Конспект экологической прогулки Осеннее путешествие


Волгоградская область, Фроловский муниципальный район,
МБДОУ «Арчединский детский сад «Ёлочка»

«Осеннее путешествие»
(конспект экологической прогулки)
Подготовила и провела
Старший воспитатель первой
квалификационной категории
Кирьянова Марина Александровна
Пос.Арчединского лесхоза
Октябрь 2015 года
«Осеннее путешествие»
(конспект экологической прогулки для воспитанников старшей группы)
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, увядает трава, Исчезают насекомые и т. д.)
2. Дать детям новые сведения о том, как листопад приспосабливает деревья к зиме. При проведении опыта показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух.
3. Закрепление знаний о круговороте веществ в природе (превращение опавшей листвы в почву, с ролью в этом процессе дождевых червей.)
4Учить анализировать наблюдаемое в природе, формировать элементы экологического миропонимания.
5. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
6. Учить выразительно, передавать в игре – имитации настроение осенних листочков с использованием мимики, пантомимики.
Обогащение словаря: Золотая осень, листопад, багрец, сени, похолодание, уменьшение светового дня, хлорофилл, разноцветные листья.Условия: время проведения- октябрь. Общее расстояние- 1 км. Продолжительность 1 час.
Предварительная работа: разработка воспитателем маршрута . Беседа о правилах поведения в лесу, подбор подвижных игр, разучивание стихотворений, подготовка инвентаря для опыта.
Оборудование: Образцы почвы – комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребёнка) . Листья разных деревьев по количеству участников игры (вырезанные из плотной бумаги) ; столько же стаканов (используется упаковочный материал, наполненные землёй стаканы ; шапочки с изображением дождевого червяка и с изображением дерева; цветные мелки.
Ход прогулки.
Педагог: Сегодня мы отправимся в осеннее путешествие.
На каждой остановке вас ждут игры и задания. Отправляемся в путь и первая наша остановка называется :1. МЕТЕОЦЕНТР
Педагог читает детям отрывок из стихотворения А. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Педагог: О каком времени года А. С. Пушкин написал это стихотворение?
Дети: Об осени.
Педагог: А какое сейчас время года?
Дети: Осень
Педагог: А как вы догадались об этом? (Дети называют приметы осени.)
Педагог: А какой сегодня день?
Дети: Ясный, ветреный.
Педагог: Как вы догадались, что сегодня ясная погода?
Дети: Светит солнце, облака не закрывают всё небо.
Педагог: А что вы почувствуете, если подставите солнце щёку?
Дети: Оно ещё немного греет, ощущается его яркий свет.
Педагог: А если закроете глаза?
(Дети закрывают глаза и описывают свои ощущения.)
Дети: Тепло солнца, лёгкое дуновение ветра, как он скользит по щекам, свежий воздух.
2. ЛИСТОПАД.
Чтение стихотворения ребёнком:
Под ногами в листопад
Листья жёлтые лежат.
Листья жёлтые лежат,
Под ногами шелестят:
Шурш, Шуришка и Шурёнок –
Папа, мама и листёнок.
Педагог: Представьте себе, что вы все – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и, прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветер вас относит куда- то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто- то устроил целый хоровод.
Листочки все разные: весёлые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивлённые. Некоторые листочки даже затеяли весёлую игру и похожи на маленьких весёлых птенчиков. А кто-то грустит об ушедшем лете. А кто –то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.
(Импровизация детей под рассказ воспитателя.)
- Если так много разноцветных листьев, как вы думаете, это начало осени, середина или конец её?
Дети: Середина осени.
Педагог: Почему желтеют листья?
Дети: Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл
В живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становиться жёлтый: лист желтеет.
Педагог: Зачем деревья сбрасывают листья?
Дети: Чтобы защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Педагог: Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года.
Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у деревьев листьев – нет и такого обильного испарения воды. Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево вытягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы себя отравить.
3. ИГРОВАЯ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОСЕНЬ»
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк» и «дерево».
На асфальте – на одной линии, но на определённом расстоянии друг от друга (5м.)
Чертятся 2 круга. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребёнок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землёй.
Напротив аналогично создаются 2 круга для детей, играющих роли «деревьев».
Дети – «деревья» также становится в середину своих кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, «червяк» из каждой команды находится напротив своего
«дерева».
На голове у детей – соответствующие шапочки.
Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».
По команде ведущего «Осень» дети – «деревья» бросают один лист на землю. Стоящий ближе всех к «дереву» ребёнок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землёй и отдаёт его ребёнку, который быстро возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землёй и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Как только «дерево» получит последний стакан с землёй, оно «вырастает» - изображающий его ребёнок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветки» вверх.
Выигрывает команда, чьё «дерево» выросло первым.
4. ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.
Педагог раздаёт детям комочки рыхлой, влажной земли. Предлагает рассмотреть их и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Предлагает сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушёл»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
Педагог: Что произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Дети: Подземные жители исчезнут.
Педагог: Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнут дождевые черви?
Дети: Не кому будет перерабатывать листья в почву.
Педагог: Что будет с растениями?
Дети: На «бедной» почве они будут хуже расти, чаще болеть.
5. ЁЛОЧКА – КОЛКАЯ ИГОЛОЧКА.
Педагог:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Дети: Ёлка.
Педагог: Иголки у ёлки - это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая хвоинка живёт долго, несколько лет, а потом падает на землю, но ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёные растения, иголки у них сменяются постепенно.
Игра «Хорошо – плохо».
Хорошо:
• Приносит пользу, выделяя кислород.
• Из её иголок делают лекарства, дезодоранты.
• Используется в кораблестроении
• При сгорании выделяется тепло.
• Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.
• Хорошо пахнет хвоей.
Плохо:
• Колючая, обдирает руки
• Очень долго растёт.
• На ней не растут яблоки.
• Из неё нельзя делать мебель. Хвойные деревья выделяют смолу.
• На ёлку нельзя залезть, не исколовшись и не испачкавшись.
(Дети собирают еловые шишки для изготовления поделок в группе)
6. ПОРТРЕТ ОСЕНИ
Педагог: Сегодня мы с вами говорили на прогулке об осени. И в конце нашей прогулки давайте нарисуем её портрет. (Портрет рисуется на асфальте цветными мелками.) Какая она? С кем её можно сравнить? (С женщиной, девочкой, старухой). Какие у неё волосы? На что они похожи?
- На что похожи глаза, руки, туловище, одежда, выражение лица?
- Какой характер? (Озорной, весёлый, грустный, сварливый; временами такой, а временами другой.)
- Какое мы дадим ей имя? (Озорная принцесса Осень, сварливая бабушка Осень, тётушка Непогодушка.)
Рассматривание портретов Осени. Предложить детям придумать рассказ «Путешествие в осень» и оформить книжку – малышку.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)