Прогулка. Структура, Виды, Рекомендации по проведению прогулки
Прогулка
Прогулка – педагогически организованная форма активного отдыха детей.
Задачи прогулки:
Восстановление умственной работоспособности.
Расширение кругозора детей, развитие их познавательных интересов.
Воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, общественно – политической деятельности школьников не только в подвижных играх и спортивных, но и в сюжетно – ролевых играх, в общении детей, в их творчестве. Прогулка – это занятие на воздухе, т.е. за пределами школьного помещения, а значит в тесном общении с природой, с людьми на улицах, друг с другом и воспитателем, в иной более естественной обстановке. Именно на прогулке создаётся уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности ребёнка с жизнью в различных её проявлениях. В этом и состоит главный воспитательный смысл прогулки.
Структура прогулки
Организационный момент. Он включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети одевались по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу – инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы или класса.
Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.
Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Виды прогулок
(За основу типологии прогулок взята та ведущая деятельность, с помощью которой на данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи)
Виды
прогулок Задачи
прогулки Содержание
прогулки
Прогулка - наблюдение Наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира.
Наблюдения за трудом людей. Место её проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зелёная зона недалеко от школы. Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, встречаются по пути, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 мин (время засекает по часам) каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Или конкурс усложняет заданием: «Кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках?».
Во время этой прогулки может быть организованно наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей. Профориентация в начальных классах предполагает воспитание у младших школьников умения видеть особенности той или иной профессии, понимать её общественную пользу и красоту. «Что является главным в труде водителя автобуса, троллейбуса, что интересного в работе продавца?» Над этими вопросами дети задумаются на прогулке, наблюдая за повседневным трудом взрослых.
Прогулка - практикум Отработка, закрепление жизненно важных навыков (например, следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения и др.) Во время прогулки воспитатель создаёт специальную педагогическую ситуацию, в которой должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль, анализирует и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить площадь с оживлённым движением транспорта, определяет самую удобную дорогу к школе.
Прогулка с заданием Решение задач общественной жизни класса, группы. Выполнение задания иногда занимает две-три прогулки. Деятельность младших школьников в ходе таких прогулок станет основой подготовки к школьному празднику и т.д. Примерные варианты путёвок заданий могут быть следующими: «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Начертить план квартала»; «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказы; «Узнать, как изменился наш район города (посёлок). Сделать рисунки, фотографии». Задание для прогулки может быть дано и в зашифрованном письме или «секретном» пакете от вымышленного героя, персонажа известной сказки.
Экскурсия Знакомство с историей своего края (района, города), достижения народа в труде, искусстве, науке; расширение представлений о видах производительного труда взрослых. Такие задачи решат, например, экскурсии к районной Доске почёта, к мемориальной доске или памятнику, посвящённому выдающемуся событию, героическому подвигу, на территорию автохозяйства, на стройку и т.д. К проведению экскурсий следует привлекать старшеклассников – экскурсоводов школьного музея, ветеранов Вооружённых Сил и ветеранов труда, шефов – производственников, родителей.
Творческая прогулка Создание позитивного эмоционального настроя у детей и организация их творческой деятельности. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой, при наблюдении её явлений, а также во время чтения стихов педагогом.
Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выполненной композиции. По итогам такой прогулки целесообразно провести в классе выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку или даже «Праздник творчества».
Развлечения на воздухе Обеспечение двигательной активности; сплочение детского коллектива. Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры детей, весёлые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке – тоже развлечение.
Методические рекомендации
к проведению прогулок
I.
Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность.
В течение дня режим школы предусматривает проведение трёх прогулок:
Утром (до начало уроков);
В середине дня (между учебными занятиями)4
В конце дня.
Специфика и характер прогулок:
Утренняя прогулка непродолжительная, как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям.
Вторая прогулка является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.
Третья прогулка проводится после всех школьных занятий. Это прогулка - отдых.
II
Наиболее важной, требующей серьёзного продумывания, является вторая прогулка.
Она должна быть чётко организованной, и в то же время ребёнок психологически должен чувствовать себя свободным. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел, но вместе с тем прогулка не должна физически утомлять и возбуждать ребёнка.
Прогулка может быть познавательной, во время прогулки можно:
Проводить наблюдения с последующим использованием их в дальнейшей работе;
Проводить беседы на самые различные темы, интересующие ребят;
Выполнять различные практические задания.
Однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной. Она даётся детям в непринуждённой, занимательной беседе.
Общий стиль прогулки должен быть спокойным, доброжелательным, дружелюбным. Особое внимание следует обращать на то, как дети общаются друг с другом.
Тематика, организация, формы прогулок планируются педагогом.