Методика профилактики нарушений осанки у школьников 10–12 лет средствами лечебной физической культуры
Ворожцовой О.А.
Учитель физкультуры МКОУ СОШ пгт.Нижнеивкино.
Методика профилактики нарушений осанки у школьников 10–12 лет средствами лечебной физической культуры
Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей. Как ни печально это признать, но 86 процентов наших детей нуждаются в профилактике позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у школьников 10–12 лет. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых (В. И. Дубровский, 2001).
В настоящее время в школе формированию навыка правильной осанки не уделяют должного внимания. В школьной программе по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, но недостаточно средств и методов для решения данной задачи. Слабо представлены рекомендации по профилактике нарушений осанки у школьников 10–12 лет.
За время обучения в начальной школе у детей в 4 раза возрастает частота нарушений осанки. Причинами развития нарушений осанки являются травмы родов, нарушение экологии, несбалансированное питание, информационные нагрузки детей, снижение двигательной активности (гипокинезия). Но главное и ключевое звено в цепи всех этих причин - это недостаток общей и специальной развивающей активности ребенка, навязанная ребенку обществом гипокинезия. Нарушения осанки не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, деформация позвоночника. Почти всегда это первый звонок к развитию серьезных повреждений аппарата движения или заболеваний других органов и систем.
Профилактика нарушения осанки у детей 10–12 лет особенно актуальны (Л. П. Гребова, 2006).
Чаще нарушением осанки страдают девочки (соотношение с мальчиками примерно 6:1), что объясняется их менее совершенным физическим развитием и слабостью мускулатуры, в связи с меньшей двигательной активностью (В. А. Епифанов,1999).
Таким образом, осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата с тяжелыми последствиями. Профилактика нарушений осанки у детей 10–12 лет не теряет остроты, поскольку частота таких деформаций по данным НИИ детской ортопедии имени Г. И. Турнера неуклонно возрастает. Так, по России нарушение осанки выявлено у 60-80% детей и подростков.
Изложенное позволяет считать, что исследование, посвященное разработке методики профилактики нарушений осанки у детей 10–12 средствами лечебной физической культуры, является весьма актуальным исследованием.
Лечебная физическая культура (ЛФК) дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния; формировать и закреплять навыки правильной осанки; повышать неспецифическую сопротивляемость организма (Н. А. Белая, 2001).
Объект исследования. Процесс профилактики нарушений осанки у детей 10–12 лет.
Предмет исследования. Методика профилактики нарушений осанки у детей 10–12 лет средствами ЛФК.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что процесс профилактики нарушений осанки у школьников 10–12 лет будет успешным, если будет:
- проанализированы источники литературы, связанной с профилактикой нарушений осанки у школьников 10–12 лет;
- разработана методика профилактики нарушений осанки у детей 10–12 лет средствами ЛФК.
- проверена эффективность разработанной экспериментальной методики.
Цель исследования: профилактика осанки и как следствие улучшение контрольных упражнений у школьников 10–12 лет средствами ЛФК.
Задачи исследования:
Проанализировать источники литературы, связанной с профилактикой
нарушений осанки у школьников 10–12 лет;
Разработать экспериментальную методику профилактики нарушений
осанки у школьников 10–12 лет средствами ЛФК;
Проверить эффективность разработанной экспериментальной
методики.
При этом использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
Педагогическое тестирование (контрольные упражнения);
Анализ медицинских карт;
Педагогический эксперимент;
Метод математической статистики.
Учащиеся, принимавшие участие в исследованиях, выполняли следующие контрольные упражнения (Л. П. Гребова, 2006):
- Оценка подвижности позвоночника назад.
Измеряется расстояние от остистого отростка шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые).
Показатель подвижности – измеряется в сантиметрах.
Оценка подвижности позвоночника вперед.
Выполняется из исходного положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек, прикрепленных так, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Если концы пальцев исследуемого ниже края скамейки, то результат записывается со знаком «+», если выше – со знаком «-». Показатель подвижности – измеряется в сантиметрах.
- Оценка боковой подвижности.
Сначала отмеряют расстояние от кончика пальцев каждой руки до пола, затем тоже при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности. Показатель подвижности – измеряется в сантиметрах.
- Оценка силы мышц спины.
Исследуемый ложится лицом вниз поперек кушетки, так чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных костей находилась на вес, руки на пояс (ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру. Показатель подвижности – измеряется в минутах.
- Оценка силы мышц боковой поверхности туловища (правой).
Исследуемый ложится поперек кушетки на правый бок. Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей до 10 – 12 лет 2 - 2,5 мин. Показатель подвижности – измеряется в минутах.
- Оценка силы мышц боковой поверхности туловища (левой).
Исследуемый ложится поперек кушетки на левый бок. Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей до 10–12 лет 2 - 2,5 мин. Показатель подвижности – измеряется в минутах
- Оценка силы мышц брюшного пресса.
Определяется числом переходов из положения лежа на спине (руки на пояс) в положении сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Темп медленный, не свыше 16 раз в минуту. Показатель подвижности – измеряется количеством раз в минуту.
Исследование проводилось в МКОУ СОШ пгт. Нижнеивкино, Кировская область.
Исследование проводились в несколько этапов:
I этап (сентябрь – декабрь 2011). Теоретический анализ и обобщение литературных источников по теме ВКР. На этом этапе были выбраны: объект, предмет, цель, задачи. Раскрытие методологического аппарата научного исследования.
II этап (январь – декабрь 2012). Проведение педагогического эксперимента.
Исследование проводилось с учащимися 5-х классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 10–12 лет, имеющие незначительные нарушения осанки на основе анализа медицинских карт. Занятия проводились 2 раза в неделю на внеурочных формах (понедельник, пятница) c 13:00 – 13:40. Такой двигательный режим был подобран, как для контрольной группы, так и для экспериментальной группы. Разница в занятиях двух групп состоит в содержании занятий. Экспериментальная группа – состояла из комплексов упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки, средствами ЛФК. Контрольная группа – состояла из комплексов упражнений запланированных по школьной программе.
III этап (декабрь – май 2013). Исследование завершилось статической обработкой полученных данных и их интерпретацией, обобщением и представлением всех полученных материалов в виде ВКР.
Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что профилактике нарушений осанки школьников 10–12 лет уделяется большое внимание, но слабо представлены работы непосредственно для детей с нарушением осанки (С. Н. Попов, 2004).
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю (внеурочная форма) у школьников 10–12 лет с применением экспериментальной методики профилактики нарушений осанки средствами ЛФК.
Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений (Л. П. Гребова, 2006): подвижность позвоночника назад, подвижность позвоночника вперед, боковая подвижность, сила мышц спины, сила мышц боковой поверхности туловища(правой), сила мышц боковой поверхности туловища(левой), сила мышц брюшного пресса, направленных на профилактику правильной осанки, которые применялись в подготовительной, основной и заключительной части занятия ЛФК.
В подготовительной части занятия применялись упражнения в ходьбе на носках, на пятках с мешочком на голове с сохранением положения правильной осанки. В этой части занятия также, применялись общеразвивающие упражнения, в положении стоя, которые способствуют выпрямлению позвоночника и расширению грудной клетки. Использовались такие упражнения как, наклоны и повороты туловища в положении руки за голов, упражнения с предметами (с палками, гантелями, мячами).
В основной части занятия применялись общеразвивающие упражнения для мышц туловища верхних и нижних конечностей. Для профилактики осанки у школьников 10–12 лет в основной части занятия применялись специальные симметричные и ассиметричные корригирующие упражнения в положениилежа на животе, лежа на спине, в упоре стоя на коленях, т.к. при них возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключаются влияния мышц на угол наклона таза.
Из этих исходных положений выполняются упражнения, включающие в работу мышцы спины, живота и боковой поверхности тела. В упоре стоя на коленях позвоночный столб как бы провисает между поясом верхних конечностей и поясом нижних конечностей и умеренно растягивается. Это дает возможность целенаправленно корригировать нарушения осанки. При выполнении необходимо чередовать упражнения динамического характера с упражнениями в статических напряжениях, на расслаблении, применяя различные исходные положения.
В заключительной части занятия применялись упражнения на расслабление, общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника, игры в спокойном темпе, дыхательные упражнения.
В данной работе использовались следующие методы:
Словесный метод (рассказ, беседа);
Наглядный метод (показ упражнения);
Метод передачи и усвоения информации;
Метод целостного разучивания упражнения;
Игровой метод.
В результате применения экспериментальной методики нами получены следующие данные:
1) Сравнительные показатели контрольных упражнений до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах не существенны и не достоверны по всем показателям (р>0,05);
2) Сравнительный анализ изменений контрольных упражнений за период эксперимента в контрольной группе улучшились, но не достоверны ( p>0,05).
3) Сравнительный анализ изменений контрольных упражнений за период эксперимента в экспериментальной группе увеличились и достоверны по следующим показателям (p<0,05):
- подвижность позвоночного столба вперед в экспериментальной группе выше на 0,4 см ;
- подвижность позвоночного столба назад в экспериментальной группе выше на 0,5 см
- сила мышц боковой поверхности туловища (правой) выше на 0,20 см.
4) К окончанию педагогического эксперимента у занимающихся в экспериментальной и контрольной группе была обнаружена положительная тенденция улучшения контрольных упражнений, но в экспериментальной группе она выше и имеет достоверный характер (p<0,05). Так в экспериментальной группе:
- подвижность позвоночного столба вперед выше на 5,3 см;
- подвижность позвоночного столба назад выше на 2,8 см;
- боковая подвижность вправо выше на 7,1 мин;
- боковая подвижность влево выше на 7 мин;
- сила мышц спины выше на 12,9 мин;
- сила мышц брюшного пресса увеличилось на 6,5 уд/мин ;
Все это доказывает преимущества используемой методики профилактики нарушений осанки у школьников 10–12 лет средствами ЛФК.
Список литературы:
Белая, Н. А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст]/ Н. А. Белая. – М.: Советский спорт, 2001. – 132 с.
Гребова, Л. П. Лечебная физкультура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: Учебное пособие [Текст]/Л. П. Гребова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд. стер. [Текст]/ В.И. Дубровский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина [текст] / В. А. Епифанов. – М., 1999 – 252 с.
Попов, С. Н. Физическая реабилитация [текст] / Под ред. С. Н. Попова. (Учебник для академий и институтов ФК) - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2004. – 608 с.
15