Особенности влияния социокультурной среды региона на профессиональное становление студента
Особенности влияния социокультурной среды региона на профессиональное становление студента
В теории педагогики нет единства в определении «социально-культурной среды». Некоторые считают, что социокультурная среда является особым явлением социально организованным феноменом культуры, в которой социальные и культурные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, разработанная в рамках общих идей и влияет на деятельность социальных субъектов по созданию и развитию духовных ценностей и социальных ориентиров. Другие источники под социокультурной средой понимают как конкретное, непосредственно данное, за каждым студентом социальное пространство, через которые они принимают активное участие в культурных связях общества. Таким образом, под социокультурной средой понимают «конкретное социальном пространстве», посредством которого человек входит в культурные отношения с обществом. Это и совокупность различных макро- и микроусловий его жизнедеятельности, и социального (ролевого) поведения, это и его случайные контакты, и глубинные взаимодействия с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к взаимодействию часть социума.
Основные элементы структуры социокультурной среды представляет собой систему отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип где учебное заведение занимает свое место.
Исследователи доказали положительное и отрицательное воздействие окружающей среды на человеческой личности : социально- культурная среда может образовывать и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек выбирает из него и против чего он выступает против. В философии социокультурная среда определяется как сочетание трех компонентов:
1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и определяет духовную и социально- психологическую атмосферу эпохи;
2) макросреды - общество, страна, к которому принадлежит индивидуум. Влияние макро обеспечивает социальные условия и культуру общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальных институтов (детский сад, школа , учреждения культуры);
3) микросреда - социальная среда в лице трех основных групп : семья, учебно-трудовой коллектив и друзья. Специфика каждой из этих групп и определяется возрастным и когортным (культурные, по уровню образования и т.д.) различием. (Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 1974. - С. 13.)
В дополнение к этим факторам, можно выделить влияние биологических и психологических характеристик человека, обстоятельств его личной жизни.
Отечественная педагогика рекомендует рассматривать с учетом социокультурной среды как важнейшим фактором ускоряющего или мешающего самоидентификации и необходимым условием для успешного развития этого процесса.
Социокультурная среда - это системное явление, которое исчезает из поля зрения, если сосредоточить внимание преимущественно на одной из его сфер. Кроме того, следует отметить, что эффект от выделенных сфер будет достаточно значительным только если студент входит в каждую из них, как это происходит в процессе его деятельности и отношений. Таким образом, социокультурная среда является интегрирующим фактором, влияющим на личностное становление студента в вузе, а деятельность и отношения выступают системообразующим фактором (рис. 1).
Рис. 1 Социокультурная среда вуза как фактор личностного становления студента
Как показывает практика высшей школы, личность студента формируется в таком большом поле для студентов, как досуг. В аспекте вопросов личностного становления культурный отдых приобретает большое значение. С одной стороны, правильная организация свободного времени студента имеет большое значение для полноценного развития его личности, и включение в культурные достижения. «Досуг - это специфический фактор самовыражения, обеспечивающий превращение свободного времени в средство активного отдыха и развития человека. Досуговая же деятельность - это осознанная и целенаправленная активность человека, позволяющая ему удовлетворять собственные потребности, личные интересы, осуществлять свободный выбор занятий, в которых он может самоутвердиться, самореализоваться, самосовершенствоваться. Она предоставляет человеку возможность полнее и разностороннее испытать себя в различных видах социокультурного творчества». С другой стороны, четкая система отдыха и культурной деятельности студентов играет важную роль в поддержании стабильного климата в коллективе, укреплении здоровья, превозмогая усталость, повышение производительности труда и социальной активности молодежи. В свободное время студенты имеют возможность принять участие в деятельности, не связанные с учебным процессом, или связанной с их будущей профессии. Другими словами, свободное время дает возможность участвовать в непрофессиональном лично-значимом творчестве. Создание непрофессионального содержания может быть проведение различных видов искусства, технического творчества, всевозможных «хобби» и любительских занятий. Творческий досуг поднимает человека на новый уровень - от потребителя к духовным ценностям своего создателя, создает условия для самовыражения, саморазвития и самореализации.
В любой форме досуга студент испытывает состояние раскрепощенности. Мы можем сказать, что досуг носит компенсационный характер, часто возмещая однообразную учебную деятельность. Студент включает в досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не всегда могут быть реализованы в учебной или научно-исследовательской деятельности. Однако, не меняя педагогический смысл, важным является тот факт, что развлекательные мероприятия обогащают эмоционально-образную сферу личности, формируется опыт эмоционально- ценностных отношений. Благодаря организации досуга, предоставляется реализация внутренних, субъективных условий личностного становления студентов (настроение, здоровье, отсутствие усталости и т.д.).
Социальное развитие молодых людей, связанно с основными этапами ее творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в него возможность изменяются в соответствии с личностным смыслом молодого человека. Развитая личность, как отмечает С.Л.Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. На молодого человека среда накладывает так же, как и на студента, отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность.( Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1970. - С. 57.)
Социокультурная среда действует как пространства самоидентификации студента. «Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие студента и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей».
Социокультурной средой, кроме вуза являются различные театрально-концертные организации, изобразительное искусство, творческие союзы, библиотечное дело, народная творческая досуговая деятельность, музейное дело, недвижимые памятники истории и культуры, кинематография, учебные заведения культуры.
Музей выступает в качестве учреждения культуры, обладающего специфическими возможностями воздействия на личность. Музей рассматривается, прежде всего, как учреждение культуры, как инструмент для достижения определенной цели - воспитательной, образовательной, просветительной, агитационной и т.д.
Социокультурная среда вуза
Деятельность и отношения субъектов социокультурной среды
Управленческо-координационная сфера
Бытовая сфера
Предметно-пространственная сфера
Досуговая сфера
Коммуникативная сфера
Информационная сфера
Научная сфера
Образовательная сфера
15