» 1 7 Русская народная игра «Классики», «Краски» 1 8 «Ловишки в кругу», «Пятнашки» 1 9 «Волк», «Пчелки и ласточки» 1 10 «Запрещенные движения», «К своим флажкам» 1 11 «Кот идет», «Салки» 1 12 Русская народная игра «Фанты», «Хитрая лиса» 1 13 «Пустое место» 1 14 «Краски», «Запрещенные движения» 1 15 «Пустое место», «Чай-чай-выручай» 1 16 Русская народная игра «Краски», «Пчелы и медведи» 1 17 Русская народная игра «Краски», Чай-чай-выручай» 1 18 Переправа с досками 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета «С мячом» 1 21 Эстафета зверей 1 22 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 23 Эстафета «Вызов номеров» 1 24 Эстафета по кругу 1 25 Эстафета с обручем 1 26 Эстафета со скакалкой 1 27 Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
1 28 Русская народная игра «Ловишки в кругу», «Пятнашки» 1 29 «Волк», «Пчелки и ласточки» 1 30 «Запрещенные движения», «К своим флажкам» 1 31 Русская народная игра «Кот идет», «Салки» 1 32 Русская народная игра «Фанты», «Хитрая лиса» 1 33 Эстафета «Вызов номеров» 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)
№
п/п Тема занятия Кол-во
часов
Дата
1 Техника безопасности при занятиях подвижными играм
«Гуси лебеди», «Птицелов»
«У медведя во бору»
«Филин и пташки», «Разведчики»
«Охотники ми утки», «Палочка выручалочка»
«Мышеловка», «Блуждающий мяч»
«Классики», «Краски»
«Ловишки в кругу», «Пятнашки»
«Волк», «Пчелки и ласточки»
«Запрещенные движения», «К своим флажкам»
«Кот идет», «Салки»
«Фанты», «Хитрая лиса»
«Пустое место»
«Краски», «Запрещенные движения»
«Пустое место», «Чай-чай-выручай»
«Краски», «Пчелы и медведи»
«Краски», Чай-чай-выручай»
1 2 Русская народная игра «Гуси лебеди», «Птицелов» 1 3 «У медведя во бору» 1 4 «Филин и пташки», «Разведчики» 1 5 Русская народная игра «Охотники ми утки», «Палочка выручалочка» 1 6 «Мышеловка», «Блуждающий мяч» 1 7 Русская народная игра «Классики», «Краски» 1 8 «Ловишки в кругу», «Пятнашки» 1 9 «Волк», «Пчелки и ласточки» 1 10 «Запрещенные движения», «К своим флажкам» 1 11 «Кот идет», «Салки» 1 12 Русская народная игра «Фанты», «Хитрая лиса» 1 13 «Пустое место» 1 14 «Краски», «Запрещенные движения» 1 15 «Пустое место», «Чай-чай-выручай» 1 16 Русская народная игра «Краски», «Пчелы и медведи» 1 17 Русская народная игра «Краски», Чай-чай-выручай» 1 18 Переправа с досками 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета «С мячом» 1 21 Эстафета зверей 1 22 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 23 Эстафета «Вызов номеров» 1 24 Эстафета по кругу 1 25 Эстафета с обручем 1 26 Эстафета со скакалкой 1 27 Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
1 28 Русская народная игра «Ловишки в кругу», «Пятнашки» 1 29 «Волк», «Пчелки и ласточки» 1 30 «Запрещенные движения», «К своим флажкам» 1 31 Русская народная игра «Кот идет», «Салки» 1 32 Русская народная игра «Фанты», «Хитрая лиса» 1 33 Эстафета «Вызов номеров» 1 34 «Веселые стулья» 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)
№
п/п Тема занятия Кол-во часов
Дата
1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми
Русская народная игра «Краски» 1 2 Русская народная игра «Гори, гори ясно». «Пустое место» 1 3 Русская народная игра «Фанты», «Салки» 1 4 «Горелки», «Птицелов» 1 5 «Ловишки с приседанием», «Волк» 1 6 «Пустое место», «Охотники и зайцы» 1 7 «Жмурки», «Краски» 1 8 «Запрещенные движения», «Разведчики» 1 9 «Кот и мышь», «Краски» 1 10 «Гори, гори ясно», «Пустое место» 1 11 Эстафеты по кругу 1 12 Эстафеты с обручем 1 13 Эстафета вызов номеров 1 14 Эстафета «Быстрые и ловкие 1 15 Эстафета с мячом 1 16 Эстафета «Передача мяча 1 17 «Пустое место», «Запрещенные движения» 1 18 «Гори, гори ясно», «Пустое место» 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета со скакалкой 1 21 Эстафета «Вызов номеров» 1 22 Эстафета по кругу 1 23 Эстафета с обручем 1 24 Эстафета с мячом 1 25 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 26 Эстафета «Встречная» 1 27 Русская народная игра «Салки» 1 28 Русская народная игра «Пятнашки» 1 29 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 30 Русская народная игра «Краски» 1 31 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1 32 Русская народная игра «Третий лишний» 1 33 Русская народная игра «Пятнашки» 1 34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры» 4-й класс (34часа)
№
п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
1 Техника безопасности при занятиях подвижными играми
Русская народная игра «Краски» 1 2 Русская народная игра «Гори, гори ясно». «Пустое место» 1 3 Русская народная игра «Фанты», «Салки» 1 4 «Горелки», «Птицелов» 1 5 «Ловишки с приседанием», «Волк» 1 6 «Пустое место», «Охотники и зайцы» 1 7 «Жмурки», «Краски» 1 8 «Запрещенные движения», «Разведчики» 1 9 «Кот и мышь», «Краски» 1 10 «Гори, гори ясно», «Пустое место» 1 11 Эстафеты по кругу 1 12 Эстафеты с обручем 1 13 Эстафета вызов номеров 1 14 Эстафета «Быстрые и ловкие 1 15 Эстафета с мячом 1 16 Эстафета «Передача мяча 1 17 «Пустое место», «Запрещенные движения» 1 18 «Гори, гори ясно», «Пустое место» 1 19 Эстафета «Передача мяча» 1 20 Эстафета со скакалкой 1 21 Эстафета «Вызов номеров» 1 22 Эстафета зверей 1 23 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1 24 Эстафета «Вызов номеров» 1 25 Эстафета по кругу 1 26 Эстафета с обручем 1 27 Русская народная игра «Салки» 1 28 Русская народная игра «Пятнашки» 1 29 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 30 Русская народная игра «Краски» 1 31 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1 32 Русская народная игра «Третий лишний» 1 33 Русская народная игра «Пятнашки» 1 34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1 Список литературы.
Твой Олимпийский учебник. Быстрее. Выше. Сильнее. Москва. 2. Физическая культура. 1-4 классы. Просвещение. В.И. Лях.
3. Поурочные разработки по физкультуре. 2-4 классы. В.И. Ковалько. Москва. 2009 г.