Урок русского языка Стихотворения С.Есенина на уроке русского языка

Стихотворения С. Есенина на уроке русского языка.
Цель для обучающихся: рассмотреть отличительные признаки текста, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С. Есенина.

Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст, рассмотрим его отличительные признаки на примере произведений замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает родную природу.
Запишите предложение для синтаксического разбора:
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
- Можно ли это предложение назвать текстом?
Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Текст может иметь заглавие.
- Итак, записанное нами предложение ещё нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоскою о покинутой родине текст:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

- Ребята, а как бы вы на примере этого стихотворения объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки?
А теперь посмотрите памятку. Всё ли мы назвали?
Признаки текста.
Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).
Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание).
Связность изложения (по смыслу и грамматически).
Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Какие бывают тексты (словарный диктант).
Изложение, отзыв, сочинение, стихи, объявление, аннотация, письмо, пьеса, реклама, рассказ.

- И всем этим жанрам мы должны научиться в школе.
А сейчас продолжим разговор о стихотворениях Сергея Есенина. Семнадцатилетним юношей он оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы потом он ни жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Есенин любил бывать на родине:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращаться в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу. Запишем в тетради и проанализируем строки:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг ко плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
- Записанное вами – текст? Докажите, пользуясь памяткой.
Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например, «вызванивают ивы – кроткие монашки» («Край любимый! Сердцу снятся»); «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет зимний ветер» («Не бродить, не мять в кутах багряных»), «ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве» («За тёмной прядью перелесиц»), «крапива качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!». И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья
- Какому замечательному стилистическому приёму обязаны все эти превращения в художественных произведениях?
Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у Есенина:
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
- Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Есть ли такие действия неодушевлённых предметов в нашем тексте?
(«Тихо август прилёг ко плетню», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон»).
- Именно олицетворение создаёт прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаём его стихотворения. Какие ещё художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объёму, назначению и т.д.). Нередко в метафоре совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов. Иначе говоря, метафора – это скрытое сравнение. «Ель рукавом мне тропинку завесила» С.Есенин.
Найдите метафору в записанном тексте.
(«Проводов голубая солома» - в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых предметов.)
Не всегда удаётся четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придаёт метафоре особую выразительность. Чтобы научиться выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрёл упражнение и назвал его «бином фантазии». Бином обозначает «два». Если мы возьмём два далёких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое. В речи появятся интересные выражения, метафоры
Биномы фантазии
Провода – солома ветка – рукав ткачиха – заря
«Выткался на озере алый цвет зари» (С.Есенин): сходство функций, действия ткачихи, ткущей полотно, и зари.
Следует различать метафору и сравнение. Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи, изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим, при этом обычно используются слова: будто, как, точно, что ( в значении как). «Хороша ты, Персия, я знаю, розы, как светильники, горят», «Сад полышет, как пенный пожар»
Употребление фраз и выражений в переносном, образном смысле называется тропом. Какой прием выразительности, относящийся тоже к тропам и знакомый вам, есть в следующих строках?
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Это эпитеты, образные определения.
Итак, сравнения, метафоры, эпитеты – это выразительные краски нашей речи, тропы. Мы читаем художественные произведения, пишем сочинения и не всегда догадываемся, что каждый может стать художником слова.
Как могут связываться предложения в тексте? (Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами).
Понаблюдаем над связью предложений в тексте на примере стихотворения С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли
Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь. Как удается поэту в своем стихотворении сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте?
(Предложения связаны повторением одних и тех же слов. Повторяется обращение к восточной девушке, фраза «потому, что я с севера, что ли», что усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, необыкновенную грусть поэта по своей родине.)
Стихотворение это написано в 1924 году. 13 сентября 1925 года Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре «Ты запой мне ту песню, что прежде». В декабре этого года его не станет, а пока поэт поет лирический гимн «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам березки под родимым окном».
Ты запой мне ту песню, что прежде
Запевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать
Подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего стихотворения. (За счет повтора слов).
Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.
Сегодня на уроке мы пытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – не просто «два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически», а яркая, запоминающаяся картина, поэтический образ «рязанских раздолий», которые, по мнению Есенина, все-таки красивее Шираза. Хочется верить, что тексты сочинений-миниатюр, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный».
Надеюсь, наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова.
А дома попробуйте придумать новые «биномы».

15