«Инновационные формы работы по здоровьесбережению в образовательном процессе».


Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «РСТ»



Доклад

Тема:
«Инновационные формы работы по  здоровьесбережению
в образовательном процессе».







Преподавателя математики
Шевцовой Н.Н.








Г.Россошь
2015-2016 учебный год

Оглавление:

I. Введение                                                                              
II.Основная часть
1.Актуальность
2. Факторы риска 
 3.Педагогические технологии на уроках математики
в контексте здоровьесбережения.  
4. Организация урока математики с позиции
здоровьесбережения.                      
III.Заключение                                                                                                                                          


  





























“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, детей зависит  их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы”
                                                                               В.А.Сухомлинский
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,  ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В документах Министерства образования Российской Федерации говорится о том, что по данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% подростков, поэтому вопросом здоровья подрастающего поколения озабочены сегодня все, начиная с президента заканчивая родителями.
 Охрана здоровья детей- это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации.  Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.
Здоровье людей, в частности студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. К сожалению оно с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в техникум, большинство обучающихся имеют те или иные проблемы со здоровьем. Таким образом, встает вопрос о необходимости изучения современных методик по укреплению и сохранению здоровья студентов.
Студенты образовательных учреждений СПО - социально-экономический, творческий потенциал  страны. Вместе с тем, их можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современной молодежи накладывается негативное влияние экономической нестабильности страны, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности, кризис семьи и другие проблемы.
Каковы же факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье студентов:
1 гр. – не поддающаяся нашему управлению (экологию, мед.помощь, традиции);
2 гр.- это управляемые факторы:
 Стрессовая педагогическая тактика;
 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов;
 Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
 Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
 Провалы в существующей системе физического воспитания;
 Интенсификация учебного процесса;
 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
 Частичное разрушение служб медицинского контроля;
 Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья студентов создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студентов.
Специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования к качеству и уровню профессиональной подготовки специалистов, тем самым, вынуждая учебные заведения пересматривать как содержание образования, так и организацию всего образовательного процесса. Государству нужны специалисты высокой квалификации, всестороннее развитые, физически крепкие, здоровые, с хорошим уровнем работоспособности.
В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья студентов, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов учебного процесса, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования образовательного процесса в рамках здоровьесбережения.
Что же это термин « здоровьесберегающие образовательные технологии». Вот одно из определений этого понятия:
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенная на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.(профессор Н.К.Смирнов). Иначе, это« целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить студента к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, должен основываться на охране здоровья студентов, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в техникуме: студентов, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих  технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Можно считать, что здоровье студента в норме, если:
а)     в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б)    в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в)     в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
г)     в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Если в образовательный процесс внедрить здоровьесберегающие технологии для того, чтобы организовать студентам правильное питание, воспитать у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщить их к спорту, то условия для обучения  существенно улучшатся. В образовательном процессе техникума созданы следующие педагогические условия: – построение учебных занятий на основе закономерностей образовательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения студентов; – обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их состояния здоровья, интересов, склонностей; – формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.  Приоритет заботы о здоровье – это непрерывность и приемственность. Можно здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии разделить на группы. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) Средства двигательной направленности;
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки (приложение 1), эмоциональные разрядки, игры с дидактической направленностью. В течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе. В среднем могут интенсивно, без перерывов учиться юноши и девушки 14-18 лет – в течении 12-15 минут. После этого должна обязательно следовать пауза.
Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии. Эти причины следующие: 1. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время. 2. Для того, чтобы найти в обучении свои личностные смыслы, человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач. 3. После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем эту информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «эта информация должна отлежаться». Все это означает, что после интенсивной работы необходим перерыв, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее. Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции: 1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность студентам расслабиться. 2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма. 3. Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности. С позиций здоровьесбережения польза от выполнения нескольких физических упражнений будет наибольшей, если учитывать следующие условия: 1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока ( в какой вид деятельности были включены студенты до этого, каково их состояние и т.д.) 2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. 3. Преподавателю необходимо выработать для каждой группы 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать студентов в другой режим деятельности.
2) Гигиенические факторы;
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятия, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Основные гигиенические критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову ) Факторы урока: Гигиенический рациональный уровень урока Плотность урока - Не менее 60% и не более 75-80% Число видов учебной деятельности 4 – 7 Средняя продолжительность различных видов деятельности - Не более 10 мин. Частота чередования различных видов учебной деятельности ,смена не позже чем через 7 – 10 мин. Число видов преподавания - Не менее 3 Чередование видов преподавания - Не позже чем через 10 – 15 мин. Наличие эмоциональных разрядок (число) 2 – 3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы: Поза чередуется в соответствии с видом работы. Физкультминутки Две за урок. Состоящие из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления студентов (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 мин.
3) Психолого-педагогические факторы.
Наиболее часто встречающиеся проблемы с «энергетикой», повышенная утомляемость студентов, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания. Преподаватель может противопоставить утомлению – повышение мотивации и дозировку заданий, обеспечение отдыха. Обеспечение мотивации. Если студент не объект, а один из субъектов обучения, если он эмоционально вовлечен в процесс учения и задания ему по силам, то возникает «аффективно-волевая подоплека» обучения, которая обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга, которое не идет в ущерб здоровью. Для обеспечения мотивации важно обучение «по единицам, а не по элементам», предпочтение значимого осмысленного материала. Принцип целостности. Элементарные и в то же время осмысленные действия лучше осваиваются и запоминаются. Исходя из этого, следует по возможности избегать чисто технических заданий и предлагать доступные творческие задания.  Таким образом, выбор теории должен определяться познавательными возможностями и необходимостью обеспечения мотивации. Эмоциональная вовлеченность студента в процесс обучения позволяет значительно упростить проблему обеспечения прочного запоминания. Эмоционально-значимый материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается. При этом необходимо учитывать закономерности угасания следа, в соответствии с которыми сначала необходимо частое подкрепление следа, а затем все более редкое. Система повторения является необходимым условием доступности учебного процесса и сохранения учебной мотивации.
Приоритет заботы о здоровье – это непрерывность и приемственность
1.Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.
Компоненты физического развития и здоровья ребенка
-утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студента)
-подвижные спортивные игры
-физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз) .
-двигательный режим ( с учетом возрастных особенностей)
-оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
-закаливание (занятия, прогулки на свежем воздухе)
-спортивные праздники ( в том числе и на улице, «Дни здоровья»- ежемесячно, « День призывника»)
-Физическая подготовка по расписанию техникума
-квалифицированная работа персонала техникума в процессе физического воспитания

-создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами , спортивный зал)
-консультации для родителей (требования к развитию движений обучающихся в домашних условиях)
Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи : профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры , формирующие здоровый образ жизни.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение преподавателя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии студента, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Использование игровых технологий в сочетание с информационными, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку студентов, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у студентов нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. 
Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом базовых потребностей обучающихся:
– потребности в саморазвитии;
– потребности в игре;
– потребности в подражании;
– приобретения опыта.


В частности, возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый студент работал активно и увлеченно.
Существует множество игр, разнообразных по своему содержанию, организации и назначению, которые можно применить в учебном процессе. Это - познавательно-развивающие игры; ролевые и деловые игры; соревновательные игры; игры, моделирующие известные теле- и радио передачи, такие как «За семью печатями», «Своя игра» и т.д.
На 1-м и 2-м курсах тоже есть место и время для применения элементов игры. Конечно это, прежде всего повторительно-обобщающие уроки. «Своя игра» по теме «Производная», «Логарифмы», по повторительным блокам «Уравнения», «Неравенства» - примеры использования игр в обучении студентов. Внеклассные мероприятия по предмету сопровождаются накоплением интеллектуального опыта, повышением общего культурного уровня. А самостоятельная творческая деятельность студентов в процессе обучения – залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и творческие способности получат свое развитие. Преимущество урока-игры перед обычным классическим уроком очевидны. Такой урок несет такую же информационную нагрузку, но по своей эмоциональности несравним с обычным уроком. Кроме того игра, как естественный для ребенка вид деятельности позволяет ему легко научиться применять свои знания и умения на практике. Возрастает познавательная активность студента, его стремление к новым знаниям.
Иформационные технологии применяются не как самоцель, а как необходимый атрибут в подготовке и проведении уроков. Сравнение вышеперечисленных технологий с традиционными показало снижение утомляемости студентов и лучшее качество усвоения даже большего объема материала. Урок проходит на более эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока. Все это косвенное подтверждение здоровьесберегающего эффекта.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
Приводит к  предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Личностно ориентированный подход позволяет создавать средствами образования, педагогической деятельности максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся.
Как уже говорилось выше, техникум – это особо важная пора в жизни человека, когда закладываются основы гармоничного развития личности, закладывается фундамент для службы в В.С. Личностное развитие основывается на крепком физическом здоровье и психологическом комфорте студента. Именно это единство побуждает формировать целостную систему работы по улучшению и сохранению физического состояния и здоровья в целом.
Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу по оздоровлению студентов и укреплению их организма.
Итак, детально рассмотрев эту проблему, хочется обратиться ко всем педагогам : наша профессия очень ответственная. От нас зависит очень многое, и, даже здоровье обучающихся - в наших руках! Мы должны, и просто обязаны использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в процессе оздоровления студентов.
Заключение
В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.  В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения. Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности.  Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими, насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Усилия по внедрению даже самых передовых здоровьесберегающих технологий останутся безрезультатными, если школьники будут перегружены большим объемом домашних заданий, если с большим напряжением будут заниматься в школе.  Таким образом, педагогические технологии должны способствовать такой организации учебного процесса, чтобы дети успешно развивались как психически, так и физически. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.  Следует помнить, что содержание и формы учебной деятельности оказывают серьезнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и перспективы здоровья детей. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье-сберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.






















15