Права детей — забота государства
Классный час на тему: «Права детей - забота государства»
2 класс
Цели:
Дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка»;
Дать понятие о правах и обязанностях детей;
Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
Воспитывать правовую грамотность, умение жить и учиться в коллективе.
Задачи:1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов о правах несовершеннолетних.
Оборудование:
книга Л.Толстого «Филипок»;
картина сельской школы (на диске с выводом на экран);
картина Ф. Решетникова «Опять двойка» (с выводом на экран);
фрагменты из мультфильма «Маугли» по Киплингу;
брошюра «Конвенция прав ребёнка»;
Ход занятия.Ведущий:
1. Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о главном законе детей всего мира.(Сообщение учителя)
Главный закон детей всего мира
Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».- «презентация» - подарок, представление;- «конвенция» - договор, соглашение;- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей Познакомитесь с законами , где закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».Мы работаем под лозунгом:«Знать законы - значит защищать свои права».- Что такое право?(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо)Что же такое Конвенция о правах ребенка? Это международный документ о правах детей, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция подписана всеми государствами мира, кроме Сомали и США. На территории нашей страны она начала действовать 15 сентября 1990 года.В её содержании учтены все проблемы по защите детей и детства. Она призвана побудить все государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало её в 1990 году.
А кто такой «ребенок»? До какого возраста он считается таковым, ведь Конвенция-то одна, а стран-участниц ООН, которые ее приняли, много, и законы у всех разные. Например, в России мы уже считаемся взрослыми с 18 лет, а в США вы смогли бы пользоваться всеми своими правами без ограничения во всех штатах только с 21 года. Чем хорош документ, принятый на таком уровне, так это тем, что он уравнивает права всех детей во всех странах. Так вот она называет предельный «возраст детства» - 18 лет. После этого возраста ее действие уже прекращается.
А зачем она вообще нужна, эта Конвенция? Дело в том, что необходимость ее принятия возникла тогда, когда о детях стали почему-то забывать. Во многих военных конфликтах стало погибать огромное количество ребят, участились случаи киднеппинга – воровства детей, стали попираться права ребенка. И тогда человечество решило покончить с этим, приложить все усилия для того, чтобы как можно меньше проливалось детских слез по свету.
Страны договорились, что детская жизнь – бесценна, что они будут прилагать все усилия для того, чтобы ребенок смог выжить после рождения. Россия – относительно стабильная в этом плане страна. А как же дети Африки, например, которым попросту нечего есть и пить? Тогда более богатые государства договорились помогать бедным странам. Но ведь просто выжить ребенку мало. Детям было гарантировано право выбирать свою религию, участвовать в решении вопросов, связанных со своим будущим, право знать свою культуру и родной язык, своих родителей, право на достойное образование и высокий уровень здравоохранения. Запрещено какое бы то насилие над детьми дискриминация их прав и свобод.
И вообще, нужно сказать, что этот очень важный международный документ сделал детей самыми важными людьми в государстве. Каждому взрослому напомнили, что когда-то и они были веселыми мальчишкой или девчонкой. Что все мы родом из детства, из прекрасной поры, когда тебя должны все только защищать. Даже на международном уровне.
. - Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях и разработали документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Сейчас мы ознакомим вас с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. (см. презентацию). Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами,предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергатьсядискриминации. Значит, на каком бы языке дети не разговаривали, какого бы цвета не была их кожа, они имеют равные права. С момента рождения ребенок имеет право на имя, фамилию и на приобретение гражданства. (ст.7)- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)Ребенок имеет право на образованиеКаждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31) Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье. Любой ребенок имеет право:на жизнь со своими родителями;на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития. Родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка.Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.- Вы пользуетесь этим правом? Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему желанию. Принудительный труд запрещен. Государство должно предоставлять детям-инвалидам возможность учиться,лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимальносамостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.
2.Открытая кафедра
Работа в группах
СценкаДавайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын МишаСын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.Мать: Помой посуду, сынок.Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!- Скажите, прав ли сын в этой семье?- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.Найдите ошибки в поведении членов семьи.(Ответы детей)У каждого человека есть не только права, но и обязанности:- соблюдать правила личной гигиены;- помогать старшим;- добросовестно учиться.
Какие права нарушены ?-В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (показаны герои произведений: Золушка, Маугли, Карабас-Барабас)
Р.Киплинг «Маугли»
- Как вы думаете, какие права были нарушены?
(высказывания детей). Учитель обобщает ответы детей.
- Вы правы. Первое – нарушено право знать своих родителей.
Второе - право знать свой язык, культуру.
Третье – право учиться.
Четвёртое – право на здравоохранение.
Какие права Маугли были нарушены, мы разобрались.
Кто виноват в нарушении этих прав?
Чтение отрывка из рассказа А.Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
4. На экране показываем картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
Учитель: сейчас перед вами картина Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка!». Она находится в Третьяковской галерее. Сюжет взят из жизни.
Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины.
(впечатления детей)
Учитель: Автор запечатлел момент, когда в комнате наступила полная тишина, только ветерок из окна на кухне дует, напоминая нам, что время остановилось. Минуту назад мама могла разговаривать с дочкой, а младший братишка петь весёлую песенку, но сейчас все замолчали и смотрят на мальчишку-хулигана. А он ни на кого не смотрит, он смотрит себе в душу, в сердце. Мать очень огорчена, она так верила сыну, так хочет, чтобы он хорошо учился, ведь он её надежда, опора в будущем.
Этот мальчик тоже пользуется правом учиться. Он и его сестра, определёны в школу, родители обеспечили их всем необходимым для учёбы. И девочка, это видно по картине, очень ответственно относится к занятиям, наверняка она отличница. И она с укором смотрит на брата. Почему?
Какой же мы можем сделать вывод?
У всех детей нашей страны есть право на достойное образование, но право не может быть без обязанностей.
Назовите ваши обязанности как учеников.
(ответы детей)
Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему о правах человека. В Москве к правам ребёнка относятся очень серьёзно. В правительстве Москвы есть специальный человек, который называется Уполномоченный по правам ребёнка. Каждый день он следит за тем, чтобы ваши права не нарушались.
Права записаны в «Конвенции о правах ребёнка», которую вы можете прочитать. Её мы поместим в нашем уголке. (В классный уголок помещается брошюра)
В каком международном документе записаны права детей? Какие основные права вы запомнили? Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
Какие права нельзя нарушать в коллективе?
15