Статья на тему Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций
Кошимбекова Г. С.
педагог-психолог ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 г.Пвлодара»
В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания, умения ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.
На современном этапе для совершенствования и обогащения речи обучающихся необходимо внедрять новые педагогические технологии.
Нельзя не заметить, что в последнее время в школе имеет место тенденция снижения уровня развития речи учащихся, умения грамотно и чётко формулировать мысль, обобщать, делать умозаключения. Тем самым появляются противоречия между программными требованиями, т.е. умениями показать духовную культуру личности, богатство словарного запаса и современным состоянием уровня методической работы учителя по развитию речи учащихся. В связи с этим возникла проблема, какие же современные педагогические технологии являются наиболее эффективными в развитии речи школьников? Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе [ 1, 41 c.].
Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Что такое педагогическая технология, зачем она нужна педагогу и его ученикам, как ее создать и заставить эффективно работать? Эти вопросы задает любой современный педагог.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель, результат деятельности. В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии: традиционная педагогическая технология, игровые технологии, технология личностно - ориентированного обучения, технология развивающего обучения, технология коллективного взаимообучения, проблемное обучение, обучение на интегрированной основе, витагенные технологии, инновационные технологии.
К инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным [ 2, 101 c.].
Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о - модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:
- базовые компетенции;
- опыт ребёнка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогические ситуации и другие.
Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:
1) Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
2) Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
3) Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
4) Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
5) Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
6) Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией.
7) Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
8) Нравственная компетентность - готовность, способность жить по традиционным нравственным законам [ 3, 21 c.].
Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания» Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.
Таким образом, на сегодняшний день проблема эффективности обучения школьников актуальна. В последнее время все чаще мы слышим об обновлении системы школьного образования, о применении новых педагогических технологий. Сегодня перед учителями стоят более сложные, чем прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств, развития личности ребенка, с целью его быстрейшего введения в богатый мир речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма. Методисты и учителя на практике отмечают, что одним из средств организации речевой деятельности учащихся на уроках являются инновационные педагогические технологии [ 4, 10 c.].
Список использованной литературы
1 Лиферов А. П. Глобальное образование – путь к интеграции мирового образовательного пространства / А. П. Лиферов. – М., 1997. – 108 с.
2 Лернер И. Я. Содержание образования / И. Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1999. – Т. 2. – 349 с.
3 Сластенин В. А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
4 Новиков А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. – 2011. – № 5. – С. 3–14.
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
Фамилия__Кошимбекова_______________________________________________
Имя_____Гульдана___________________________________________________
Отчество__Сериковна_________________________________________________
Ученая степень, звание____________________________________________________________________
Организация, должность педагог-психолог ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 г.Пвлодара»
Домашний адрес с указанием почтового индекса__п.Ленинский,ул.Терешковой,50 140015
Контактный телефон__87028709209_____________________________________________________
E-mail_____ koshimbekova.guldana@mail.ru
Секция___1.1.3_______________________________________________________
Название доклада____ Сведения о содокладчиках __________________________________________________________________________
 
Я намереваюсь:
☐  выступить с докладом на заседании секции;
☐  принять участие в конференции как слушатель;
☐  участвовать заочно.