Урок по черчению на тему Развертки поверхности призмы (9 класс)
Тема: Развёртки поверхности призм.
Цель урока: Познакомить с проекции призмы и разверткой поверхности.
Задачи урока:
Дидактическая - научить приёмам выполнения развёрток геометрических тел. Воспитательная - воспитать культуру выполнения чертежа, терпение. Развивающая - развить творческие способности и пространственное мышления.
Оборудование: Чертежные инструменты, иллюстрации, тесты, карточки, бумага, клей, ножницы.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие. Проверка посещаемости. Подготовка к уроку. Сегодня мы будем продолжать знакомство с призмой и разверткой поверхности призмы.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний
Вопросы по теме «геометрические тела»
Объяснение темы урока.
Что такое ПРИЗМА ?
ПРИЗМА (греч. prisma, букв. - отпиленное), многогранник, две грани которого (основания) - равные многоугольники, расположенные в параллельных плоскостях, а другие грани (боковые) - параллелограммы. По числу боковых граней призмы разделяются на трехгранные, четырехгранные и т. д. Призму, основания которой параллелограммы, называют параллелепипедом. Если все боковые грани составляют с основаниями прямые двугранные углы, призму называют прямой.
Прямая призма.
Многогранником называется такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.
Прямая призма относится к простейшим многогранникам. Каждая грань (многоугольник, ограничивающий многогранник) многогранника расположена в своей плоскости. Пересечение граней многогранника проходит по линии его ребер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На рис. пятигранная прямоугольная призма (в основании призмы лежит пятиугольник). У нее 10 вершин; 5 боковых граней; 2 основания (верхнее и нижнее). Для прямоугольной призмы высотой служит любое ребро, расположенное перпендикулярно основанию.
Боковые грани прямоугольной призмы прямоугольники. Сумма площадей этих прямоугольников составляет площадь боковой поверхности призмы.
Площадь поверхности призмы состоит из суммы площадей двух (одинаковых) оснований и площади боковой поверхности.
Определение. Призма это многогранник, у которого две грани, называемые основаниями, равные многоугольники, а все остальные боковые грани, состоящие из параллелограммов, плоскости которых параллельны одной прямой, называемой ребром многогранника.
Высота призмы это расстояние между ее основаниями. Для прямой призмы, у которой все ребра перпендикулярны основаниям, это любое из ребер.
Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю призмы.
Разверткой призмы называется перенос без искажения размеров всех ее граней в одну плоскость.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На рис. 19 прямоугольник, разделенный ребрами на 5 меньших прямоугольников, составляет развертку боковой поверхности, а сверху и снизу от нее расположены многоугольники верхнего и нижнего оснований.
Практическая часть.
Начертить развертку призмы на бумаге А4. R= ; h=
Вырезать и склеить края.
Обобщение.
Тест
1.Многогранник, у которого два основания являются параллельными и равными многоугольниками называется:
А) пирамидой; Б) призмой;
В) цилиндром; Г) конусом.
2.Если основанием призмы является п-угольная фигура, то она называется:
А) многогранником; Б) многоугольником;
В) п- угольной призмой;Г) п- угольной пирамидой.
3. На какие группы делятся призмы:
А) основные, вторичные; Б) правильные и неправильные;
В) прямоугольные,косоугольные, усеченные; Г) прямые, наклонные, усеченные.
4.Как правильно расположить шестигранную призму на фронтальной проекций?
А) чтобы были видны все ее шесть граней;
Б) чтобы было видно ее основание;
В) чтобы были видны три ее грани;
Г) чтобы были видны две ее грани.
5. Какую проекцию призмы удобнее построить сначала?
А) фронтальную; Б) горизонтальную;
В) профильную; Г) вид сбоку.
Домашнее задание. § 3.2.
Ответить на вопросы стр:117.
Выполнить развертку пятигранной пирамиды. R= ; h ребра=
Итог урока. Оценивание знаний учеников.
Вывод. Знать основное определение призмы. Призма делиться на две группы.
Уметь строить чертеж развертки.
Иметь навыки правила построения призмы.
развертка призмыЗаголовок 215