Воспитание толерантности учащихся на основе культурных традиций



ГУ «Совхозная средняя школа»
РЕФЕРАТ
«Воспитание толерантности учащихся на основе культурных традиций»
Выполнила: Конурбаева Д.А

с.Октябрьское, 2015 г.
Содержание:
Введение. Понятие толерантости. 3-5
Основная часть.
Толерантость в сфере образования. 6-13
Толерантность как часть духовной культуры. 14-15
Формирование толерантности в семье и социуме. 16-18
Толерантность и религия. 19
Развитие модели межэтнической толерантности 20-24
в Республике Казахстан.
Роль Ассамблеи народа Казахстана как института 25-29
достижений межэтнического и межконфессионального согласия.
Заключение. 30-31
Список литературы. 32-33

Введение
Толерантность – это моральное качество личности, характеризующее особую систему отношений к миру вещей, идей, к интересам, убеждениям, верованиям и привычкам в поведении других людей. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнообразных точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Толерантность – это способность принимать мнение другого (других) и самого этого другого (других) как данность, как объективно существующую реальность, не раздражаясь, не испытывая при этом чувства унижения, обиды и превосходства
В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 толерантность (терпимость) определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1]. В Декларации указывается путь, посредством которого возможно преодолевать ситуацию интолерантного отношения: «В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности» [1]. Толерантность – это уважение прав другого человека при условии, что он также уважает ваши права. Определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в психологическом словаре, в котором сказано, что толерантность (терпимость) – это социально – психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей. Толерантность способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Толерантность не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление .
Глобализация — одно из определяющих понятий наступившего XXI в. Это неотвратимый и не зависящий от нашей воли и желания процесс развития человечества, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Процессы глобализации в современном мире привели к вовлечению в межкультурную коммуникацию огромных масс людей, принадлежащих к различным географическим и культурным ареалам, социальным и профессиональным кругам. Различия норм и стереотипов поведения становятся почвой для непонимания и конфликтов, в основе которых лежит отсутствие толерантности в обществе. Лишь при соблюдении принципов толерантности не будет наблюдаться конфликтов и противоречий на религиозной, расовой, национальной основе.
Толерантность — ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Этническая толерантность понимается современными учеными не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе.
В современных условиях под воздействием таких глобальных процессов, как информатизация, индустриализация, интеграция, происходит утрата многих духовных, гражданских, национальных ценностей, некогда определявших социокультурное, межэтническое своеобразие Казахстана в целом и отдельных его регионов. Изменения, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. В силу этого проблему формирования толерантной личности учащихся можно признать одной из важнейших задач современной казахстанской школы. В толерантности сосредоточены социальные требования гражданского
общества, ориентирующие людей в выборе действий и поступков. Осознанная человеком толерантность становится характеристикой личности, нормой его поведения. Толерантное поведение проявляется в уважительном отношении к людям иных мировоззренческих взглядов, в умении вести диалог, в конструктивном решении конфликтных ситуаций, в сочувствии и сопереживании, а его формирование входит важной составной частью в общий процесс воспитания всесторонне развитой личности. В работах советских педагогов и психологов до начала 90-х гг. XX в. формирование толерантности рассматривалось в основном в русле интернационального воспитания, в контексте формирования культуры поведения, в педагогике и психологии сотрудничества (Ю.К.Бабанский, О.С.Богданова, З.Н.Варбанец, И.П.Волков, Р.Т.Гарданов, Э.Г.Гарунов, О.И.Шевченко). Эти исследователи изучали терпимость к индивидуальным особенностям других людей и пути ее воспитания у учащихся в школе. Личностное аспекты толерантности были стержнем исследовании кахазстанских ученых. Если Г.К. Искакова, М.А. Кучерова, Ж. Қартбаева, П.И. Мамедова, Э.Д. Сулейменова , Б.А. Тургынбаева, М.Н.Шаяхметова и др. рассматривали общие проблемы формирования толерантности, то в трудах С.Амиргазина раскрылись грани межрелигиозных проблем толерантности. В педагогической теории и практике проблема формирования толерантной личности получила достаточное развитие. Она находится в междисциплинарной сфере: психологии, социологии, конфликтологии и культурологии. Разработана и нормативно-правовая база формирования толерантной личности, которая заложена в ряде международных и казахстанских документов.

2.1 Толерантность в сфере образования.
Проблема толерантности особенно остро стоит в сфере образования. К сожалению, приходится отмечать тот факт, что поликультурное образовательное пространство не в состоянии обеспечить формирование толерантного сознания молодых людей. Современная действительность наполнена различными фактами нетерпимости, агрессии и этническими конфликтами. Молодые люди некоторые факты осваиваемой культуры не воспринимают правильно и позитивно. Причины могут быть следующие:
незрелость сознания самого педагога,
попустительский стиль руководства школьным коллективом, когда они остаются один на один со своими вопросами.
Проблема формирования толерантных свойств и особенностей поведения обучающихся может быть использована при условии ее включения на всех этапах организации учебной деятельности. Толерантность является важной стороной жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы. При этом предполагается способность их защищать, сохраняя уважение к позициям и ценностям других людей.
Понятие толерантности определяются некоторыми критериями, которые должны включать в себя: взаимное уважение, доброжелательность, внимательное отношение друг к другу, бесконфликтность в общении, эмпатию, сотрудничество в делах, умение слушать, коммуникативность, терпимое отношение к представителям различных этносов, сохранение и развитие культуры и языков всех национальностей, возможность придерживаться своих традиций, обычаев, обрядов, свобода религии и многое другое. В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной  личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
·        взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и
терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
·        равные возможности для участия в политической жизни всех членов
общества;
·        сохранение и развитие культурной самобытности и языков
национальных меньшинств;
·        охват событиями общественного характера, праздниками как можно
большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
·        возможность следовать своим традициям для всех культур,
представленных в данном обществе;
·        свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и
возможности других членов общества;
·        сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
·        позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,
межрасовых отношений, в отношениях между полами. [9]
Проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)
·        оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
·        игнорирование (отказ в беседе, в признании);
·        негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составлениеобобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
·        этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призмуценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
·        поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
·        преследования, запугивания, угрозы;
·        дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других
различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
·        расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  предпосылки, что одни расы превосходят другие);
·        ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.),
религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
·        национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
·        фашизм (реакционный антидемократический режим, для которогохарактерны крайние формы насилия и массовый террор);
·        империализм (покорение одних народов другими с целью контроля  богатств и ресурсов подчиненных народов);
·        эксплуатация (использование чужого времени и труда безсправедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
·        осквернение религиозных или культурных символов;
·        религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ееценностей и обрядов);
·        изгнание (официальное или насильственное);
·        сегрегация, включая апартеид (принудительное разделениелюдей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
·        репрессии (насильственное лишение возможности реализацииправ человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). [3]
         Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте.  Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах.
Толерантный класс Интолерантный класс
Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение
Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование
Совет, предложение Отстранение
Похвала, согласие Обзывание
Подбадривание Обвинение, упреки
Благожелательность Осуждение, критика
Утешение Морализирование
Уважение Угрозы
ЭмпатияПредостережение, предупреждение
Поддержка Приказ, указание
[21]
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.
            При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. [16]
Большую роль в формировании толерантных отношений могут сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений. Сейчас пользуется большим спросом тренинг толерантности для подростков  "Жить в мире с собой и другими", разработанный Галиной Солдатовой, доктором психологических наук, преподавателем кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и группой коллег.
Тренинг «Жить в мире с собой и другими» - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов и рассчитан на 11 занятий.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Ставится важная проблема «границ» толерантности.
Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. [3]
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

2.2 Толерантность как часть духовной культуры народа.
Толерантность – составная часть традиционной духовной культуры народов Казахстана. Она занимает особое место в системе межэтнических отношений. Уровень толерантности зависит от уровня культуры – чем выше культура общения и поведения, тем толерантнее человек, тем меньше вероятность проявления этноцентризма, расизма, фанатизма, агрессии и других негативных явлений.
Ученые – психологи и педагоги отмечают, что межэтническое общение является способом существования этнических культур. В силу этого межэтническое общение невозможно без привития основ межкультурной коммуникации и в рамках этой деятельности такого важного качества, как толерантность. Моральные, этические нормы и убеждения человека в практике межнационального общения предполагают, прежде всего, этническую толерантность, особую духовную стойкость, отличающуюся от банального равнодушия. Быть толерантным – значит сохранять свое чувство достоинства, национальную культуру, обычаи и традиции, музыку и танцы, в то же время находить в себе силы терпеть и уважать традиции и культуру других, которые могут быть не всегда понятными, а порой и вызывающими . Одним их основных категории этнопсихологии является проблема национального характера каждого этноса. Установлено, что каждый этнос имеет свои исторически сложившиеся формы, методы и способы формирования национального самосознания. Эти методы ориентированы на развитие определенных национально – психологических качеств, каковым является толерантность. Каждый народ имеет свой идеал, свой образец для подражания. Этот идеал у каждой этнической общности соответствует национальному характеру, он существует, изменяется в процессе жизни, совершенствуется вместе с его развитием. Он в определенной степени отражает самосознание народа, мудрость, накопившуюся за многие века. Формирование национального характера всегда было, есть и будет национально своеобразным, так как оно направлено на развитие тех черт, которые присущи той или иной этнической группе, причем в течение длительного времени. Формирование характера каждого этноса отражает традиции, обычаи, законы, по которым живет эта этническая группа, ее национальную психологию, ее сущность. У каждого народа есть и всегда будет своя система, свои подходы, свои формы, способы и методы воздействий, своя организация работы с семьей, с молодежью . Жизнь и практика показывают, что наиболее толерантными бывают те люди, которые в первую очередь знают, любят и уважают свою культуру, свои обычаи, свои традиции, свой язык. Те, кто не уважают другие культуры, традиции, язык – они зачастую понятия не имеют о ценностях своей культуры, не знают своего языка, мотивируя тем, что он нигде не нужен.
К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народов в одно великое историческое живое целое. Оно не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более! Отнимите у народа все – и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его: новую родину даже может создать народ, но языка – никогда; вымер язык в устах народа – вымер и народ» .
2.3 Формирование толерантности в семье и социуме.
Формирование толерантности средствами национальной культуры, обычаев, традиций – процесс длительный и требует от родителей и педагогов терпимости. Пока ребенок осознает и поймет – проходит немало времени. Эмпатия, милосердие и, наконец, конкретная помощь – вот эволюционный путь формирования этнической и межконфессиональной толерантности подрастающего поколения. Сейчас эти нравственные ценности приобретают новую жизнь в системе формирования гуманизма и толерантного сознания и поведения.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что толерантность как личностное качество начинает формироваться в семье, но дальнейшее его развитие зависит от образовательных учреждений, где происходит социализация детей. Однако в образовательном процессе учебных заведений существует ряд проблем, без решения которых невозможно полноценно работать в направлении формирования толерантности школьников.
К ним можно отнести:
недостаточность разработки теоретической и методологической базы использования ценностей национальных культур в учебно – воспитательном процессе,
слабая представленность идеи толерантности в предметах гуманитарного цикла,
отсутствие у молодежи целостного представления ценностей этнокультур , непонимание педагогами и родителями актуальности и практической востребованности проблемы формирования толерантной культуры у старших школьников и студентов.
Решение данных проблем является одной из первостепенных задач системы казахстанского образования. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным нормам и ценностям, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои культурные отличия. В условиях многоязычия, поликультурности основными целями формирования толерантности мы видим следующие:
всестороннее овладение культурой собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
формирование представлений о многообразии культур в мире;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
создание условий для интеграции в культуры других народов;
формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
воспитание молодежи в духе мира, терпимости, гуманного, межнационального общения.
Поликультурное образование и воспитание молодого поколения должно осуществляться на основе разработанных нравственных ценностей, которые сформировались в ходе развития человечества. Это представления о доброте, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость во все времена. Главное в культуре – это духовность. Она поистине формирует в человеке индивидуальность, делает его личностью. Низкий уровень духовности, культуры сказывается на социальной стабильности народа, на межнациональных отношениях, на толерантном отношении к другим культурам.
Формирование толерантного сознания и поведения у детей предполагает наличие у них следующих личностных качеств:
терпимость к культуре личности;
стремление понять «иного», встать на его место;
демонстрация почтения, уважения.
Формирование у детей толерантного сознания и поведения на основе духовных и нравственных ценностей национальной культуры способствуют поликультурной адаптации, направленной на развитие способов и приемов позитивного взаимодействия личности с людьми, как своей культуры, так и других культур, воспитание в духе уважения и понимания по отношению к представителям иных народностей, религий и культур, принятие и уважение личностью иных взглядов, мнений и форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, внутренней трансформации сознания индивида, позволяющей выйти за пределы своей культуры.
Таким образом, национальная культура является основой формирования толерантной личности, где ключевой задачей является осознание подрастающим поколением важности и необходимости знания родной культуры и понимание места своей культуры в окружающем мире, а также формирование у молодых людей способности к принятию иных существующих культур через осознание своих культурных корней. Важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде толерантности.всего, к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностных приоритетов которого должно стать формирование толерантной личности.

2.4 Толерантность и религия.
Религиозная сфера – одна из тех составляющих компонентов общества, для которых толерантность является способом познания себя, других и жизни. Степень уважительного, спокойного и доброжелательного отношения между представителями разных религий, разных направлений одной конфессии, между верующими и неверующими определяет уровень культуры людей, цивилизованность общества и государства. Межконфессиональная толерантность в целом – это признание права на свободу самоопределения верующих, уважительное отношение граждан к этому праву, к культурно – религиозному плюрализму общества, утвержденных как исходные положения и демократические нормы государства. Принимая во внимание, что религия или убеждения являются для каждого одним из основных элементов его понимания жизни, свободу религии или убеждений следует полностью соблюдать и гарантировать. Толерантность означает отсутствие высказываний или поведения, которые могли бы рассматриваться, как оскорбительные для представителей другой религии и были бы направлены на ограничение свободы вероисповедания других людей. Формирование межконфессиональной толерантности требует огромной работы государства по противодействию всему тому, что мешает равноправию граждан и их религиозных убеждений. Это должно быть стремление к диалогу с другими конфессиями на основе общих ценностей и признание за другими формами религий право на их существование. Проблема духовного становления личности подрастающего поколения, а также толерантного отношения к различного рода верованиям является актуальной задачей современности, которую у подрастающего поколения необходимо начинать формировать с детства.
2.5 Развитие модели межэтнической толерантности в Республике Казахстан.
Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под ее воздействием мир становится все более целостным. Одним из основных направлений внутренней политики современных государств является обеспечение мира и согласия среди населения. По мнению Е.Л.Тугжанова, становление и развитие модели межэтнической толерантности в Республике Казахстан прошло ряд этапов.
Первый этап охватывает период с 1989 по 1995 гг. Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 г. и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап — с 1995 по 2002 гг. Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.
Третий этап — с 2002 по 2007 гг. — включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов: Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 гг. реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
Четвертый этап начался в 2007 г. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, укреплением национального единства народа Казахстана и общественного согласия, сохранением государственности и независимости [2; 186].
Казахстан, втянутый в глобальную орбиту поиска универсальной модели многонационального и многоконфессионального взаимодействия, стал автором своей собственной, ставшей узнаваемой в мировом сообществе модели толерантного и гармоничного общества и заложил основу дальнейшего совершенствования общественных отношений на базе гражданского мира и согласия. Путь, пройденный Казахстаном за годы своей независимости, представляет собой уникальное явление и систему взаимодействия населяющих его народов. Казахстан стал особенной страной, включающей все мультикультурное многообразие с единым цивилизационным устремлением жить в мире и согласии, развиваться, быть защищенным от социальных бед, строить счастливое будущее для своих потомков. При этом одним из главных факторов, повлиявших на эффективность модели согласия, стал казахстанский менталитет, который характеризуется неприятием обособленности и националистических крайностей. Длительный опыт культурных контактов представителей разных этносов помог выработать сходные культурные ориентации у большинства населения страны и создать атмосферу межэтнической толерантности и взаимоуважения. Необходимо принимать во внимание, что сложившийся менталитет сбережен и развит благодаря действию в стране взвешенной этнонациональной политики. Она выстроена на стремлении к межэтническому взаимодействию, общественной стабильности, защите прав и свобод человека, верховенству закона. В этих рамках обеспечена безопасность существования всех этносов, созданы и условия для развития религиозных течений, а также необходимые правовые основы, препятствующие распространению нетерпимости и экстремизма.
Сегодня Республика Казахстан — один из успешных образцов применения принципа толерантности в социокультурном измерении, где мирно и стабильно проживают представители 140 этносов, принадлежащих 17 религиозным конфессиям. В научно-теоретическом и общественно-политическом плане выработана формула казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Президента Н.А.Назарбаева. Ее презентация состоялась на уровне ОБСЕ, а также в ООН, с участием Генерального секретаря Пан Ги Муна. Введен специальный учебный курс «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия» на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова для студентов вузов Российской Федерации.
Базовые черты модели таковы: высочайший уровень развития институтов гражданского общества в этнической сфере; развитая система институализации диалога с государством; общественный и политический статус и реальное равенство перед законом представителей всех этнических групп; гарантированное представительство интересов этносов и вовлечение их в общественно-политический процесс на высшем уровне государственной власти и Парламента; деполитизация межэтнических вопросов и запрет на действия, способные повлиять на межэтническое согласие. Вот ключевые факторы успеха государственной национальной политики. Этот опыт, как показывает практика, востребован. Только в 2011 г. с целью ознакомления с нашей моделью толерантности в Казахстан приезжали представители 14 государств — США, Великобритании, Франции, Китая, Нидерландов, ФРГ и других.
В полиэтничном и поликонфессиональном Казахстане этнический и религиозный мир, толерантность были и остаются главными условиями стабильности, социально-экономического прогресса и процветания. Поэтому эти вопросы стали основополагающими конституционными принципами, отраженными в нормах нашего Основного Закона [3]. Конституция Казахстана изначально закрепила положение, которое неукоснительно соблюдается, о запрещении какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, по отношению к языку, религии (ст. 14). Президентом страны на заре независимости была своевременно выстроена четкая политика в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. В 1995 г. создан и впоследствии, в 2007 г. (Конституция Республики Казахстан 1995 г., с изм. от 21.05.2007 г. №254-III ЗРК), конституционно закреплен специальный орган — Ассамблея народа Казахстана, представляющий и последовательно отстаивающий интересы представителей всех этнических общностей страны. И не случайно к опыту работы Ассамблеи сегодня проявляют все больший интерес многие международные государственные институты и неправительственные организации.
В Казахстане изначально уделялось особое внимание выработке оптимальной формы правового регулирования вопросов межэтнических взаимоотношений: преамбула Конституции начинается со слов: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...» (Конституция Республики Казахстан 1995 г., с изм. от 02.02.2011 г. №403-IV ЗРК). Так, в Конституции Республики Казахстан вопросам межнационального согласия посвящен целый ряд статей, где подчеркивается, что любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, признаются неконституционными (п. 2 ст. 39, 14) .
Наша республика является уникальной по своему этническому разнообразию, которое является следствием особенностей исторического развития республики. Так, только советский период был отмечен многочисленными миграциями на территорию Казахстана из всех республик, депортацией и насильственными переселениями, оргнаборами для строительства гигантов индустрии, передислокацией предприятий и рабочей силы, эвакуацией огромных людских ресурсов в годы войны, трудовыми миграциями во время целинной эпопеи и т.д. В настоящее время нашу страну населяют представители 140 этносов. Доминирующими национальностями в республике являются казахи и русские. Они составляют 86,9 % в этнической структуре Казахстана: доля казахов — 64,55 %, русских — 22,35 %. Следующими многочисленными этносами являются узбеки, доля которых в общей численности населения составляет 2,96 %, украинцы — 1,88, уйгуры — 1,42, татары — 1,22, немцы — 1,08, другие этносы — 4,53 % [4; 27].
Вопросы межэтнических отношений очень тесно переплетаются с межконфессиональными отношениями, потому что исторически сложилось так, что сторонниками тех или иных вероисповеданий являются и представители определенных этносов. Казахстан является многоконфессиональной страной. Как известно, по состоянию на 1 января 2011 г. в стране действовало 4551 религиозное объединение. После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 г., их численность снизилась до 3088. Перерегистрация позволила уточнить вероисповедную принадлежность многих общин. На основе работы экспертов была предложена новая классификация религиозных объединений. Если ранее в стране насчитывалось 46 конфессий, то теперь их число составляет 17 [5]. Казахстан — светская страна. Этот факт закреплен в Конституции и подразумевает отделение государства от религии. Однако характерную для классической модели светского государства нейтральность ко всем религиям не следует понимать слишком буквально. Терпимость «распространяется» ровно до тех пор, пока в стремлении к свободе совести верующие не начинают ущемлять права и свободы других граждан. Поползновения, затрагивающие основополагающие принципы правового государства, должны пресекаться. Концепция светскости позволяет нашей республике успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами, сохранять межконфессиональный мир и согласие в казахстанском обществе. В Законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» четко прописано, что каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений (п. 6 ст. 3). Истинный верующий должен быть, прежде всего, толерантен и терпим к окружающим его представителям других религий. В республике в этой сфере работает Агентство по делам религий.
Казахстан был и остается эффективной международной диалоговой площадкой. По инициативе Президента Казахстана в республике проведено уже четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий. Неоднократно проводились и всемирные форумы духовной культуры. При этом одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в республике является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. А это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического и межконфессионального диалога. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение, взаимопроникновение; сохранение и развитие национального самосознания; формирование национального характера; утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов и рас; установка на толерантность — все эти факторы будут способствовать сближению народов и сохранению мира и согласия не только в Казахстане, но и в мировом сообществе.
В 2012 г. Центром по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан было проведено исследование «Этносоциальная ситуация в регионах Казахстана», которое позволило сделать следующие выводы [7]. На севере Казахстана сложились традиции поликультурного социума. Наблюдается интерес к изучению государственного языка. В полиэтничных южных областях Казахстана, где очень плотная населенность, широко представлены как тюркские, так и славянские этносы. Человек, который живет в полиэтничной среде, более восприимчив к другому, новому, более открыт, у него высокий уровень конкурентоспособности. Для западного региона и Кызылординской области наблюдается фактор моноэтничности: большую часть населения составляют казахи. В этом случае важна интегрированность этнических групп в казахстанское сообщество. Восточный регион имеет свои особенности — здесь очень развита городская среда. Население активно и в социальном и в гражданском плане, много инициатив, которые идут снизу. Например, первый Дом дружбы был создан в Восточно-Казахстанской области. Что касается Центрального Казахстана, то в этническом плане это очень толерантное население. В историческом плане именно в этом месте проходили пути кочевых цивилизаций, через века люди пронесли позитивное отношение к другим, не похожим на них людям.
У государства, даже при провозглашении себя демократическим, светским, правовым и социальным, межнациональные проблемы не исчезают. Они присутствуют в той или иной мере в любом государстве и на любой стадии его развития. Дело в другом, и это подтверждает известная аксиома, — в том государстве стабильнее и крепче межнациональное согласие, где не только создана правовая база для равенства прав и свобод представителей всех этносов, но и существуют эффективные институты реализации этих прав и свобод.
2.6 Роль Ассамблеи народа Казахстана (АНК) как института достижений межэтнического и межконфессионального согласия.
Среди достижений нашей страны одно из основных мест занимает межнациональное и межконфессиональное согласие, единение народа Казахстана. В 1992 г. на 1-м Форуме народов Казахстана Президентом Н.А.Назарбаевым была впервые высказана идея создания института — Ассамблеи народа Казахстана. Указом Президента Республики Казахстан в 1995 г. была создана Ассамблея народа Казахстана (указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Ассамблеи народа Казахстана» от 01.03.1995 г. № 2066). Ассамблея народа Казахстана (далее — АНК) с первых дней существования вызывает интерес и уважение во всем мире. Это действительно уникальное учреждение, которое занимает ключевое место в демократическом устройстве нашей страны, где межэтническое согласие остается одной из основ конституционной демократии, правопорядка, уважения прав и свобод на национальном уровне.
Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» [19] определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленные на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. Также в структуру Ассамблеи народа Казахстана входят: Научно-экспертный совет АНК; Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК; Общественный фонд «Фонд АНК»; Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын»; Ассоциация предпринимателей АНК.
Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения. В городе Алматы действует «Дом дружбы», в Астане — Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, другие знаковые мероприятия. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра — узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов. Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле присутствуют более 35 этнических газет и журналов. При государственной поддержке работают 6 наиболее крупных этнических республиканских газет. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи ведутся на 8-ми языках, а телепередачи — на 7-ми [9].
Отметим лишь отдельные аспекты государственной национальной политики деятельности АНК, озвученные Главой государства на сессиях Ассамблеи. Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия: от идеи к реализации; межконфессиональный диалог и толерантность — основа национального согласия в Казахстане; межкультурный диалог — основа формирования новой казахстанской модели гражданственности; этноязыковой контекст: осмысление и воплощение в жизнь; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.
«Положение об Ассамблее народа Казахстана» [19] в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана, а также особенности организации ее взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, порядок участия в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений. Ассамблея народа Казахстана является учреждением без образования юридического лица, образуемым Президентом Республики Казахстан, способствующим разработке и реализации государственной национальной политики. Ассамблея трансформировалась из консультативно-совещательного института в конституционный орган, имеющий прочную правовую основу и общественно-политический статус. Несомненно, это новация Казахстана в мировой практике, когда институт народного представительства, возглавляемый Президентом страны, имеет реальные общественные и правовые механизмы для участия всех этносов в проведении государственной национальной политики. Интеграционный потенциал, способность к консолидации интересов этносов, диалогу с властью, межэтнической коммуникации превратили ее в главный инструмент национальной политики в республике. Опираясь на институты гражданского общества в лице этнокультурных центров, Ассамблея народа Казахстана обеспечила возрождение этнического самосознания и культуры, сформировала единое политическое, правовое, культурное поле этнических процессов, способствуя сохранению мира и согласия в стране. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, выступая на ХХ сессии АНК, подчеркнул, что в новых условиях Ассамблея должна стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом (Выступление Президента РК на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ — одна страна — одна судьба» от 24.04.2013 г.). Именно эти вопросы нашли свое отражение в Концепции развития АНК до 2020 г. (указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года)» от 18.04.2013 г. № 552). Это новый стратегический документ. Его лейтмотив - общественное согласие и национальное единство.
На заседании Совета АНК 19 апреля 2010 г. была одобрена Доктрина национального единства. Стержневой основой Доктрины национального единства [11] является идея о том, что главной ценностью Республики Казахстан является ее независимость, созданная на исконной казахской земле. Доктрина развивает духовное состояние народа Казахстана, его устремленность к новым целям и идеям, закрепив основы национального единства, базирующиеся на общечеловеческих ценностях:
«Одна страна — одна судьба»; «Разное происхождение — равные возможности»; «Развитие национального духа». В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 г. Доктрина станет главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества. Обеспечение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Для решения этой задачи у Казахстана, как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства, имеются политическая воля и все необходимые экономические и социальные ресурсы. Сохранение независимости и укрепление государственности, равенство возможностей и защита прав и свобод граждан, создание интеллектуальной нации и развитие национального духа должны стать краеугольным камнем нашего национального единства и жизненными принципами каждого из нас. Все это создаст основу для динамичного развития страны в предстоящие годы. Сегодня Казахстан — состоявшееся государство. Мы вышли на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казахстан - 2050», представленная Главой государства, дает ответ на главные вопросы на новом этапе развития общества, а именно: куда мы идем и где хотим быть к 2050 г. [12].
Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия реализуется на следующих уровнях обеспечения межэтнического согласия:
-    конституционный и политико-правовой уровень (в Конституции заложено обеспечение общественного согласия, политической стабильности и казахстанского патриотизма);
-    доктринальный уровень (в соответствии с Доктриной национального единства Казахстана укрепление независимости достижимо путем сохранения национального единства, общественного согласия и формирования культуры межэтнической толерантности);
-    институциональный уровень (на уровне институтов гражданского общества при ведущей роли Ассамблеи народа Казахстана) [19].
Целенаправленные усилия казахстанского государства по укреплению гражданского мира и межэтнического согласия являются важным фактором социальной стабильности. В условиях становления гражданского общества с его многообразными интересами важно добиться согласия, прежде всего, по кругу базовых ценностей и принципов. В решении этой проблемы большое значение имеет общенациональная идея, суть которой заключается:
в реализации государственной идеологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;
в укреплении единства народа Казахстана и толерантности в обществе;
в обеспечении сохранения исторических, традиционных, духовных и культурных ценностей казахстанского общества;
в реализации принципа формирования единого народа как национально-государственного сообщества.
В Послании народу Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул, что «нас много, и мы все — одна Страна, один Народ. . Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев» [23].
Таким образом, теоретико-правовыми основами модели межэтнической толерантности в современном казахстанском обществе являются Конституция Республики Казахстан, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан. Установлено, что интеграционный потенциал, способность к консолидации интересов этносов, диалогу с властью, межэтнической коммуникации превратили Ассамблею народа Казахстана в главный инструмент национальной политики в республике. 
 


Заключение
Требование учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования в школах закреплено в Конституции Республики Казахстан и в законе « Об образовании», где это требование формулируется следующим образом: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимости от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» .Знания о религии обладают большим воспитательным потенциалом, основанном на следующих факторах: значении религии в современном общественном сознании; месте религии в истории культуры и цивилизации, а также на ту роль, которую играла религия в процессах межкультурного взаимодействия. Основной целью современного религиоведческого образования является ознакомление учащихся с основными религиями мира, религиозными традициями российских народов. Для усвоения этой тематики необходимы знания об истории религий, основных особенностях вероучений, религиозных объединений, религиозной символике, о содержании священных книг и отраженных в них этических нормах и т.д. Эти знания не только расширяют кругозор молодого человека, но и помогают ему в общении со сверстниками из разных этнокультурных групп, а также способствуют развитию правовой культуры.
Очевидно, что воспитательный потенциал религиоведческих знаний гораздо шире, чем просвещение в сфере информативного религиоведения. Он определяется, прежде всего, содержанием и ценностями религиозной культуры, которые могут быть не просто усвоены как отвлеченная информация, а личностно восприняты молодыми людьми; в этом случае ценности религиозной культуры этические, художественные, могут оказать позитивное влияние на формирование отношения к людям и мотивы социального поведения. Образование в российской государственной общеобразовательной школе имеет светский характер, а это означает, что школа не ставит перед собой задачу религиозного воспитания. Ее цель – привить молодежи важные для личности, семьи, общества нормы поведения. В этой связи ценности религиозной культуры имеют немалые воспитательные возможности, в том числе и для формирования толерантных установок во взаимоотношениях людей, как межличностных, так и социальных. Их усвоение способствует осознанию себя гражданами единого общества; воспитанию любви к нашей общей родине – России; воспитанию веротерпимости, уважению прав и свобод человека в области отношения к религии; развитию этической культуры; нравственных установок личности; семейному воспитанию [7: 179].
Таким образом, формирование терпимости и уважения к культурным различиям является актуальной задачей современности. То, что в Казахстане сохраняется высокий уровень межэтнических браков, в рамках казахской культуры развиваются не только казахские культура и язык, но и языки и культура национальных меньшинств, позволяет констатировать, что работа в данном направлении ведется и народ Казахстана ориентирован на толерантность, на приобщение к ценностям культур и религий народов, проживающих на его территории.
Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [12,с.58].
Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в стране и мире; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Список литературы
1.   Declaration of principles on tolerance Solemnly adopted by acclamation on 16 November 1985 at the twenty-eighth session of the UNESCO General Conference // unesco.org
2.  Государственная этнополитика Казахстана: новые тренды: Метод. пособие / Под общ. ред. Е.Л.Тугжанова. — Астана: Академия гос. управления при Президенте РК, 2011. — 204 с.
3.  Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. // Казахстанская правда. — 1995. — 8 сент.
4.   Смаилов А.А. Демографический ежегодник Казахстана: Стат. сб. — Астана: Агентство РК по статистике, 2012. —608 с.
5.  Лама Шариф К. Выступление Председателя Агентства РК по делам религий на ІІ Форуме религиоведов Казахстана. — Астана, 15 ноября 2012 г. // din.gov.kz
6. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 г. № 483-IV // online.zakon.kz
7.  СадвокасоваА. Новая орбита цивилизации номадов // Вечерняя Астана. — 2013. — 17 окт.
8.  Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 г. № 70-IV // assembly.kz
9. Мами К. Астана — проводник духовной гармонии в мире // religions-congress.org
10.  Указ Президента Республики Казахстан «Положение об Ассамблее народа Казахстана» от 7 сентября 2011 г. № 149 // adilet.zan.kz
11.  Доктрина национального единства Казахстана // assembly.kz
12.   Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Астана, 14 декабря 2012 г. // strategy2050.kz
13. Тугжанов Е.Л. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан: политологический анализ: Автореф. дис... д-ра полит. наук. — Астана. — 2010. — 40 с.
14. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. -  № 1
15. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,-  2000. – 112 с.
16.Бондырева, К.С. Колесова, Д.В. Толерантность: введение в проблему, – Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2003. – 240 с.17. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск.ун-та. –Сер.7. Философия, – 1996, – № 1, – С.33-34.18.Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 352с.19. Пименова, В.Н. Знать и ценить культуру друг друга. Текст. / В.Н. Пименова, J1.H. Михеева // Педагогика, – 1990. – № 6. – с.25-27.20.Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, – 1993.– № 1. – с. 64-80.21.Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс – 2009 – 368 с.22.Тайчинов, М.Г. Развитие национального образования в пол и культурном, многонациональном обществе. Текст. М.Г. Тайчинов // Педагогика, – 1999. – №2. – с. 30-35.