Буклет Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе


Правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя, должно быть,  научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 
Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того,  какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению, поэтому необходимо на уроке:
ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от  части к целому;
неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому необходимо на уроке:
связь информации с практикой,
анализ от целого к частному,
задачи зрительно-пространственного анализа, 
творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм.
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;  
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.
Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся. 
Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.
Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута -  60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
Приемы здоровьесбережения на уроках:– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. - наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;– правильное применение ТСО;– поза учащихся за партой;
– наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);– спокойное завершение урока.
Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе

Принципы здоровьесбережения обучающихся
учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
учет состояния здоровья детей данного класса;
учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).