Буклет «Самовольные уходы: мотивы, причины, способы реагирования»
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику»
(Р.Эмерсон)
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Никогда не принимайте воспитательных мер в плохом настроении.
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка, родителя (и объясните это им), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал.
Оценивайте поступок, а не личность.
Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошности.
Дайте понять, что, когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.
Желаем вам успехов!
Педагог-психолог Рябухина Е.С.
Стремитесь делать тихое добро
Не ради похвалы или награды,
В пример им, выдвижения не ради,
Дарите детям знанье и тепло.
Стремитесь делать всё не на показ,
Пусть искренни порывы Ваши будут,
Сознанье чье-то пусть они разбудят,
И чистота исходит пусть от Вас.
Республиканское оздоровительное образовательное учреждение
«Боградская санаторная школа-интернат»
«Самовольные уходы: мотивы, причины, способы реагирования»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Боград
Самовольный уход – наиболее явное выражение потребности в автономии, это своеобразная форма протеста или обиды на педагогов, сверстников, родителей.
Самый простой способ классификации мотивов самовольных уходов – это разделение на 2 группы:
Ушедшие от кого-то или чего-то;
Ушедшие к кому-то или чему-то.
Уходы могут быть вызваны следующими причинами:
Психологические причины (проявление личностных особенностей ребенка, желание оказаться вне травмирующей ситуации, отсутствие контакта с близкими людьми);
Социальные (неблагоприятные межличностные отношения с взрослыми и сверстниками; самоутверждение, физическое либо психологическое насилие и др.);
Медицинские «показания» (диагноз: дромомания)
Выделяют четыре основные группы детей-беглецов:
беглецы – исследователи;
беглецы - искатели приятного общества;
беглецы - шантажисты;
беглецы от проблем, опасности.
Типология самовольных уходов:
Безмотивные побеги как удовлетворение сиюминутной потребности.
Эмансипационные побеги - избавление от опеки и контроля взрослых, от наскучивших обязанностей (побеги совершаются как в одиночку, так и группой)
Демонстративные побеги - являются следствием привлечь к себе внимание. Особенность данных побегов в том, что убегают не далеко и в те места, где их увидят и поймают.
Импульсивные побеги - из чувства страха наказания, за какую либо провинность.
Побег как реакция протеста на неблагоприятную для ребёнка систему отношений, установившуюся со сверстниками, воспитателями, учителями; на трудности, связанные с учебной деятельностью.
Дисфорические побеги- побеги в связи с внезапными изменениями настроения.
Дромоманические побеги - возникновение немотивированной тяги к перемене обстановки, расстройства влечений в виде гиперсексуальности, стремления напиваться «до отключения», садомазохистических действий.
Рекомендации педагогам по профилактике самовольных уходов:
Основой ранней профилактики самовольных уходов является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
Создавать благоприятный психологический климат в группе положительную мотивацию к обучению, оказывать помощь воспитанникам в освоении учебного материала;
Осуществлять тактичный контроль за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в классе;
Вовлекать воспитанников в общественно-полезную деятельность, кружки, секции, учитывая интересы и желание учащихся. А также постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Как говорится в народе - от добра добра не ищут!
Обращаться к педагогу-психологу, социальному педагогу при любых изменениях в поведении учащихся.
Picture 3Описание: D:\анимашки\анимашки\природа\0_8ad6_18898049_XS.gifЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515