Графическая разметка текста по методике ИНСЕРТ на примере темы Качество продукции (СПО, экономика организации
ЗАДАНИЕ по теме «Качество продукции»
Изучите предложенный материал по теме «Качество продукции». Произведите графическую разметку текста по методике «Инсерт».
Описание методики «Инсерт».
ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения ( INSERT - InteractiveNotingSystemforEffective ReadingandThinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: маркировка текста с целью подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V ( «галочкой») помечается то, что им уже известно;
-- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Читая текст, следует помечать соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
2 этап: систематизация информации путём расположения ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
3 этап: последовательное обсуждение ( анализ) каждой графы таблицы.
Предметная область использования метода «Инсерт»: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – чёткие критерии ранжирования информации.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей.
С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой.
Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.
Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции, выпускаемой данным предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.
Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Виды показателей качества продукции предприятия
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
новой продукции в общей сумме ее выпуска;
сертифицированной и несертифицированной продукции;
продукции, соответствующей мировым стандартам;
экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
полезность продукции
надежность
технологичность,
эстетичность изделий.
Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др.
Основными задачами анализа качества продукции являются следующие:
оценка технического уровня продукции;
выявление отклонений этого уровня по отдельным видам продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями;изучение структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;
выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции;
поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов.
Качество ряда видов продукции характеризуется сортом или кондицией. Здесь рассчитывается доля (удельный вес) продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства продукции, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена единицы продукции.
При оценке выполнения плана по удельному весу продукции каждого сорта фактическую долю каждого сорта в общем выпуске продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными предыдущих периодов.
Если качество данного вида продукции характеризуется сортностью, исчисляется коэффициент сортности.
Коэффициент сортности = цена данного сорта / цена высшего сорта
Чем ближе к единице средний коэффициент сортности, тем выше качество продукции. Коэффициент сортности представляет собой средневзвешенную арифметическую величину.
Одним из показателей качества изготовленной продукции является наличие или отсутствие рекламаций покупателей, содержащих претензии к качеству изделий. Следует проанализировать, каковы основные причины предъявления рекламаций и наметить пути устранения этих причин. Необходимо определить, какой процент к общему объему реализованной продукции составляют изделия, по которым получены рекламации, и рассмотреть динамику этого процента в течении ряда периодов времени.
Анализ брака продукции
Качество производственного процесса предприятия характеризуется наличием или отсутствием брака, его уровнем. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак имеет дефект, который можно и целесообразно устранить. Неисправимый брак имеет дефект, который устранить нельзя или нецелесообразно, т.к. затраты по исправлению превышают стоимость новой детали.
Изготовление забракованных изделий приводит к уменьшению суммы выпущенной и реализованной продукции, к повышению себестоимости продукции, к снижению прибыли и рентабельности.
Рассмотрим, на какую величину наличие брака в производстве сократило выпуск продукции. Для этого воспользуемся следующими исходными данными:
Себестоимость окончательно забракованных изделий: 76 тыс.руб.
Расходы по исправлению исправимого брака: 15 тыс.руб.
Производственная себестоимость товарной продукции: 19793 тыс.руб.
Общехозяйственные расходы: 2247 тыс.руб.
Потери от брака: 52 тыс.руб.
Сырье, материалы, и покупные полуфабрикаты, израсходованные на изготовление продукции: 8082 тыс.руб.
По этим данным определим вначале уровни брака.
Уровень окончательного (неисправимого)брака определяется как отношение себестоимости окончательно забракованных изделий к цеховой себестоимости товарной продукции. В свою очередь цеховая себестоимость товарной продукции равна ее производственной себестоимости за вычетом общехозяйственных расходов, а также потерь, от брака: тыс.руб. Следовательно, уровень окончательного (неисправимого) брака составляет:
Уровень исправимого брака определяется как отношение расходов по исправлению исправимого брака к цеховой стоимости обработки. Последняя равняется цеховой себестоимости товарной продукции за вычетом затрат на сырье, материалы и покупные полуфабрикаты: тыс.руб. Исходя из этого уровень исправимого брака составит:
Следует отметить, что описанный порядок исчисления уровней брака обусловлен тем, что компоненты, используемые при этом, являются наиболее сопоставимыми.
Следует определить, на какую сумму наличие брака в производстве сократило объем выпущенной продукции. С этой целью умножим фактическую товарную продукцию в оптовых ценах на сумму уровней брака и разделим на 100:
Следовательно, при полной устранении причин брака предприятие может добиться увеличения объема выпускаемой товарной продукции на сумму 135,3 тыс.руб., или на 5,8%.
Основным причинами брака в производстве могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, неисправность машин и оборудования, использование несовершенных производственных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, различные отступления от технологического процесса, использование в производстве материалов и полуфабрикатов, имеющих скрытые дефекты, нарушение условий хранения, погрузки и перевозки материалов и готовой продукции, и др.
Важной причиной снижения качества продукции и наличия брака является получение от поставщиков сырья и материалов низкого качества. Использование низкосортного сырья снижает выход первых сортов продукции. Ухудшение качества обработки сырья и материалов также увеличивает процент вторых и третьих сортов продукции и приводит к наличию потерь от брака.
План совершенствования качества продукции
Если показатели, отражающие качество продукции, за отчетный период ухудшились, то следует рассматривать план мероприятий, намеченных предприятием по улучшению качества продукции, выяснить, как выполнен этот план, установить причины его невыполнения.
В плане совершенствования и улучшения качества продукции, планируемые мероприятия группируются по разделам:
создание новых опытных образцов и видов продукции;
освоение выпуска вновь созданных образцов и видов продукции;
освоение выпуска известных прогрессивных образцов;
модернизация выпускаемой продукции;
повышение качества изготовления выпускаемой продукции (в частности, внедрение бездефектного изготовления, улучшение сортности, расширение ассортимента с повышенным качеством и т.д.);
внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий;
мероприятия по снятию с производства устаревшей продукции.
Анализ конкурентоспособности путем сравнения продукции предприятия с товарами предприятий-конкурентов
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции (товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.;
нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;
Пj — значение параметра;
n — число параметров каждой группы.
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
Jт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;
Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
Резервами увеличения реализации продукции являются:
устранение причин возникновения неоправданных сверхплановых остатков готовой продукции;
устранение причин неритмичности работы организации;
ликвидация просроченной дебиторской задолженности покупателей;
устранение причин отказов от оплаты счетов за отгруженную продукцию;
своевременность обеспечения сырьем и материалами;
устранение недостатков в организации производственного процесса;
улучшение качества продукции, снижение уровня брака.
ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей.
С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой.
Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.
Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции, выпускаемой данным предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.
Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Виды показателей качества продукции предприятия
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
новой продукции в общей сумме ее выпуска;
сертифицированной и несертифицированной продукции;
продукции, соответствующей мировым стандартам;
экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
полезность продукции
надежность
технологичность,
эстетичность изделий.
Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др.
Основными задачами анализа качества продукции являются следующие:
оценка технического уровня продукции;
выявление отклонений этого уровня по отдельным видам продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями;изучение структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;
выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции;
поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов.
Качество ряда видов продукции характеризуется сортом или кондицией. Здесь рассчитывается доля (удельный вес) продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства продукции, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена единицы продукции.
При оценке выполнения плана по удельному весу продукции каждого сорта фактическую долю каждого сорта в общем выпуске продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными предыдущих периодов.
Если качество данного вида продукции характеризуется сортностью, исчисляется коэффициент сортности.
Коэффициент сортности = цена данного сорта / цена высшего сорта
Чем ближе к единице средний коэффициент сортности, тем выше качество продукции. Коэффициент сортности представляет собой средневзвешенную арифметическую величину.
Одним из показателей качества изготовленной продукции является наличие или отсутствие рекламаций покупателей, содержащих претензии к качеству изделий. Следует проанализировать, каковы основные причины предъявления рекламаций и наметить пути устранения этих причин. Необходимо определить, какой процент к общему объему реализованной продукции составляют изделия, по которым получены рекламации, и рассмотреть динамику этого процента в течении ряда периодов времени.
Анализ брака продукции
Качество производственного процесса предприятия характеризуется наличием или отсутствием брака, его уровнем. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак имеет дефект, который можно и целесообразно устранить. Неисправимый брак имеет дефект, который устранить нельзя или нецелесообразно, т.к. затраты по исправлению превышают стоимость новой детали.
Изготовление забракованных изделий приводит к уменьшению суммы выпущенной и реализованной продукции, к повышению себестоимости продукции, к снижению прибыли и рентабельности.
Рассмотрим, на какую величину наличие брака в производстве сократило выпуск продукции. Для этого воспользуемся следующими исходными данными:
Себестоимость окончательно забракованных изделий: 76 тыс.руб.
Расходы по исправлению исправимого брака: 15 тыс.руб.
Производственная себестоимость товарной продукции: 19793 тыс.руб.
Общехозяйственные расходы: 2247 тыс.руб.
Потери от брака: 52 тыс.руб.
Сырье, материалы, и покупные полуфабрикаты, израсходованные на изготовление продукции: 8082 тыс.руб.
По этим данным определим вначале уровни брака.
Уровень окончательного (неисправимого)брака определяется как отношение себестоимости окончательно забракованных изделий к цеховой себестоимости товарной продукции. В свою очередь цеховая себестоимость товарной продукции равна ее производственной себестоимости за вычетом общехозяйственных расходов, а также потерь, от брака: тыс.руб. Следовательно, уровень окончательного (неисправимого) брака составляет:
Уровень исправимого брака определяется как отношение расходов по исправлению исправимого брака к цеховой стоимости обработки. Последняя равняется цеховой себестоимости товарной продукции за вычетом затрат на сырье, материалы и покупные полуфабрикаты: тыс.руб. Исходя из этого уровень исправимого брака составит:
Следует отметить, что описанный порядок исчисления уровней брака обусловлен тем, что компоненты, используемые при этом, являются наиболее сопоставимыми.
Следует определить, на какую сумму наличие брака в производстве сократило объем выпущенной продукции. С этой целью умножим фактическую товарную продукцию в оптовых ценах на сумму уровней брака и разделим на 100:
Следовательно, при полной устранении причин брака предприятие может добиться увеличения объема выпускаемой товарной продукции на сумму 135,3 тыс.руб., или на 5,8%.
Основным причинами брака в производстве могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, неисправность машин и оборудования, использование несовершенных производственных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, различные отступления от технологического процесса, использование в производстве материалов и полуфабрикатов, имеющих скрытые дефекты, нарушение условий хранения, погрузки и перевозки материалов и готовой продукции, и др.
Важной причиной снижения качества продукции и наличия брака является получение от поставщиков сырья и материалов низкого качества. Использование низкосортного сырья снижает выход первых сортов продукции. Ухудшение качества обработки сырья и материалов также увеличивает процент вторых и третьих сортов продукции и приводит к наличию потерь от брака.
План совершенствования качества продукции
Если показатели, отражающие качество продукции, за отчетный период ухудшились, то следует рассматривать план мероприятий, намеченных предприятием по улучшению качества продукции, выяснить, как выполнен этот план, установить причины его невыполнения.
В плане совершенствования и улучшения качества продукции, планируемые мероприятия группируются по разделам:
создание новых опытных образцов и видов продукции;
освоение выпуска вновь созданных образцов и видов продукции;
освоение выпуска известных прогрессивных образцов;
модернизация выпускаемой продукции;
повышение качества изготовления выпускаемой продукции (в частности, внедрение бездефектного изготовления, улучшение сортности, расширение ассортимента с повышенным качеством и т.д.);
внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий;
мероприятия по снятию с производства устаревшей продукции.
Анализ конкурентоспособности путем сравнения продукции предприятия с товарами предприятий-конкурентов
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции (товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.;
нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;
Пj — значение параметра;
n — число параметров каждой группы.
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
Jт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;
Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
Резервами увеличения реализации продукции являются:
устранение причин возникновения неоправданных сверхплановых остатков готовой продукции;
устранение причин неритмичности работы организации;
ликвидация просроченной дебиторской задолженности покупателей;
устранение причин отказов от оплаты счетов за отгруженную продукцию;
своевременность обеспечения сырьем и материалами;
устранение недостатков в организации производственного процесса;
улучшение качества продукции, снижение уровня брака.
V - + ?
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей.
С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой.
Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
оценка технического уровня продукции;
выявление отклонений этого уровня по отдельным видам продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями;изучение структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;
выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции;
поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов.
Качество ряда видов продукции характеризуется сортом или кондицией. Здесь рассчитывается доля (удельный вес) продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства продукции, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена единицы продукции.
При оценке выполнения плана по удельному весу продукции каждого сорта фактическую долю каждого сорта в общем выпуске продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными предыдущих периодов.
Если качество данного вида продукции характеризуется сортностью, исчисляется коэффициент сортности.
Коэффициент сортности = цена данного сорта / цена высшего сорта
Чем ближе к единице средний коэффициент сортности, тем выше качество продукции. Коэффициент сортности представляет собой средневзвешенную арифметическую величину.
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.
В плане совершенствования и улучшения качества продукции, планируемые мероприятия группируются по разделам:
создание новых опытных образцов и видов продукции;
освоение выпуска вновь созданных образцов и видов продукции;
освоение выпуска известных прогрессивных образцов;
модернизация выпускаемой продукции;
повышение качества изготовления выпускаемой продукции (в частности, внедрение бездефектного изготовления, улучшение сортности, расширение ассортимента с повышенным качеством и т.д.);
внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий;
мероприятия по снятию с производства устаревшей продукции.
Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции, выпускаемой данным предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.
Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий. К техническим параметрам относятся:
показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.;
нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
новой продукции в общей сумме ее выпуска;
сертифицированной и несертифицированной продукции;
продукции, соответствующей мировым стандартам;
экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
полезность продукции
надежность
технологичность,
эстетичность изделий.
Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др.
Одним из показателей качества изготовленной продукции является наличие или отсутствие рекламаций покупателей, содержащих претензии к качеству изделий. Следует проанализировать, каковы основные причины предъявления рекламаций и наметить пути устранения этих причин. Необходимо определить, какой процент к общему объему реализованной продукции составляют изделия, по которым получены рекламации, и рассмотреть динамику этого процента в течении ряда периодов времени.
устранение причин возникновения неоправданных сверхплановых остатков готовой продукции;
устранение причин неритмичности работы организации;
ликвидация просроченной дебиторской задолженности покупателей;
устранение причин отказов от оплаты счетов за отгруженную продукцию;
своевременность обеспечения сырьем и материалами;
устранение недостатков в организации производственного процесса;
улучшение качества продукции, снижение уровня брака.
Качество производственного процесса предприятия характеризуется наличием или отсутствием брака, его уровнем. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак имеет дефект, который можно и целесообразно устранить. Неисправимый брак имеет дефект, который устранить нельзя или нецелесообразно, т.к. затраты по исправлению превышают стоимость новой детали.
Изготовление забракованных изделий приводит к уменьшению суммы выпущенной и реализованной продукции, к повышению себестоимости продукции, к снижению прибыли и рентабельности.
Рассмотрим, на какую величину наличие брака в производстве сократило выпуск продукции. Для этого воспользуемся следующими исходными данными:
Себестоимость окончательно забракованных изделий: 76 тыс.руб.
Расходы по исправлению исправимого брака: 15 тыс.руб.
Производственная себестоимость товарной продукции: 19793 тыс.руб.
Общехозяйственные расходы: 2247 тыс.руб.
Потери от брака: 52 тыс.руб.
Сырье, материалы, и покупные полуфабрикаты, израсходованные на изготовление продукции: 8082 тыс.руб.
По этим данным определим вначале уровни брака.
Уровень окончательного (неисправимого)брака определяется как отношение себестоимости окончательно забракованных изделий к цеховой себестоимости товарной продукции. В свою очередь цеховая себестоимость товарной продукции равна ее производственной себестоимости за вычетом общехозяйственных расходов, а также потерь, от брака: тыс.руб. Следовательно, уровень окончательного (неисправимого) брака составляет:
Уровень исправимого брака определяется как отношение расходов по исправлению исправимого брака к цеховой стоимости обработки. Последняя равняется цеховой себестоимости товарной продукции за вычетом затрат на сырье, материалы и покупные полуфабрикаты: тыс.руб. Исходя из этого уровень исправимого брака составит:
Следует отметить, что описанный порядок исчисления уровней брака обусловлен тем, что компоненты, используемые при этом, являются наиболее сопоставимыми.
Следует определить, на какую сумму наличие брака в производстве сократило объем выпущенной продукции. С этой целью умножим фактическую товарную продукцию в оптовых ценах на сумму уровней брака и разделим на 100:
Следовательно, при полной устранении причин брака предприятие может добиться увеличения объема выпускаемой товарной продукции на сумму 135,3 тыс.руб., или на 5,8%.
Основным причинами брака в производстве могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, неисправность машин и оборудования, использование несовершенных производственных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, различные отступления от технологического процесса, использование в производстве материалов и полуфабрикатов, имеющих скрытые дефекты, нарушение условий хранения, погрузки и перевозки материалов и готовой продукции, и др.
Важной причиной снижения качества продукции и наличия брака является получение от поставщиков сырья и материалов низкого качества. Использование низкосортного сырья снижает выход первых сортов продукции. Ухудшение качества обработки сырья и материалов также увеличивает процент вторых и третьих сортов продукции и приводит к наличию потерь от брака.
Если показатели, отражающие качество продукции, за отчетный период ухудшились, то следует рассматривать план мероприятий, намеченных предприятием по улучшению качества продукции, выяснить, как выполнен этот план, установить причины его невыполнения.
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции (товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить натри группы: технические, экономические и маркетинговые.
Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;
Пj — значение параметра;
n — число параметров каждой группы.
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
Jт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;
Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.