Доклад Методы и приемы развития проф. компетенций в процессе преподавания МДК 03.01 Информационные технологии


ГБПОУ СПО «ЧГТК им. М.И. Щадова»
Доклад на педагогический совет
«Методы и приемы развития проф. компетенций в процессе преподавания МДК 03.01 «Информационные технологии»
Подготовил:
Е.А. Литвинцева – преподаватель спец. дисциплин
Черемхово, 2017г.
Образование – лицо разума!
Кей Кавус.
Согласно рабочему учебному плану группы ИС-13 МДК 03.01 «Информационные технологии» является завершающим при изучении профессиональных модулей. К этому времени у студентов практически в полной мере сформированы общие компетенции, частично, иногда и в полной мере, у отдельных учащихся и профессиональные компетенции. Поэтому на данном этапе преподавания я вижу своей задачей систематизировать, освоить в полном объеме профессиональные компетенции. Оценку результатам своей деятельности я виду при сдаче квалификационного экзамена ПМ .03 Оператор электронно – вычислительных и вычислительных машин.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я выделила несколько основных этапов успешного развития проф. компетенций:
Перед началом ведения МДК комплектация учебно – методического комплекса в полном объеме. Только после того, как педагогом сформирована учебная документация, он может «увидеть» конечный результат своей деятельности. При написании рабочей программы, технологических карт занятий выстраивается система контроля: ее форма, оборудование для нее, частота проведения. Так, на примере контроля освоения проф. компетенций своего МДК, могу сказать следующее: после изучения каждой темы проводиться тестирование. Как показал мой личный опыт, тестирование является самой объективной моделью контроля, требует незначительных затрат при проверке. После того, как выстаивается система тестирования студентов тематически, передо мной встает вопрос: каким образом преподать студентам тематическое содержание учебного материала, чтобы ими были освоены проф. компетенции. Для этого, я прописываю в технической документации вид занятия, формы его проведения, оборудование и раздаточный материал. Аналогично ведется работа и с практическими занятиями: практические занятия выполняются по образцу, где уже заранее определены цели, разработан комплекс заданий, контрольных вопросов, так же по каждой теме. Данный учебник является рекомендованным для использования и включен в перечень основной литературы примерной программы. Учебник был предоставлен зав. Библиотекой Комаровой Н.А. по заявке комиссии в кратчайшие сроки.
Вся педагогическая деятельность должна вестись в системе. Проработав со студентами по одной тематике по единой структуре по преподаванию лекционного материала, выполнению практических работ, по технологии опроса, контроля, студенты автоматически включаются в аналогичный тип работы при изучении последующих тем. Что значительно облегчает работу педагога и требует меньших затрат времени. Например, при начале изучения каждой темы студентам под диктовку дается запись содержания учебного материала по теме исходя из рабочей программы, на последнем дне изучения темы, я прошу студентов заполнить таблицу:
Раздел _____________
Тема _______________
Вывод: тема __ освоена в полном объеме. Содержание учебного материала. Освоено/ не освоено.
И такая работа ведется после изучения каждой темы. Эта работа – наглядное представление того, что студен проработал тему в полном объеме согласно стандарту своей специальности. Если у какого-либо учащегося имеются пробелы (по болезни или иной причине), они наглядно отобразятся в таблице и ему необходимо будет восполнить пробелы.
Также после изучения темы студенты заполняют конспект – схему, где весь выданный им материал они соотносят по группам. Преподаватель сразу же наглядно имеет представление об уровне усвоения материала.

Работа с внеаудиторной самостоятельной работой. На мой взгляд это один из важнейших видов работы, который наглядно демонстрирует общую картину развития общих и профессиональных компетенций. Материал изложен однообразно, по образцу, единым стилем, даны рекомендации к оформлению каждого вида работы. На мой взгляд выполнение внеаудиторной самостоятельной работы студентов – один их эффективных способов проверки освоения и не освоения общих и профессиональных компетенций. Причем, ВСР выложена на моем личном сайте и доступна для общего пользования. Каждое занятие ВСР разработано по единой системе: необходимо зарегистрироваться на определенном сайте, бесплатно; выбрать указанную преподавателем тематику, изучить вводный курс (практического или теоретического характера), пройти тестирование и получить сертификат, подтверждающий уровень освоение задания.
На протяжении изучения всего МДК я активно и использую метод портфолио. На мой взгляд данный метод развивает у студентов критичность, систематичность, ответственность. Каждая практическая работа закрепляется заполнением Листа – отчета по практической работе (в двух вариантах: машинный и безмашинный), эти работы сшиваются и презентуются. Выполненные тестовые задания, таблицы по освоению тематического раздела, конспект – схемы хранятся и презентуются преподавателю. Внеаудиторная самостоятельная работа накапливается, сшивается в единую папку и сдается преподавателю. Без сдачи вышеперечисленных работ, студент не имеет допуска на сдачу дифференцированного зачета. Т.к. освоение МДК состоит не только из изучения лекционного и практического материалов, но и обязательным условием является сдача ВСР в установленном объеме.
Активное использование мета предметных и предметных связей. Т.к. студенты гр. ИС-13 обучаются на специальности 230401 Информационные системы (по отраслям), и обучаются она Горнотехническом колледже. Я, по мере возможностей, стараюсь подчеркивать взаимосвязь ИС и горной промышленности, как в одну, так и в другую сторону. Провожу примеры, веду беседы, мотивирую студентов на примере горной промышленности. Практические занятия уже подготовлены автором, учитывая метапредметные связи. Связь активно прослеживается с экономикой, машиностроением, транспортной промышленность, программированием, менеджментом.
Систематическое участие основной массы студентов в конкурсах, олимпиадах, публикациях. Студенты приучены: выполнили работу какого – либо плана, далее – опубликоваться, либо развить ее в каком – либо направлении, либо углубиться в какую – то узкую направленность и презентовать на мероприятии. Особенно приятно, что, учась на четвертом курсе студенты пытаются связать какой – либо творческий вид работы со своей темой дипломного проекта.
Обратная связь. Разработав свою систему преподавания материала, мы нацеливаем студентов на освоение предусмотренных стандартом ПК. Причем, вычитывая материал, либо обсуждая с ними практического занятия, ВРС постоянно обозначаю студентам на освоение каких компетенций им необходимо обратить внимание. Они задают вопросы, иногда сами выступают в роли педагога, делятся опытом прохождения практики, профессиональной деятельности. На данном уровне обучения я регулярно использую понятие Стандарт, Рабочий учебный план, Рабочая программа, Проф. компетенции, ориентирую их на слово Специалист, т.к. считаю, что в некоторой степени они ими уже являются.
Спасибо за внимание!