Методические рекомендации Внедрение проектных технологий в образовательный процесс

Донецкая специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики










Методические рекомендации
для воспитателей
по теме:
« Внедрение проектных технологий в
образовательный процесс»







Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:
использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;
должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.
Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала. По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей:
вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.
организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт.
основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение. Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Условия успеха:
1. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие.
2. Начинать осуществлять проект сразу после выбора темы, пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не оформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении.
3. Создать максимально возможное дидактическое, информационное, техническое и материальное обеспечение конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы).
4. Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести).
5. Четко спланировать ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта.
6. Спланировать предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).
7. Профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению), постепенно делегировать ребенку право принятия решений.
8. Всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» «неправильно». Важно обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
9. Исследование должно идти одновременно с обучением.
10.Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя.
11.Четко выстраивать стратегию руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
(к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
( в каких источниках можно найти информацию;
( какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
( с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Деятельность педагога и детей на этапах проекта :
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу .
4.Помогает спланировать деятельность
5.Организует деятельность.
6.Оказывет практическую помощь (по необходимости).
Структура проекта обязательно включает:
насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
ежедневные рефлексии
обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)
презентация с показом того, что научились делать дети.
Воспитателям необходимо понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель не понукает его: "ну, вспомни, вспомни...". Он призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить".
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер воспитательно-образовательного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «воспитатель» «дети» или «методист»- «воспитатель». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной схемы. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега». Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно- образовательный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу. Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности?» Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты информационные технологии, не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений. Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями. Проблема определения роли проектной деятельности для детей. Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения.
Проект это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т.д.) Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над проектом, т.е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
По окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т.д.




Рисунок 115