Конспект урока в 5 классе Зимняя дорога. А. С. Пушкин


Урок чтения и развития речи. 5 класс.
Тема. Зимняя дорога. А. С. Пушкин.
Планируемые результаты. Усвоение содержания, подготовка к заучиванию наизусть.
Цели. Проверить выполнение домашнего задания, подвести итог изученному. Познакомить с новым автором и его произведением. Добиваться усвоения сюжетного и идейного содержания. Пополнять словарный запас учащихся. Дать сведения об исторической эпохе, в которой создано произведение. Работать над техникой и выразительностью чтения.
Корригировать и развивать познавательные процессы: устойчивое внимание, различные виды памяти, мышления, их компонентов.
Поддерживать и развивать интерес к учению. Работать над формированием чувства эстетики, любви к природе.
Целеполагание
Восстановим знания, проверим домашнее задание.
На вопрос дадим ответ: чему учит нас поэт?
Совершим путешествие в историю, новых сведений получим море.
Будем бегло, выразительно читать, память и речь развивать.
И в любое время и погоду изучать историю, любить природу.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Послушайте стихи-загадку, назовите имя писателя:
На рязанской земле он родился,
Константиново звалось село.
Красотою природы гордился,
Чувство это крепло и росло.
Листьями в стихах природа шелестит,
Звоном, говором ручьев струится,
Легкими снежинками в окно стучит,
Под луною росами искрится.
Гомон птиц в прохладной летней сени…
Обо всем живом писал поэт… (Сергей Есенин).
Слайды № 1, 2, 3 – портреты писателя.
Слайды № 4, 5, 6 – назовите изучаемое произведение поэта.
Слайд № 7 – прочитайте историю создания стихотворения «Береза».
- Ребята, дома я попыталась тоже написать стихотворение «Береза». Послушайте его (слайд № 8):
Темной ночью, белым днем
Растет береза под окном.
Спит береза, всюду тишина.
Белым снегом укрыта она.
На востоке восходит заря
И снежинки в огне горят.
- Почему у меня не получилось стать поэтом? (У Есенина ярко и красиво)
- Читаем на слайде правильно и выразительно (слайд №9)
- Вспоминаем стихотворение, читаем одновременно с фильмом на экране.
- Слушаем образец выразительного чтения на экране телевизора.
- Читаем наизусть, прослушав критерии оценки:
Рассказать правильно сразу,
Не ошибившись ни разу.
Выразительно читать
И красоту березы передать.
- Чему учит нас автор этим своим произведением?
- А вот какое впечатление произвело это стихотворение на одного из великих людей: слайд № 10 – о композиторе Глинке.
Итог по первой части урока
Объяснение нового материала
- Ребята, мы продолжаем гостить в мастерской поэтического слова и сегодня нас в ней принимает замечательный поэт. Вы его хорошо знаете и отгадаете еще одну поэтическую загадку:
Крепко дружбой дорожил,
С детства с нянею дружил.
От нее добро и ласки,
И родной язык, и сказки.
Знаменитый стал поэт,
Пробыл в ссылке много лет.
Его знает целый свет
Вот уж больше двухсот лет.
Держите ушки на макушке
И называйте имя: … (Пушкин).
- По каким произведениям его знаете?
- Рассмотрите портрет великого поэта на слайде № 11.
- Этот портрет написал художник Орест Адамович Кипренский.
Когда Пушкин его увидел, он сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
- Как вы понимаете эти слова?
- Что вы можете, глядя на лицо, одежду поэта сказать о самом человеке и времени, в котором он жил?
- Рассмотрите ряд картинок, дайте общее название. (Транспорт).
- Какой это транспорт современный или старинный? Как путешествовали во времена А. С. Пушкина?
- Рассказ учителя по слайдам о путешествии в старину. Видимо в одну из таких поездок и появилось стихотворение слайд с обложкой произведения «Зимняя дорога»
Читает учитель. Какое стихотворение по характеру? Почему?
- Жужжащее чтение: отметить непонятные слова. Кто закончит раньше, проводит словарную работу на доске:
Борзая резвая, быстрая
Однозвучный (колокольчик) с одним звуком
Ямщик кучер
Разгулье веселье, радость
Тоска грусть, печаль
Версты полосаты черно-белые столбы
Аналитическая построфная работа
1 Ночь. Облака. Грустные просторы.
2 Дорога. Резвая тройка. Звон колокольчика.
3 Ямщик. Песни то веселые, то грустные.
4 Ни одного поселка. Полосатые верстовые столбы
- Учимся правильно читать: лучший ученик, цепочкой.
- Образец выразительного чтения: смотрим фильм.
- Читаем конечную цель нашей работы - № 4 на странице 139.
(Выучить стихотворение наизусть).
- Читаем на слайдах, восстанавливая содержание:
Сквозь волнистые ______
Пробирается ____ , На печальные _____
Льет печально свет _____ .По дороге зимней, _______
Тройка борзая ________,
Колокольчик ________
Утомительно ________.
Что-то слышится _______
В долгих песнях _______:
То разгулье ___________,
То сердечная _________...
Ни огня, ни черной _______...
Глушь и снег… Навстречу ____
Только версты ________
Попадаются _________.
Послушаем музыкальное произведение на эти стихи Пушкина.
- Какое оно по характеру?
Домашнее задание. Рефлексия.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Какое произведение изучали? Кто его автор?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу сами, прикрепив или показав снежинки: белые отлично, синие хорошо.
- А теперь послушайте мою оценку.