Мастер – класс Методические приёмы по здоровьесбережению


«Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности».
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. 
В настоящее время проблема здоровья детей и подростков весьма актуальна. По результатам диспансеризации школьников, состояние здоровья учащихся, характеризуется негативными тенденциями: если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 11 классу достигают 85%.
Одна из основополагающих задач – формирование здорового образа жизни. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой надо стремится.
Основные задачи над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы вырастить детей нравственно и физически здоровыми, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Моя роль как классного руководителя в здоровьесбережении - это осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся и педагогический контроль занятий физкультурой; борьба с гиподинамией: проведение физкультминуток; проведение классных часов по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляю профилактику травматизма среди учащихся. Особое внимание уделяю пропаганде и организации спортивно – массовой занятости учащихся класса, регулярно осуществляю анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. Формирование здорового образа жизни провожу через эколого-познавательные походы и акции.На родительских собраниях просвещаю родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Результативностью являются и высокие достижения учащихся в конкурсах, фестивалях, проектах, викторинах по направлению здоровьесбережения.
Мастер – класс "Методические приёмы по здоровьесбережению"
Предлагаю разделиться на две командыЗадание 1: «Обсуди высказывание»
Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:
1 – й команде:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Когда – то древние греки высекли на камне:
«Хочешь быть здоровым – бегай.
Хочешь быть красивым – бегай.
Хочешь быть умным – бегай».
2 – й команде:
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)
Задание 2: «Сочини стихотворение»
Сиквейн - это стихотворение особого вида.
Правила написания сиквейна
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными к данному существительному).
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (смысловое предложение).
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. (Эмоциональное отношение).
Как это делать:
Название
Описание
Действия
Чувство
Повторение сути
Задание 3: «Собери пословицу»
Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.
Сон - …лучшее лекарство.
Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.
Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.
Если хочешь быть здоров - …закаляйся!
В здоровом теле - …здоровый дух.
Задание 5: загадки о здоровье
Разгрызёшь стальные трубы, Если часто чистишь ...
Зубы
Я беру гантели смело - Тренерую мыщцы ...
Тела
Подружилась с физкультурой - И горжусь теперь...
Фигурой
Стать сильнее захотели? Поднимайте все ...
Гантели
Спала чтоб температура Вот вам жидкая ...
Микстура
Не везёт сегодня Светке - Врач дал горькие ...
Таблетки
Повезло сегодня Юле Врач дал сладкие ...
Пилюли
Сок, таблеток всех полезней, Он спасёт от всех ...
Болезней
С детства людям всем твердят: Никотин - смертельный ...
Яд
Хоть ранку щиплет он и жжёт Лечит отлично - рыжий ...
Йод
Для царапинок Алёнки Полный есть флакон ...
Зеленки
Объявили бой бациллам: Моем руки чисто с ....
Мылом
Мне поставила вчера Два укола ...
Медсестра
Бормашины слышен свист - Зубы лечит всем ...
Дантист
В этом светлом магазине Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты, И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки, Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека Открывает дверь - ...
АптекаЭтот дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных здесь врачей.
Лечат взрослых и детей.
Будете лежать в постели,
Коль серьезно заболели.
Не хотим здесь очутиться!
Где, скажите-ка? - ...
В больницеВ овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? - ...
ВитаминыЯ под мышкой посижу И что делать укажу:
Или уложу в кровать, Или разрешу гулять.
ГрадусникКто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
ДокторКто для блага всех людей
Кровью делится своей?
Донор
Задание 6: Конкурс капитанов.
Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.
Вопросы 1 – й команде:
Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)
Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)
Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)
Гормон страха. ( Адреналин)
Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)
В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)
Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)
Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)
Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)
Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)
Вопросы 2 – й команде:
Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)
Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)
Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)
Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)
Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)
Лечебное питание. (Диета)
Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)
Чума 21 века. (СПИД)
Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)
Задание 6: «Заморочки из бочки»
Вопросы:
В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)«Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)
В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)
Подведение итогов.
Считаю, что моя деятельность по здоровьесбережению способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.