Методическая разработка Создание электронного учебника по информатике для ССУЗов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Казанский колледж технологии и дизайна»
















Методическая разработка создание электронного учебника по дисциплине
« Информатика ИКТ» для СПО.
























Казань 2015








Организация – разработчик: «Казанский колледж технологии и дизайна»
Разработчик: преподаватель Исхакова Ильсеяр Ингеловна.



Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
МОД и ИС


































Содержание
Введение
Понятие инновационных методов и технологий, задачи.
Определение понятия “ИКТ-компетенция”. Цели и задачи, какие проблемы решает.
Электронный учебник как средство самообразования.
Создание электронного учебника по дисциплине «Информатика и ИКТ» 6
Структура электронного учебника 7
Язык гипертекстовой разметки HTML - язык для создания
электронного учебника 8
Электронного учебника по дисциплине «Информатика и ИКТ» 9
Страницы электронного учебника 10
Методика использования электронных учебников в
образовательном процессе 14
Заключение 17
Элетронный учебник на сайте: informatics – book






Введение.
В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители.
В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников.
Учебник - это основной инструмент обучения, «книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащий систематическое изложение знаний, подлежащий обязательному усвоению учащимися».
Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.
В отличие от классического «бумажного» варианта учебника, электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Учебно-информационный текст электронного учебника должен быть четко сконструирован по содержанию. В этой работе рассматривалась тема «Разработка электронного учебника на примере дисциплины «Информатика ИКТ» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов». Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в в ССУЗах


Информационная пенель



Электронный учебник по информатике




компьютер


[Вперед]  










Электронного учебника по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Электронный учебник состоит из следующих частей:
Теоретическая часть, лекции;
Практическая часть, лабораторные работы;
Самостоятельная работа студента, темы и задания;
Тест, проверка знаний;
Список литературы;
Все эти разделы входят в учебный план студентов 1и 2 курсов и представляют большой интерес в смысле компьютерного представления именно для студентов ССУЗа.
Первой для переноса на компьютерную основу была взята тема «Информатика. Информационные системы и процессы». Все темы практически полностью реализованы в электронный учебник и могут применяться на практике.
Страницы электронного учебника.
Рассмотрим стстраницы электронного учебника, т.е. те его элементы, которые видит пользователь. Данный учебник в дальнейшим послужит обучающимся базовыми знаниями, его ценность прежде всего, в тематическом содержании. Учебник состоит из нескольких страниц:
титульного листа;
оглавления (содержания);
полного изложения учебного материала.
Перейдем к описанию страниц электронного учебника.Титульный лист содержит название учебника. Для этого можно оформить ее с помощью графических вставок, фонов и анимации (рисунок 2).



Рисунок. 2.
Содержание обеспечивает доступ к органам управления, позволяющие:
переходить к любым частям учебника;
заканчивать работу с учебником.

Рисунок. 3.
Каждая страница оформлена разным шаблоном единого дизайна (рисунок 3, рисунок 4):


Рисунок. 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6
.
Рисунок 7.

Самая из важных страниц учебника - это титульный лист и содержание. В титульном листе написано, для какой дисциплины этот электронный учебник предназначен (рисунок 2). Вторая самая главная страница - это содержание. В содержании показаны из каких оглавлений состоит электронный учебник. (лекции, лабораторные работы, самостоятельная работа студента, проверка знаний литература, вопросы) (рисунок 3).
И каждый пункт оглавления является гиперссылкой, чтобы переходить на ту или иную страницу учебника. (рисунок 5).
В главах электронного учебника темы содержатся в методически обусловленной последовательности. Содержание обеспечивает прямое обращение к разделам и темам по их названиям электронного учебника.


Рисунок. 5. Содержание электронного учебника

Далее следуют страницы которые предназначены для изучения студентами. Каждая страница это отдельный подпункт. Приведем пример из нашего учебника (рисунок 6, рисунок 7):

Рис. 6. Страница электронного учебника



Рисунок. 7. Страница электронного учебника

Проверка знаний в этих страницах проводится с помощью тестов. Тесты есть по темам и за весь курс. Что важно после чего студент самостоятелно может оценить себя. Для этого надо сначала учить все лекции, и проделать лабораторные работы.

Рисунок. 8. Страницы теоретического материала.

Также в этом электронном учебнике часть лабораторных – практических работ, тестов, задании внеаудиторных самостоятельных работ можно через текстовых редакторов и электронных таблиц с пощью гиперссылки.
В конце электронного учебника пожелания студентам.

Рисунок. 9. Последняя страница электронного учебника
Методика использования электронных учебников в
образовательном процессе.
Методика проведения уроков с применением электронных учебников может быть различной, но чаще всего используются следующие варианты построения таких уроков:
вариант 1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 минут работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных тестов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя;
вариант 2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя соотносят полученные значения с формулой параграфа;
вариант 3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 минут).
Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятия, повторить наиболее важные факты и события определить причинно-следственные связи. На таком уроке учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди);
вариант 4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая ее со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
В состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решенных задач дает ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии доработать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом учения.
Преподаватель, в свою очередь, на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по той или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников дают учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.
Кроме того, учитель, работающий по этой технологии, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий качества знаний учащихся.
Электронный учебник:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, способов подачи материала;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Заключение.
Процесс создания электронного учебника по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс (учебная программа, конспект лекций, наборы заданий) по преподаваемой дисциплине. Однако во всех случаях преподаватель играет основную роль в оперативной подготавливаемых материалов, их необходимой коррекции и адаптации в соответствии с результатами их применения в учебно-воспитательном процессе. Содержанием заключительного этапа является наиболее сложная и продолжительная работа систематизации всех отдельных наработок в единый электронный учебник.
Определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение электронный учебник;
Разрабатываемый электронный учебник предназначен для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Информатика и ИКТ» студентов в ССУЗах.
Все это в большой степени применимо и к предлагаемому электронному учебнику. В процессе его создания приходилось не раз вносить изменения, как в содержании курса, так и в оформление интерфейса. Процесс этот довольно продолжителен и не может считаться не оконченным даже сейчас, потому что создание полноценной системы происходит в течение нескольких итерационных модификаций и адаптаций. Но в целом продукт можно считать готовым к практическому использованию в процессе обучения.
Им могут пользоваться и студенты других ССУЗ ов других отделений имеющих сходные учебные планы по предмету. Кроме самостоятельной работы с учебником может применяться и такая форма работы, как интегрированные занятия по предмету с привлечением новых информационных технологий. Очень полезным и целесообразным видеться применение учебника для проведения практических тестов и зачетов, а также подготовке к экзаменам - его блок контрольных вопросов и практических заданий как нельзя лучше подходит для этой цели. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучение проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения;
создание электронного учебника по дисциплине «Информатика и ИКТ».
В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, сайтов, газет, журналов, статей по исследуемой теме и методика применения языка HTML для создания гиперссылок. В ходе создания самого электронного учебника столкнулся с такими трудностями как: подбор материала по дисциплине «Информатика и ИКТ», оформление страниц. Электронный учебник соответствует требованиям по созданию учебников такого типа.
В ходе решения поставленных задач, было проведено экспериментальное исследование, которое позволило выделить следующее, что использование электронного учебника в курсе позволяет:
повысить интерес у студентов к изучению дисциплины;
активизировать самостоятельную работу учащихся.
Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному учебнику в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

Элетронный учебник на сайте: informatics – book.ru

учебник электронный интерфейс язык

















13PAGE \* MERGEFORMAT14115



Задания для самостоятельной работы студентов


Задания для лабораторных работ

Литература

Самостоятельная работа студентов

Лабораторные работы

Результаты

Содержание

Лекции

Контрольная проверка (тесты)

Титульный лист

Темы лекций

вопросы



ъ
·
·E
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
· 

Исхакова И.И.