План — конспект урока литературного чтения на тему В. Ф. Одоевский Городок в табакерке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3»
Урок литературного чтения для 4 классе по теме:
Разработала и провела
учитель начальных классов
МБОУ «лицей № 3»
Дубровина Вера Александровна
Сургут, 2016
Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке.
Цель урока: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.
Задачи:
1) при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
2) расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения;
3) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Учебно-методическое обеспечение: УМК "Школа России”. Учебник:
Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [сост.Л.Ф.Климанова и др.] – 7-е изд. - М.:Просвещение, 2011.
Оборудование: выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, музыкальные механические игрушки, карточки со словами сказочных героев.
Ход урока
I.Организационный момент.Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!Возможно, есть классы и лучше, и краше.Но пусть в нашем классе Вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
II. Речевая разминка.
-Прочитайте «птичьим базаром».
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
-Прочитайте с весёлой интонацией.
-Прочитайте скороговоркой.
-О чём эта присказка?
-Как понимаете «гусли-самогуды»?
- Что такое гусли? (старинный музыкальный инструмент, которым обычно сопровождалось пение былин)
-Как образовалось слово «самогуды»?(При помощи двух корней -сам-и-гуд- )
- Чем удивительны гусли-самогуды?
Ш. Введение в тему урока. Постановка цели урока.
-Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?
- Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте.. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка). Я её открываю и что мы слышим? (Музыку).
-Какая это музыка? Живая? (Механическая, ведь её играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей).
- А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».
- Эта музыка механическая или живая?
(Живая, но очень похожа на механическую).
- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!
Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри…
- Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?
- Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать его название.
- Прочитайте сначала нечётные слоги, потом чётные.
- Как называется произведение?
- Дома вы самостоятельно знакомились с этим произведением.
- А это рассказ или сказка? Объясните.
-Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?
- Кто автор сказки? (Владимир Фёдорович Одоевский)
- У этой сказки есть автор. Значит, это какая сказка? (литературная)
-О чем эта сказка?
- Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной табакерки.
-Кто главные герои сказки?
- Мы встречаем в сказке фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, колотящие бедных мальчиков-колокольчиков, встретился нам валик-надзиратель и царевна Пружинка.
- Как думаете, каким образом эта сказка поможет нам узнать устройство музыкальной шкатулки?
- Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки, перечитаем внимательно отрывки, в которых описывается устройство шкатулки, чтобы в конце урока иметь реальное представление о том, как она устроена.
С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики.
IV. Изучение нового материала
– А что такое “табакерка”?
– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
- Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью. - Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
- В XIX - начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.
- Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. – Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
– А знаете ли вы значение этих слов?
- К какой горке подходил Миша?
– Что такое бюро?
– Что такое ставни?
– Объясните, что обозначает слово флюгер?
- Что такое шатёр?
- Что такое бахрома?
– Какую бумагу называют “тисненой”?
V. Работа над содержанием сказки.
1.Выборочное чтение.
- Прочитайте описание табакерки.
- Что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?
- Что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке?
- Что удивило Мишу?
- Что ответил папенька?
- Когда, в какой момент Миша заснул?
- И вот во сне начинается путешествие Миши по табакерке. Мы вместе с Мишей пройдём этот путь, чтобы узнать, как устроена табакерка.
2.Знакомство с устройством табакерки.
(Игра «Кто сказал?» с опорой на карточки и выборочное чтение. Дети получают карточки с текстом. Задание: прочитать содержание и определить, кто это сказал. Дети выходят к доске по вызову учителя.) Учитель вызывает 1 учащегося.
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
-Чьи это слова? (Колокольчика)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.
- Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами?
( Тому, что свод, который был впереди, становится больше, а тот, через который недавно проходили, становится меньше.)
- Как колокольчик это объяснил?
- Какую историю вспомнил Миша, когда она с ним произошла?
( Третьего дня – три дня назад, история с рисованием.)
- Что показалось смешным мальчику-колокольчику?
- Как Миша отреагировал на этот смех?
- Прочитайте, о том, что он сказал мальчику-колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.
- Как вы думаете. Правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик-колокольчик не говорить эти слова? Почему автор вложил в уста героев именно такие приговорки?
(Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают колокольчики)
- Как называется литературный приём, когда повторяются определённые звуки? (Звукопись или аллитерация)
- Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? ( Слова, которые «засоряют» нашу речь, «лишние» слова, слова - «паразиты»)
- Прочитайте описание улицы.
- В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики?
- Как колокольчик это объяснил?
- Как понимаете выражение «Миша закусил язычок»?
- Чему позавидовал Миша? Прочитайте.
- Что ответил колокольчик?
- Ребята, Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?
Учитель вызывает 2 учащихся.
Они хором читают текст на своих карточках.
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?
- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
Учитель вызывает 1 учащегося.
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)
- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.
- Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валиком-надзирателем? ( Он пришёл к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.)- А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?
Учитель вызывает 1 учащегося.
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- А это кто сказал? ( Пружинка.)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.
- Поверил ли ей Миша? Докажи.
Прочитайте на доске, из каких частей состояла табакерка:
Колокольчики
Молоточки
Валик
Пружинка
3. Работа над отрывком «Как получается музыка»
(Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)
а) Каким существительным можно заменить местоимение «я»? (пружинка)
Прочитайте самостоятельно и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы.
- Прочитайте, какой текст получился.
б)Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (глаголы)
Назовите их.
На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
- Что общего у всех этих глаголов? (суффикс –л-)
- На что он указывает? ( прошедшее время глагола)
- На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
- Заменим глаголы прошедщего времени на глаголы настоящего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Дети поочередно заменяют глаголы: толкает,вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).
- Прочитайте отрывок, заменив глаголы.
- Поняли ли вы, как устроена табакерка?
VI. Итог урока.
- Чем же закончилась эта история? (Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся.)
- Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь?
1.Издали кажется все меньше. Со стороны всё кажется незначительным;
2.У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;
3.Без учебников и учебы жить неинтересно;
4.Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд.
VII. Рефлексия
- По рядам пускаю музыкальные механизмы - шкатулки. Предлагаю вам их внимательно рассмотреть и послушать их звучание.