Программа адаптационных встреч для пятиклассников НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
«Свободный орта мектебі» ММ
ГУ «Свободненская школа»
Программа адаптационных встреч для пятиклассников
НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
(Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации)
Педагог-психолог Сизоненко Ольга Анатольевна
НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Программа адаптационных встреч для пятиклассников
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: Создание условий для снижения тревожности; выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Тематическое планирование занятий
№ Название занятия Цели Задачи
1 «ЧТО ТАКОЕ 5-й КЛАСС?» Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
2 «ПОЗНАЙ СЕБЯ» Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе. Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.
3 «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе. Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
4 «ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?» Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания. Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.
5 «МИР ЭМОЦИЙ» Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
6 «НАШИ УЧИТЕЛЯ»(По Слободяник) Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам. Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
7 «ИЩУ ДРУГА» Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения. Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.
8 «МЫ И НАШ КЛАСС»(по Родионову, Ступницкой) Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.
«Свободный орта мектебі» ММ
ГУ «Свободненская школа»
Программа исследования адаптации первоклассников
(Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации)
Педагог-психолог Сизоненко Ольга Анатольевна
Программа исследования адаптации первоклассников
состоит из пяти методик:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Исследование адаптации методом Люшера - определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.
Данная программа проста в применении и не требует специального оборудования (приборов, компьютеров и пр.), проводится в удобной для исследователя обстановке, в форме неформальной беседы с ребенком, которому не нужно решать сложные задачи, писать ответы, выполнять тесты. Кроме того, обработка результатов проста, поэтому программу может использовать не только психолог, но и любой педагогический работник.
Условия проведения
Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре–ноябре, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре школьный психолог может просто присутствовать на уроках и вести наблюдение за детьми, отмечая особенности их поведения на уроках и во время перемен.
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. По предварительной договоренности с учителем или родителями детей лучше брать с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 минут одного урока, конечно же при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность того, что ребенок еще не устал и с интересом будет отвечать на вопросы психолога.
Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15–20 минут, поэтому за один урок можно успеть принять троих детей. Таким образом, за одну неделю психолог вполне может протестировать целый класс, а за месяц — всю параллель первых классов. Причем в первой половине дня психолог проводит исследование, а во второй — обрабатывает результаты, составляет заключения, а в конце месяца накапливается готовый материал для составления итогового аналитического отчета.
Перед началом исследования психолог должен подготовить рабочее место: маленький (журнальный) стол, стулья или кресла для себя и ребенка, необходимый стимульный материал (приложение 4), причем он должен находиться в стороне, чтобы не отвлекать ребенка. На столе лежит опросный лист (приложение 1), протокол индивидуального обследования (приложение 2) и ручка. Если в школе есть диктофон или любое другое записывающее устройство, хорошо бы использовать и его. Это значительно облегчит сам процесс обследования, так как психологу не нужно будет торопиться при фиксировании ответов ребенка.
Исследование строится по типу беседы: психолог знакомится с учащимся, спрашивает, сколько ему лет, в каком классе он учится, в какой школе. Затем предлагает поговорить немного о его школьной жизни, задает вопросы на тему школы. При этом ребенку не нужно ничего писать, решать, он только отвечает на вопросы, задаваемые психологом, а тот, в свою очередь, фиксирует ответы ребенка в протоколе.
По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию, учитывая поведение ребенка во время беседы, данные наблюдения, опроса учителей и родителей. Затем психолог пишет на каждого ребенка заключение (приложение 3), в котором описывает общие характеристики процесса адаптации, выделяет особенности и делает прогноз. Каждое заключение психолог должен обсудить с учителем, при необходимости пригласить родителей и сообщить им результаты исследования адаптации ребенка.
Интерпретация результатов
Лучше использовать две системы анализа: качественную и количественную (балловую). Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе.
1. Исследование внутренней позиции школьника
1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.
2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.
3-й вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо». 0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».
5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл.
6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.
7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.
Анализ. Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4–5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов — позиция школьника не сформирована.
Качественный: позиция сформирована - ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.
Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».
Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.
2. Определение мотивов учения. В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.
Анализ. Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.
Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению. Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу. Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми. Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых. Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители. Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
3. Исследование адаптации методом Люшера. Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям. При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение. При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения. При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности. При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.). При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка». Определение эмоциональной самооценки ребенка. Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми. Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится. Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.
4. Изучение школьной тревожности. Данная методика (см. приложение 4) имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; нежелание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе. Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку № 1, так как она является тренировочной, и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую очередь, потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными. Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. Например, картинка №8 (ребенок делает уроки). По нашему мнению, такие ответы, как «он грустный, потому что сломался телевизор», «он грустный, потому что один и ему скучно», не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах. Однако бывает и наоборот: положительные ответы «он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу», «он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене», «он веселый, потому что не задали уроков» также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации.
«Свободный орта мектебі» ММ
ГУ «Свободненская школа»
Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным! для первоклассников»
(Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации)
Педагог-психолог Сизоненко Ольга Анатольевна
Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"
Пояснительная записка
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.
Основные задачи реализации программы:
психологическое изучение готовности ребенка к школе;
создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
развитие интеллектуальных способностей (мышление);
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие познавательной активности;
развитие мелкой и крупной моторики;
сформировать внутреннюю позицию школьника;
создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
совершенствуется фонематический слух;
развитие произвольного и непроизвольного внимания;
развитие мышления.
Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 35 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Количество человек: 4–5 человек.
Ход работы (Приложение 1):
1. Ритуал приветствия2. Игры и упражнения3. Ритуал прощания
Тематическое планирование
№ Задачи урока Содержание занятий
Занятие 1. – развитие точно и правильно называть предметы;– развитие умения копировать образец;– развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).Ритуал приветствия. Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Назови предметы»Задание 2. «Раскрась правильно»Упражнение: « Четыре стихии»Задание 3. «Развитие мелкой моторики»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2. – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;– развитие умения копировать образец– развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;– развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Домик»Задание 2. «Разрезные картинки»Упражнение «Кто летает?»Задание 3. «Корректурная проба»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3. – развитие переключаемости произвольного внимания;– развитие продуктивности и устойчивости внимания;– развитие объема внимания;– развитие слуховых ощущений. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики Основная частьЗадание 1. «Треугольники»Задание 2. «Найди и вычеркни»Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»Задание 3. «Кто точнее нарисует?»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 4. – развитие концентрации и устойчивости внимания;– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.);Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»Основная частьЗадание 1. «Выполни по образцу»Игра «Маленький жук»Задание 2. «Раскрась правильно»Задание 3. «правый» и «левый»Игра «Водители»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 5. – развитие произвольного внимания;– развитие зрительных ощущений; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений»Основная частьЗадание 1. «Выполни команду»Задание 2. «Какого цвета»Задание 3. «Цветные полоски»Задание 4. «Раскрась правильно»Задание 5. «Соблюдай правило»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 6. – развитие фонетико-фонематического восприятия;– развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце);– развитие понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»Основная частьЗадание 1. «Найди ошибку»Задание 2. «Определи фигуру»Задание 3. «Копирование точек»Задание 4. «Геометрические фигуры»Задание 5. «Конкретизация понятий»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 7. – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);– развитие внимания. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»Основная частьЗадание 1. «Графический диктант»Психогимнастика «Ручеек»Задание 2. «Пять предметов»Задание 3. «Ежи»Упражнение: « Четыре стихии»Задание 4. «Телеграфисты».Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 8. – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие;– развитие восприятия;– развитие умения стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;– развития понятийного мышления. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»Основная частьЗадание 1. «Сосчитай правильно»Задание 2. «Продавец и покупатель»Упражнение «Будь внимателен!»Задание 3. «Смысловой ряд»Задание 4. «2 слова»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 9. – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие;– развитие слухового внимания;– развитие переключения внимания;– развитие логического мышления;– развитие пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.).Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнение: « Четыре стихии»Основная частьЗадание 1. «Не пропусти слог»Задание 2. «Телеграфисты»Задание 3. «Не пропусти растение»Задание 4. «Продолжи узор»Задание 5. «Поиск закономерностей»Игра «Маленький жук»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 10. – развитие моторно-слуховой памяти;– определить уровень развития свойств внимания; – определить степень волевых усилий;– определить наличие саморегуляции и самоконтроля. Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»Задание 1. «Запомни свою позу»Задание 2. «Лабиринт»Упражнение «Пусть всегда будет…»Задание 3. «Найди одинаковые»Задание 4. «Запомни сочетание фигур»Упражнение на дыхание «Моем стекла»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 11. – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»Задание 1. «Сделай так же»Задание 2. «Сосчитай»Упражнение «Пальчиковая гимнастика»Задание 3. «Графический диктант»Задание 4. «Выполни команду»Упражнение на дыхание «Листочек падает»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 12. – развитие произвольного внимания;– развитие слуховой памяти;– развитие наглядно-образного мышления. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»«Гимнастика» (мобилизация, готовности к деятельности)Задание 1. «Повтори за мной»Задание 2. «Подсчитай правильно»Задание 3. «Повтори цифры»Разминка «Покажи чувства руками»Задание 4. «Найди путь»Задание 5. «Не пропусти цифру»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 13. – развитие произвольного внимания;– развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;– развитие переключения и распределения внимания;– развитие зрительно-двигательных координаций. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Сова»Задание 1. «Съедобное – несъедобное»Задание 2. «Корректурная проба»Задание 3. «Что получилось?»Задание 4. «Запомни и найди»Задание 5. «Штриховка»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 14. – развитие зрительных ощущений и образного мышления;– развитие умения анализировать и сравнивать образец;– развитие понятийного мышления;– развитие произвольного внимания. Ритуал приветствия «Улыбнитесь!»Упражнение мозговой гимнастики «Сова»Задание 1. «Цветная сказка»Задание 2. «Найди одинаковые»Задание 3. «Подбери картинкиУпражнение «Красавица и чудовище»Задание 4. «Стук – стук»Задание 5. «Знакомая буква»Упражнение: «Цветок настроения»Итоги занятия. Ритуал прощания.
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание)3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.6. Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Занятие 1. Задачи урока:
-развитие точно и правильно называть предметы;
-развитие умения копировать образец;
-развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).Ритуал приветствия: «Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть. Задание 1. «Назови предметы»
Ребята по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию психолога называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».
Задание 2. «Раскрась правильно»
Материал к заданию: каждый учащийся должен иметь карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков. <Рисунок1>
А) психолог говорит: «Раскрасьте, синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым.
Б) внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.
Упражнение: « Четыре стихии»
Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают психолога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Команда Движение руками
Земля опускаем руки вниз
Вода вытягиваем руки вперед
Воздух поднимаем руки вверх
Огонь прижимаем руки к груди
Задание 3. «Развитие мелкой моторики»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребятам необходимо будет продолжить до конца строки узор из линий по образцу. (узоры по типу «Графического диктанта»)
Упражнение: «Цветок настроения». <Рисунок2>
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2. Задачи урока:
-развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;
-развитие умения копировать образец
-развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;
-развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть. Задание 1. «Домик»
Материал к заданию: образец домика. <Рисунок3>
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображения домика. После окончания работы ребенку предлагается проверить все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Задание 2. «Разрезные картинки»
Материал к заданию: любые разрезные картинки.
Ребенку предлагается из разрезанной картинки, составить целостную картинку.
Упражнение «Кто летает?»
«Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…Задание 3. «Корректурная проба»
Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.
Ребятам предлагается, на бланке с буквами просматривая каждую строчку вычеркивать все встречающиеся букву «А», работать следует быстро и точно.
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3. Задачи урока:
-развитие переключаемости произвольного внимания;
-развитие продуктивности и устойчивости внимания;
-развитие объема внимания;
-развитие слуховых ощущений.
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
(активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.
Основная часть. Задание 1. «Треугольники»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребенку предлагается нарисовать треугольники (2-3 строки) «Будьте очень внимательными! Вы должны их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать на отдельном листке или доске) после этого образец убрать». Через 2- 2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки
Задание 2. «Найди и вычеркни».
Материал к заданию: рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш. <Рисунок4>
«Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных знакомых вам узоров. Когда я тебе скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время вы должны будете остановиться и показать мне то изображения предмета, которое вы увидели последним. Я отмечу на вашем рисунке место, где вы остановились, и снова скажу «начинай». После этого продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные узоры. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп». На этом выполнение задания завершиться».
Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»
Дети вместе с психологом выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем ребята закрывают глаза. Психолог ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Дети должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Задание 3. «Кто точнее нарисует?»
Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги и карандаш. <Рисунок5>, <Рисунок6>
Психолог показывает, ребятам таблицу 1 на 2-3 сек. Убирает ее. Ребята зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2,3. За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и значок начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу – 4, за вторую – 6, за третью – 8).
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.