Игра, как средство эффективного развития познавательного интереса младших школьников
Игра, как средство эффективного развития познавательного интереса младших школьников
Игра – вечный спутник детства, «вечный двигатель» творчества ,активной деятельности, самопознания и самовыражения.
У истоков разработки теории игры стояли такие учёные, как: Е.А.Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие. Известный учитель-новатор Ш.А. Амонашвили через игру вводит ребёнка в сложнейший мир познания.
Что же такое игра?
ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности.
Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную.
Значит ли это, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестаёт быть для него желанной?
Нет, игра остаётся очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.
Г.И. Щукина в своей книге « Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» отмечает следующие функциональные возможности игры как одного из видов деятельности в обучении:
- игра содействует развитию познавательных сил учащихся;
- стимулирует творческие процессы их деятельности
- способствует разрядке напряжённости, снимает утомление;
- создаёт благоприятную атмосферу учебной деятельности, оживляет учебную деятельность;
- содействует развитию интереса к учению.
Но необходимо помнить, что не всякая игра является обучающей. Для того, чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение ряда условий:
1.Учебная задача должна совпадать с игрой.
2.Наличие учебной задачи не должно « задавить» игровую задачу, необходимо сохранить игровую ситуацию.
3. Одиночная игра не даёт никакого эффекта обучения, должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Таким образом, из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно - воспитательным процессом.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам»,в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального.
Дидактические игры состоят из обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.
Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.
Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными , конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. .В процессе занятий дидактической игры формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.
Единой классификации игр нет. Данная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет ориентироваться в обилии и игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
по содержанию
по характеру познавательной деятельности
по наличию игрового материала
по степени активности детей
по числу участников
по времени
1.ознакомление с окружающим миром
2.развитие речи
3.развитие математического представления
4. и др.
1.игры требуют от детей исполнительной деятельности;
2.требующие воспроизведения действий;
3.с помощью которой дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними;
4. в которые включены элементы поиска и творчества
1.игры с игрушками;
2.демонстрационно – наглядные
3.настольно – печатные
Словесные
Предметно – словесные
1.без участия взрослого
2. с участием взрослого
а) консультанта;
б) руководителя
1.индивидуальные
2. групповые
3.коллективные
1. игры- миниатюры
2.игры- эпизоды
3.игры- занятия
Таким образом, работая над темой творческого отчёта, я пришла к выводу, что подбирая и проводя игры с младшими школьниками, необходимо опираться на следующие принципы:
- учебная задача должна совпадать с игрой.
- система игр должна быть с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Приведём примеры. В первом классе по математике есть тема: « Сравнение предметов по размеру». Дети поступившие в школу, как правило, не имеют чётких представлений о размерах предметов. При сравнении предметов они заменяют такие признаки предметов, как узкий, короткий, тонкий, словом « маленький», толстый – словом « широкий», тонкий – словом « большой».
Сравнение предметов по размеру – важнейшее умение, необходимое для измерения величины и для решения задач. Сравнение предметов по размеру легче осуществлять на примере сопоставления двух одинаковых предметов отличающихся размером. В дальнейшем дети смогут сравнивать предметы, отличающиеся разными признаками. Указанные выше признаки дети осознают глубже с помощью игр.
Игра «Что изменилось».
Эту игру я использую на уроке объяснения нового материала. Цель её: научить учащихся называть признаки предметов, связанных со сравнением предметов по размеру.
Средства обучения: толстая и тонкая тетради, широкая и узкая ленты, длинный и короткий карандаш и др.
Содержание игры :на столе располагаю парные предметы так, чтобы дети их видели в отдельности; первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем один предмет отличается от другого.
«закройте глаза, - убираю один из предметов. – Откройте! Скажите, что изменилось?»
Открыв глаза дети определяют, какого предмета не хватает. В ответе они должны чётко указать признак величины спрятанного предмета. Например: « Не хватает толстой книжки»,« убрали длинную ленту» и т.д.
В дальнейшем убираю не один предмет, а два или три. Затем прячут предметы поочерёдно сами дети.
На уроке закрепления по этой же теме была проведена игра «Найди то, что спрятано». Её цель: обучение детей самостоятельному названию предметов и сравнению их.
Средства обучения: широкая и узкая ленты, длинный и короткие пояса, толстая и тонкая книги, глубокая и мелкая тарелки.
Содержание игры: учитель обращается к детям: «Посмотрите, у меня в руках обруч, куда он покатится, туда мы и пойдём. (катит обруч) Покатилось наше колечко, покатилось с нашего крылечка и остановилось около шкафа».
Почему обруч остановился у шкафа? Наверное, там что-то спрятано? Дети достают спрятанные предметы, называют и показывают их. Далее игра проводится аналогично.
В процессе обучения детей чрезвычайно важно, чтобы каждый ребёнок сам выполнял игровое действие по сравнению размеров предмета. С этой целью проводится следующая игра.
«Построим домики и посадим деревья».
Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок, 2 трафарета грибов (1гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).
Содержание игры. Предлагаю ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить ( выложить из полосок бумаги ) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелёными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой ёлки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева _ небольшой гриб на тонкой ножке
(смотри рисунок)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игра проводится и проверяется поэтапно.
В дальнейшем проводятся словесные игры, цель которых состоит в том, чтобы включить в активный словарь учащихся термины, связанные со сравнением предметов по размеру. Например: игры «Концовка», « Наоборот», « По ягоды- по грибы» и другие.
Учитывая возрастные особенности детей и их подготовку, подбираю игры по характеру познавательной деятельности учащихся.
В самом начале это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например « Составим узор», « Составим слово».
Затем игры, требующие воспроизведение действий. Эти игры направлены на формирование навыков, По математике это «Математическая рыбалка», «Лучший лётчик; по русскому языку
« Какие звуки живут в домиках», «Добавь слог», «Цепочка», «Телеграф» и другие.
Приведённые выше игры направлены на репродуктивный характер деятельности учащихся. Помочь учащимся выйти на конструктивный и творческий уровни деятельности призваны;
- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними ( например «Цепочка», « Математическая эстафета», «Языковая эстафета», «Составление круговых примеров» и многие другие)
- и игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино»,
«Определи курс движения самолёта», «Напиши стихотворение по заданным рифмам», составление и разгадывание шарад, ребусов и т.д.
Интересна игра «Фантазеры» Для проведения этой игры необходимо заранее отпечатать рассказ, чтобы на каждом столе был один экземпляр. Хороши для этой цели рассказы Л.Н.Толстого, они малы по размеру и ценны в воспитательном отношении.
Текст делится на две части и разрезается. На каждом столе две половинки одного рассказа. По просьбе учителя дети берут половинку, которая досталась. Задание: прочитать про себя; догадаться, у кого начало, у кого конец. Потом все слушаем чтение начала вслух. Дети, у которых напечатано начало, получают задание придумать конец. Все слушаем их рассказы (4 -5 человек), затем ученик у которого напечатан конец, читает его вслух, сравниваем творчество детей с истинным концом.
В следующем рассказе дети меняются ролями: у кого было начало, тот получает конец.
Кроме того, такая работа даёт большие возможности для подготовки детей начальной школы к комплексному анализу текста.
Индивидуальные игры помогают мне организовать работу с слабыми учениками. Например: «Забей гол в ворота», « Наборщик» и другие.
В другом случае я организую игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает выполнить игровое действие.
При проведении игры я стараюсь создать ситуацию ожидания, загадочности, стараюсь, чтобы все ученики чувствовали себя свободно, непринуждённо, испытывали удовлетворение от сознания своей и самостоятельности.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной учителем, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно- ролевые игры.
Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто, ели оно навязывается.
Один из главных элементов такой игровой деятельности - креативность , творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её тоже по своему решению.
Каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Именно эти игры устанавливают преемственность между ведущими деятельностями смежных периодов возрастного развития.
Я провела такие ролевые игры, как «Лесное собрание», «Встреча гостей», «Праздник 8 Марта» и другие.
Таким образом, представленные игры являются результатом моих поисков, размышлений, моей работы. Благодаря таким дидактическим играм идёт развитие умственных способностей учащихся, развивается воображение память, мышление, внимание, речь. Учащиеся сами заняты, работают их руки, чувства, мысль; у ребят развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, характер, воля. При игре ребята не так быстро утомляются, поддерживается интерес в течение всего урока.
13PAGE 15
13PAGE 14415