Приемы и методы формирования познавательных УУД на уроках физики
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТ
«Приемы и методы формирования познавательных УУД
на уроках физики в основной школе»
Выполнили:
Мингулова Э.Г. , учитель физики
МБОУ «Лицей № 35» г. Нижнекамска
Салимова И.М., учитель физики
МБОУ «Лицей № 35» г. Нижнекамска
Боровкова В.Г., учитель физики
МБОУ «СОШ № 31» г. Нижнекамска с углубленным изучением отдельных предметов
Проверил:
Ахметшина Г.Х.
Казань - 2015
Содержание
Теоретическое обоснование актуальности проекта 3
Цель и задачи проекта 4
Целевая группа проекта 4
Срок реализации проекта 4
Место реализации проекта 4
Этапы реализации проекта 5
План мероприятий по реализации проекта 5
Ресурсное обеспечение проекта 6
Ожидаемые результаты реализации проекта 7
Методы диагностики сформированности
составляющих познавательных УУД 7
Литература 9
Приложения
Методика изучения мотивации учения подростков 10
Методы диагностики сформированности
составляющих познавательных УУД 18
Теоретическое обоснование актуальности проекта
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Школа готовит своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Именно УУД создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, позволяют ставить и решать важнейшие жизненные задачи.
Важное значение имеет формирование и развитие познавательной компетентности. Специфика учебной деятельности предполагает высокий уровень сформированности всех ее составляющих.
С 2017 года внедряется ФГОС в курс физики 7 класса, но проблемой является недостаточное обеспечение методическими пособиями. Вся издаваемая литература в основном содержит общие подходы и методы, но мало пособий, в которых бы давались практические рекомендации для формирования познавательных УУД на уроках физики.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках физики и недостаточностью путей решения проблемы.
Все вышесказанное определило актуальность проекта «Приемы и методы формирования познавательных УУД на уроках физики». Данное учебно-методическое пособие направлено на поддержку процесса формирования познавательных УУД на уроках физики. В пособии рассмотрены наиболее интересные и эффективные с точки зрения авторов приемы и методы, которые способствуют развитию познавательных УУД учащихся. В тексте пособия использованы примеры заданий, представленные в широком доступе в различных информационных источниках, а также авторские разработки.
Цель проекта: разработка и апробация методического пособия для учителей физики «Приемы и методы формирования познавательных УУД».
Объект исследования - процесс формирования познавательных УУД школьников в курсе физики.
Предмет исследования – средства формирования познавательных УУД.
Гипотеза исследования заключается в том, что если при обучении учащихся на уроках физики систематически применять разработанную систему заданий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности познавательных УУД.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1.Изучить требования ФГОС ООО к формированию познавательных УУД.
2. Провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников.
3. Разработать систему заданий по физике, иллюстрирующих эффективные методы и приемы формирования познавательных УУД.
4.Разработать методическое пособие для учителя «Приемы и методы формирования познавательных УУД на уроках физики», содержащее краткую характеристику эффективных методов формирования познавательных УУД.
5. Провести апробацию данного пособия.
6. Провести качественную оценку эффективности внедряемых средств, используя диагностику сформированности познавательных УУД.
Целевая группа проекта учителя физики общеобразовательных школ
Срок реализации проекта 2015-2018гг.
Место реализации проекта МБОУ «Лицей № 35» г. Нижнекамска, СОШ № 31» г. Нижнекамска с углубленным изучением отдельных предметов.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
2.Аналитический
3. Этап систематизации
4. Методический
5. Диагностический
План мероприятий по реализации проекта
№
Наименование мероприятия
Место проведения
Срок проведения
Ответственный
1
Подбор нормативно-правовых документов, научной и методической литературы по проблеме проекта
1. МБОУ «Лицей № 35»
2. МБОУ «СОШ № 31» с углубленным изучением отдельных предметов
3. МБОУ «СОШ №10» с углубленным изучением отдельных предметов (Школа - центр компетенции в электронном образовании)
сентябрь
2015 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
2
Проведение экспертизы отобранной литературы
сентябрь
2015 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
3
Отбор методов, приемов и средств обучения, удовлетворяющих теме проекта
сентябрь
2015 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
4
Разработка и систематизация заданий для развития познавательных УУД на уроках физики
сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
5
Разработка методического пособия
сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
6
Апробация пособия в образовательном процессе
ноябрь 2015 г. – май 2017 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
7
Оценка эффективности внедряемых методов
июнь 2017 г.
Мингулова Э.Г.
Салимова И.М.
Боровкова В.Г.
Ресурсное обеспечение проекта
ресурсы
перечень
Нормативно-правовые
Закон РФ «Об образовании».
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (Указ Президента Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. Пр 271).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении ФГОС ООО"
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Концепция развития школьного физического образования в РТ
Материально-технические
Компьютер с выходом в интернет
МФУ (принтер, сканер, копир)
Пакет прикладных программ Microsoft Office
Научно-методические
Научно-методическая литература о УУД
Ожидаемые результаты реализации проекта
для ученика
для учителя
Повышение уровня мотивации учащихся к учебе.
Развитие познавательных способностей учащихся.
Повышение уровня самостоятельности учащихся
в решении нестандартных, жизненных ситуациях.
Создание методического пособия «Приемы и методы формирования познавательных УУД на уроках физики».
Повышение компетентности учителя в области применения ФГОС в образовательном процессе.
Повышение ИКТ-компетентности учителя.
Методы диагностики сформированности
составляющих познавательных УУД
критерий
методика
мотивационный
Методика изучения мотивации учения подростков (по М. Лукьяновой)
интеллектуально-познавательный
Диагностика сформированности комплекса показателей развития познавательной компетентности (по М. Ступницкой)
Литература
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. - Москва: Просвещение, 2012
Кунаш М.А. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся .7-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2015-09-23
Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика.
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – Москва: Сфера, 2004
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требования ФГОС. 1-11 классы. – Москва: ВАКО,2015
Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся//Школьный психолог. 2006. № 7
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. - Москва: Просвещение, 2014
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы. - Москва: Просвещение, 2014
Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой - Москва: Просвещение, 2014
Физика. 7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки/ авт.-сост. Т.И. Долгая, В.А.Попова, В.Н.Софронов, Э.В.Хачатрян. – Волгоград: Учитель, 2015
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/; под ред. А.Г.Асмолова. – Москва: Просвещение, 2014
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/training/indexcg.html (дата обращения: 23.09.2015).
Приложение № 1
Методика изучения мотивации учения подростков
(для учащихся 7-го класса)
По М. Лукьяновой
Анкета
Дата Ф.И. Класс .
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
Спасибо за ответы!
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком; е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не воля родителей;
г) мне не хотелось учиться;
д) мне не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не долг перед Родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия и трудолюбие;
в) мои способности;
г) выполнение домашнего задания;
д) хорошую работу;
е) мои личные качества.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) мне пока неизвестна;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести пользу моей Родине.
5. Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал и понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить пятерку.
6. Когда я планирую свою работу, то...
а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
б) тщательно продумываю все ее аспекты;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю.
III
7. Самое интересное па уроке это...
а) различные игры по изучаемой теме;
б) объяснения учителем нового материала;
в) изучение ноной темы;
г) устные задания;
д) классное чтение;
е)общение с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) мне не дают списать;
ж) мне надо исправить двойку.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) они несложные;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) возможная покупка желаемой веши;
г) низкие оценки;
д) желание получать знания;
е) желание получать высокие опенки.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю похвалы;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки это результат...
а) хороших знаний;
б) моего везения;
в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;
г) помогли друзей;
д) моей упорной работы;
е) помощи родителей.
V
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных мной усилий;
д) моего везения;
е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) отказываюсь от его выполнения;
е) прошу помощи у товарищей.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) анализирую его повторно;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;
г) откладываю его на время;
д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) сложные и большие;
б) легко решаемы;
в) письменные;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации способность к целеполаганию.
Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).
Внешний мотив 0 баллов.
Игровой мотив 1 балл.
Получение отметки 2 балла.
Позиционный мотив 3 балла.
Социальный мотив 4 балла.
Учебный мотив 5 баллов.
Таблица 10
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и балы им соответствующие
Варианты ответов
Показатели мотивации
а
б
в
г
д
е
ж
з
1
2
5
4
3
5
0
-
-
I
2
0
0
0
5
3
4
3
4
3
2
5
2
4
5
3
-
-
4
3
0
2
5
4
4
-
-
II
5
4
5
5
0
3
2
-
-
6
3
5
5
3
0
1
-
-
7
1
4
3
3
5
1
3
-
III
8
3
1
3
3
0
0
2
-
9
3
1
3
3
0
5
-
-
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Таблица 11
Оценочная таблица
Уровень
мотивации
Показатели мотивации
Сумма баллов
итогового уровня мотивации
I
II
III
I
2729
2529
2023
7081
II
2426
2024
1619
5869
III
1823
1319
1015
3957
IV
1017
612
49
1838
V
до 9
до 5
До 3
до 17
I очень высокий уровень мотивации учения;
II высокий уровень мотивации учения;
III нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV сниженный уровень мотивации учения;
V низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):
Выявление ведущих мотивов у школьников 7-х классов
Варианты ответов
Количество баллов по номерам предложений
7
8
9
а
б
в
г
д
е
ж
И
С
П
П
У
И
П
П
И
П
П
В
В
О
П
И
П
П
В
У
-
Условные обозначения мотивов:
У учебный мотив;
С социальный мотив;
П позиционный мотив;
О оценочный мотив;
И игровой мотив;
В внешний мотив.
Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.
Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.
Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в 5 баллов.
Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; 10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; 20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
+ 10; 0; -10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
-20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Таблица 13
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие
Варианты ответов
Показатели
мотивации
а
б
в
г
д
е
10
+5
-5
-5
-5
+5
+5
IV
11
-5
+5
-5
+5
-5
+5
12
+5
-5
+5
-5
+5
-5
13
-5
+5
-5
+5
-5
-5
V
14
+5
-5
+5
-5
-5
+5
15
-5
+5
-5
+5
-5
+5
16
+5
-5
-5
+5
-5
+5
VI
17
+5
-5
+5
-5
+5
-5
18
-5
+5
-5
+5
-5
+5
Приложение № 2
Диагностика сформированности комплекса показателей развития познавательной компетентности (по М. Ступницкой)
Интеллектуальный уровень
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает:
4
с первого предъявления
3
нуждается в дополнительных разъяснениях
2
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1
не воспринимает устную инструкцию
1.2. Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:
4
самостоятельно
3
нуждается в разъяснениях
2
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1
не воспринимает письменную инструкцию
2. Интеллектуальная обработка информации 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
3
способен выделить самостоятельно
2
нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах
1
испытывает значительные затруднения
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3
способен выделить самостоятельно
2
нуждается в помощи
1
испытывает значительные затруднения
2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
3
выше, чем у других учащихся класса
2
такой же, как у других учащихся класса
1
значительно снижен
3. Результативность интеллектуальной деятельности 3.1. Результат получает:
4
успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм
3
оригинальным творческим способом
2
нерациональным («длинным») путем
1
путем подгонки под ответ («методом тыка»)
3.2. Предъявление результата:
4
способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение
3
способен дать правильный ответ, но не может его обосновать
2
приходится «вытягивать» ответы
1
необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения
4. Самооценка результата работы:
3
способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок
2
не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
1
не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3
способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки
2
для освоения программы требуется система дополнительных занятий
1
освоение программы по различным причинам затруднено
Общий балл:
Обработка данных
Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Группа, баллы
Статус
Рекомендации учителям
Слабая группа(9–15 баллов)
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.
Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Средняя группа(16–23 балла)
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
Сильная группа(24–31 балл)
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.
Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
ђЗаголовок 2Заголовок 315