ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Чернобривец Нелли Степановна
преподаватель Павловского филиала ГБПОУ
«Губернский педагогический колледж»
г. Павловск
E-mail:nelli.chernobrivets@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы профессионального становления конкурентноспособного специалиста. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, умеющих применять полученные знания в условиях профессиональной деятельности, востребованных на рынке труда и способных к карьерному росту.
Ключевые слова: конкурентноспособность; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]фессиональное образование; ценностные ориентации; профессионализм; карьера.
Конкурентноспособность - свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
А.И. Коваленко.
Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться» [2, с. 63]. Таким образом, конкурентноспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. Прежде всего, это проявляется в активности самого специалиста в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а также овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества.
Основная цель профессионального образования – подготовка конкурентноспособного специалиста, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту. Еще в профессиональном учебном заведении необходимо создавать психолого-педагогические условия для успешного перехода будущего выпускника от учебной к современной профессиональной деятельности. Ориентация образовательного процесса на формирование и развитие компетенций будущего специалиста обусловливает необходимость максимального наполнения учебного процесса квазиреальными и реальными ситуациями, представляющими собой практическую основу становления его профессиональной компетентности. Так, студенты нашего колледжа принимают активное участие в чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, конкурсе профессионального мастерства студентов выпускных курсов педагогических колледжей и техникумов Воронежской области «Шаг в профессию», где традиционно являются победителями и призёрами, подтверждая тем самым своё конкурентное преимущество, которое создается за счет высоких результатов деятельности, профессиональной компетентности, сотрудничества, ценностных ориентаций субъекта.
Конкурентноспособность специалиста ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности – это уверенность в своих силах. Известный российский психолог Л.М. Митина выделяет следующие интегральные характеристики конкурентноспособной личности: направленность, компетентность и эмоциональная гибкость. Развитие конкурентноспособной личности – это развитие рефлексивной личности, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях [8, с. 115].
Конкурентноспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся любимым делом, приносящим ему удовольствие и удовлетворение, несмотря на большие временные и энергетические затраты. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Показателем конкурентноспособности подготовленных нами специалистов служит 90% трудоустройство после окончания образовательного учреждения, из них работают по специальности - 37%; не по специальности – 9%; служат в рядах Российской армии, обучаются очно в высших учебных заведениях, находятся в отпуске по уходу за ребёнком – 44%.
Конкурентноспособность специалиста детерминирована не только профессионализмом, но, главное, социально-психологическими, нравственными характеристиками его взаимосвязи с обществом. Нравственный компонент проявляется в честности, справедливости, добросовестности, гуманных отношениях к партнерам по труду, высокой ответственности за результат своей деятельности. Конкурентным преимуществом специалиста может быть такое дефицитное качество, как милосердие, которое крайне необходимо для успешной профессиональной деятельности педагога. Традиционно студенты нашего колледжа принимают активное участие в благотворительных акциях по сбору средств детям – инвалидам: «Белый цветок», «Весенняя неделя добра», тесно сотрудничают с Павловским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних. Волонтёры колледжа являются победителями областного конкурса социальных проектов по направлению «Доброволец Воронежской области» в номинациях: «Сто затей от ста друзей», «Поделись своей добротой».
Формирование ценностных ориентаций, определяющих духовно-нравственные качества будущих педагогов, – одна из актуальных проблем профессионального образования. Конкурентноспособность специалиста обеспечивает ему возможность удовлетворения следующих потребностей:
– в симпатии, уважении к нему со стороны коллег и руководства за счет профессионального успеха;
– в профессиональном и личностном общении;
– в реализации профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств;
– в профессиональном и личностном саморазвитии и самосовершенствовании;
– в повышении качества жизни за счет высокого профессионализма и стабильной высокой заработной платы [5, с. 298].
Для создания конкурентного преимущества необходимы такие профессиональные и личностные особенности специалиста, которые соответствуют требованиям работодателя. Конструктивное взаимодействие предполагает сотрудничество, способность создавать атмосферу демократичности и гласности в коллективе, ориентацию на выработку взаимного согласия, то есть коммуникативной компетентности, которая формируется, прежде всего, в учебных заведениях.
Можно заметить, что престижная и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным, которые способны быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми, способны к точной передаче своих мыслей и чувств. Все дело в том, что наша работа напрямую зависит от наших отношений с людьми, от нашей коммуникативной компетентности (культуры общения), от нашей психологической гибкости. Как показывает практика, личностные компетенции не менее важны, а иногда являются и основными в достижении карьеры. Они являются предельно важным аспектом при приеме на работу, при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации. Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием личных компетенций в учебном процессе.
Итак, профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей деятельности. Профессиональная компетентность – степень проявления профессионализма, глубокое знание своего дела и способность делать его хорошо и эффективно. Процесс повышения качества профессиональной подготовки будущего педагога предполагает активную деятельность не только преподавателя, но и самого студента. Карьерный рост обеспечен людям с активной жизненной позицией, способным выдерживать конкуренцию в условиях современного инновационного образовательного процесса.
Список литературы:
Арановская И.В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема/ И.В. Арановская//Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 115 -119.
Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления/В.С. Безрукова. Екатеринбург: СиПИ, 2008. - 93 с.
3. Беляев A.B., Брановский Ю.С., Беляева A.B. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: учеб. пос./А.В. Беляев, Ю.С. Брановский, A.B. Беляева.- Ставрополь: издательство СГУ, 2007. - 116 с.
4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
5. Дралюк И. А., Дралюк Р. С. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности/ И. А. Дралюк, Р.С. Дралюк// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф., декабрь 2014 г. - СПб., 2014. - С. 297-300.
6. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности: монография/ Л.А. Емельянова. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - 441 с.
7. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях/А.И. Коваленко // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42).- С. 65-79.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности/ Л.М. Митина. - Воронеж, «МПСИ», 2002.- 400 с.
Заголовок 115