Доклад на тему Инновационные формы работы по здоровьесбережению в образовательном процессе.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский строительный техникум»
Доклад
Тема: Инновационные формы работы по здоровьесбережению в образовательном процессе.
Преподавателя общепрофессионального цикла
Проценко Ольги Николаевны
2016
Оглавление
Введениестр 3
1. Задачи здоровьесберегающих технологийстр 4
2. Классификация здоровьесберегающих технологий.стр 4
3. Принципы здоровьесберегающих технологий.стр 5
4. Методы здоровьесберегающих технологий..стр 5
Заключение....стр 6
Литература.стр 7
Введение
Человеческая жизнь зависит от психофизиологического здоровья организма. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, учебной определяются уровнем здоровья человека.
Одна из важнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Раньше делали упор на физическое состояние студента, а теперь эти технологии включают в себя здоровье психологическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Формирование Личности, создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в техникуме – задача преподавателя..
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние физического, душевного и социального благополучия.
Здоровым образом жизни человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Сначала ему прививают родители, затем школа, в дальнейшем другие учебные заведения в которых он находится. В техникуме здоровьесберегающие технологии находят своё применение на уроках производственного обучения, культурных мероприятиях. В настоящее время особое внимание начали уделять физической культуре всех молодых людей. Возвращаются в нашу жизнь ранее забытые нормы ГТО, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности каждого студента.
1. Задачи здоровьесберегающих технологий
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий – счастливее больного короля» А. Шопенгауэр
Проблема применения здоровьесберегающих технологий является актуальной, так как оно способствует сохранение и укрепление здоровья студентов важно для всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, педагогов).
Возложение на учреждение и на нас педагогов такой, казалось бы, несвойственной нам задачи - заботы о здоровье студентов - определяется следующими причинами: Во-первых, мы всегда несём ответственность за то, что происходит со студентами. Именно в образовательных учреждениях, под "присмотром" педагога, студенты проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье студентов - желательных и нежелательных - осуществляется именно в стенах образовательных учреждений. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями и лечением. Задача же образовательного учреждения иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье студентов в образовательных учреждениях - педагог.
Все здоровьесберегающие технологии подразделяются на типы:
— Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) ; студентам делают прививки против гриппа, столбняка; в техникуме большое внимание уделяется физической культуре, работает много спортивных секций (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, стрельба); студентам в техникуме выдаётся двухразовое питание, где предусмотрено в рационе употребление фруктов, салатов, компотов.
— Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
— Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла):в учебном плане преподавание дисциплин предусмотрены преподавание предметов Основы безопасности жизнедеятельности, биология.
— Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности студентов, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
2. Классификация здоровьесберегающих технологий
Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, которые подразделяются:
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
3. Принципы здоровьесберегающих технологий
ПРИНЦИПЫ:
— Принцип не нанесения вреда
— Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
— Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)
— Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в ОУ каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)
— Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися(вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения).
— Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся.
Приступая к реализации элементов здоровьясберегающих технологий, я стала осуществлять свою деятельность по трем направлениям:
— Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
— Изменение отношения педагога к студенту. Педагог должен полностью принимать студента таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
— Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем.
4. Методы здоровьесберегающих технологий
В своей педагогической деятельности я использую следующие методы здоровьесберегающих технологий:
1. Методы, направленные на сохранение, укрепление и поддержание здоровья студентов (физкультминутки, смена действий на уроке, благоприятный психологический климат)
2. Методы, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения:предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки.
3. Комплексное использование различных технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
Реализуя методы здоровьесбережения в своей деятельности, я пришла к выводу, что педагог должен проявить следующие умения:
— анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
— владеть основами здорового образа жизни;
— устанавливать контакт с коллективом студентов;
— наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
— прогнозировать развитие своих студентов;
— моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
— личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Анализируя урок с позиции здоровьесбережения, я стараюсь учитывать следующие аспекты:
- Гигиенические условия в кабинете;
- Число видов учебной деятельности, используемых педагогом;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (Ориентировочная норма: 7–10 минут)
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов;
- Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов ;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке:
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Темп и особенности окончания урока.
Заключение
При реализации здоровьесберегающих технологий в учебный процессе можно сказать, что:
- Применение здоровьесберегающих технологий - по силам каждому преподавателю.
- Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов студентов, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат на занятиях, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний студентов и формированию культуры здоровья.
- Естественно, что на каждом занятии невозможно применять интерактивные, игровые технологии, поэтому больше улыбайтесь на занятиях – так мы сохраним здоровье и себе и нашим студентам!
Литература
1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка/ В.Ф. Базарный// Экспресс контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005 – 17с.
2. Лещинский А.А. Берегите здоровье / А.А. Лещинский – М.: Физкультура и спорт 2004 – 247с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе/ Н.К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2005 – 320с.
4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/ «Начальная школа», 2006, №6. С.56.
5. Степанова М. Инновации в образовании: размышлении гигиениста/Народное образование.-2006.-№1-С.29-33.
15