Формирование творческой активности и устойчивой мотивации
«Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству»
«Творческая активность – это одно из основополагающих интегральных свойств личности, которое проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой готовности включиться в творческую деятельность и осуществлять ее наиболее оптимальными способами, направленными на достижение результатов творчества» Е.А.Ходырева
Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент. Как же развивать речь и мышление учащихся? Как пробудить желание творчества? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать любовь ко всему живому, любовь к Родине, воспитывать добро, отзывчивость, сострадание? Мы, педагоги, пытаемся найти ответы на эти вопросы в использовании на уроках и во внеклассной работе различных форм, методов, приемов, которое зачастую носит бессистемный характер.
Задачей дополнительного образования уже давно состоит не столько формирование знаний, умений и навыков в определенных сферах культуры, техники и науки, сколько в формировании творческой личности учащихся. Детям необходимо дать свободу фантазии, научить их творить, думать необычно, оригинально, смело, любить неизвестное, новое и, преодолевая трудности, идти вперед. Нужно помочь учащимся сохранить уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. Только так естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и закрепляться.
Почему школьникам необходимо участвовать в творческих конкурсах
Потребность в самовыражении.
Успешное усвоение не только программного материала, но и расширение своего кругозора, выходя за рамки стандартов, то есть новизна получаемой информации.
Участвуя в конкурсах, подростки решают одну из главных возрастных задач -адаптация в социуме, общение со сверстниками. "Интеллект будущего" - это погружение в увлекательное общение, обмен мнениями, взглядами, интересами.
Участие в конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентноспособность, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.
Дети и подростки начинают создавать и пополняют свой портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы наряду с аттестатом об образовании. Для справки: портфолио – это индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. .
Разнообразие предлагаемых проектов предоставляет возможности для всестороннего развития детей и подростков. Если у ребенка гуманитарный склад мышления, ему стоит попробовать себя в конкурсах, например, естественно-научной или математической направленности. И наоборот, школьнику, имеющему достижения в точных предметах, желательно испытать себя на гуманитарном поприще.
Для гармоничного развития просто необходим новый опыт!
Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации ребёнка к участию в творческом конкурсе.
1.Поддержка и одобрение взрослых.
Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как преподаватель, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Родители могут поддерживать своего ребенка такими словами: «Давай попробуем и посмотрим, понравится тебе самому рисунок или нет». Если рисунок ребенку понравился, можно предложить ему сделать следующий шажок – сравнить рисунок с работами других детей. А потом узнать у ребенка, понравились ли ему рисунки других участников или нет, и почему? И тогда, даже не заняв призовое место, ребенок может получить от конкурса положительный эффект и в дальнейшем захочет участвовать в подобном мероприятии.
Из моих личных наблюдений... задача преподавателя - это не просто подготовить обучающегося к конкурсу, главное - научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих воспитанников на конкурс, всегда проговариваю: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя пусть даже маленькая победа. Победа над собой». Мои учащиеся всегда с удовольствием принимают участие в конкурсах, радуются как своими, так и чужими успехами.
2. Правильно организованная мотивация преподавателя.
Правильно организованная мотивация - залог колоссального успеха. Именно организованного, так как я отвожу большую роль в формировании мотивации именно преподавателю. Насколько будет убедителен сам преподаватель, например, повествуя о конкурсах, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и читается по блеску глаз, воодушевленному голосу и пр.); насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько преподаватель найдет отклик в сердцах своих воспитанников. Недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. А что это будет - страх или удовольствие, безусловно, зависит от конкретной ситуации.
Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Преподаватель, как никто другой должен ратовать за формирование положительной мотивации, если нацелен на результат.
3. Демонстрация успехов обучающегося.
Чтобы сформировать устойчивый мотив, преподавателю нужно проводить регулярную работу по привлечению обучающихся к конкурсам, например, организовывать собрания по обсуждению результатов конкурса, где все ребята могли бы поделиться своими впечатлениями и побудить остальных к участию. Можно организовывать фотовыставки по прохождению конкурсов, чтобы у детей осталась добрая память о проделанной работе.
Еще, как вариант, для формирования мотивации можно использовать в своей работе технологию портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию. Четко организованная работа на этом фронте - отличный мотив к участию в конкурсах.
Персональные выставки, тематические стенды под названием «Мы годимся», демонстрирующие успехи конкретного ребёнка - его грамоты с участием, победами, фото кубков, медалей, также повышают мотивацию к участию в конкурсах.
4. Поощрение участников конкура.
После конкурса можно поощрить победителей и поставить отметку по предмету, к которому относился конкурс. Важно вручить грамоты или сертификаты ребятам – участникам конкурсов при всей школе, это тоже повышает мотивацию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).
5. Разъяснительная работа с обучающимися.
Для того чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в конкурсах, нужно проводить преподавателю разъяснительную работу с детьми: для младших школьников это могут быть примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них), объяснить какое значение имело для них участие в конкурсе (спортсмены, артисты, эстрадные «звезды», ученые и т.д.). Со старшеклассниками проводить беседы, тематические встречи в направлении их будущей жизни по окончании школы, разъяснять, какие конкурсы им могут помочь для самоутверждения в жизни или будущей профессии.
6. Пример активного, эрудированного преподавателя.
Возвращаясь к вопросу о конкурсах, я считаю, чтобы детям захотелось в них участвовать, преподавателю нужно самому участвовать в различных конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы со своими обучающимися. Это сближает, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач - это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.
Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика обучающиеся всех возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди преподавателей. В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного преподавателя - участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!
Мы работаем в сельской школе, а это значит, что у учеников нет большого разнообразия мероприятий, где можно проявить себя.
Я не заставляю своих учеников участвовать, я просто ненавязчиво даю информацию о предстоящем конкурсе. И несмотря на небольшое количество обучающихся в нашей школе, всегда находиться несколько желающих попробовать свои силы.
Наши ученики активно принимают участие, как в районных, так и в областных мероприятия, как очных так и заочных:
Кроме этого мы участвуем и в дистанционных конкурсах, проектах. Это отличная возможность для ребенка реализовать свои способности. Ведь даже сертификат участника, а порой и какая-нибудь безделушка, очень повышает самооценку ребенка. Поэтому я всегда стараюсь найти различные сетевые мероприятия для учеников и помочь им принять в них участие. Конечно, бесплатные мероприятия более приемлемы. Так как в деревне низкий уровень благосостояния.
Главным условием , необходимым для участия в творческих конкурсах, смотрах, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включенность в работу. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, а помогали советом, информацией, заинтересованностью.
А в школе для детей работают следующие клубы по интересам: Крокус, Исток, Фантазия, Спринтер. Педагоги включают ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции.
Чтобы мотивация у учащихся была устойчивой мы пощряем победителей конкурсов, но и не забывем и простых участников. Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей работы, выставляются на любого уровня выставках и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.
Из своего опыта я могу сказать, что не стоит скупиться на похвалу и хорошие оценки за участие в таких мероприятиях, отдача всегда будет. А ведь это в нашей работе самое главное.
xђЗаголовок 1ђђЗаголовок 315