Научно-познавательная статья на тему Дидактическая игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса младших школьников
Буланая О.В.,
студентка ГБОУ СПО СО НТПК №1
Дидактическая игра на уроках русского языка
как средство развития познавательного интереса
младших школьников
С каждым годом из учебных заведений профессионального обучения все больше выпускается молодых учителей. У них масса эмоций и идей по организации учебного процесса, которые необходимо воплотить в жизнь. Но возникает вопрос – с помощью каких методов? Как дать детям новые знания более эффективно?
Русский язык – один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространенных языков мира – шестым среди языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский также является самым распространенным славянским языком и самым распространенным языком в Европе – географически и по числу носителей языка как родного. [6] В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования о предметных результатах освоения основной образовательной программы по русскому языку сказано о необходимости обеспечить «…сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека». [2] Огромна роль изучения русского языка в становлении духовно - нравственной личности. Язык связан с многовековыми духовными традициями, нравственными убеждениями, самосознанием, мудростью народа – своего создателя. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык ». [3]
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. [5]
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Дидактические игры в начальной школе - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой активности и системы оценивания. Они являются такой коллективной, целенаправленной учебной программой, при которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Они также являются активной учебной программой по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Их отличительной особенностью является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. [4] Дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников: применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. [4]
Педагоги на протяжении продолжительного времени разрабатывали дидактические игры для учащихся начальной школы. Здесь представлены наиболее эффективные:
«Придумайте новое слово»
Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Инструкция. Дополните сочетания букв до слов.
(я) мы (за,у,) дача
Оскол (ок) (и) волга
(кума) чЗаря (д)
(С,ото) прут Рыба (лка,к)
Кама (ринская) Пол (ено,ка)
(и,Бо) рис Бор (т,овик,ьба)
«Составь слово из слогов»
Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Инструкция. Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.
А вы знаете что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у ..... моего
Было сорок сыновей?
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что ... пустолайки
Научилися летать?
А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что БЕ?
Что .... вместо солнца
Скоро будет колесо?
А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?
Даниил Хармс
«Поймай конец и продолжай»
Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Инструкция. Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка...
«Какие слова?»
Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, развить познавательный интерес к изучению русского языка, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Инструкция. Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.
С. Скаченков.
Делом нужным занят грач:
Ходит полем, словно врач,
Пашни лечит он, поля… -
Где болит, скажи земля?
Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают? [4]
Данные дидактические игры, разработанные педагогами, способствуют подготовке учащихся к выполнению домашних заданий, осмысленному овладению устными формами речи, развитию логического мышления, прививают устойчивый интерес к учебным занятиям, развивают познавательный интерес к изучению русского языка.
Нами также разработаны дидактические игры, развивающие познавательный интерес к русскому языку младших школьников:
«Твердый – мягкий»
Цель – повторение правописания твердого и мягкого знаков, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Перо». Команда «Камень» встает, если услышали слово с тве5рдым знаком, если услышали с мягким знаком, то встает команда «Перо».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.«Будь внимателен»
Цель – активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы, и ужи.
Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
«Найди ошибку»
Цель – развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет, развить познавательный интерес к изучению русского языка.
Учитель называет ряд слов, обозначающие названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему:
Облако, ветер, море, играть, солнце.
Трава, красивый, камень, песок, вода.
Машина, автобус, трамвай, троллейбус, петь.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам для более систематизированного их использования.
Игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить познавательный интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Список литературы:
Архипова Е. В. Русский язык и развитие речи [Текст]: учебная литература для школы / Е.В. Архипова. – Санкт-Петербург: Литера, 2012 – 172 с. – (Начальная школа). – ISBN – 5-94455-292-1.
Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста [Текст]: [учебное пособие] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова.- Москва: Просвещение, 2011 – 206 с. – ISBN – 5-09-003256-4.
Ерофеева Т. Н. Дидактические игры на уроках русского языка [Текст]: [пособие для учителя] / Т. Н. Ерофеева. – Москва: Флинта, 2012 – 285 с. – ISBN – 6-008-676820-9.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10 2009 г., №373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 стр. – (Стандарты второго поколения). – ISBN – 978-5-09-025477-9.
https://ru.wikipedia.org/ - Википедия
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»