Открытый урок по литературному чтению на тему В. Одоевский Городок в табакерке


Дата: 19.01.17г.
Урок: Литературное чтение
Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке».
Цели:
- продолжить изучение литературной сказки «Городок в Табакерке»; пополнять словарный запас учащихся; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
- формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; учить передавать содержание прочитанного от имени героя, развивать внимание, память, речь, мышление, навыки чтения; воспитывать любознательность;
- воспитывать интерес к изучению литературного чтения.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: карточки для речевой разминки, тестовые задания, названия устройств шкатулки, карточки (устройства шкатулки) для групп, листы сомооценивания, изображение устройства шкатулки.
Ход урока
Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Ребята, сегодня мы с вами будем очень много работать, основная работа будет в группах! Я желаю вам быть активными, трудолюбивыми, внимательными и конечно удачи и хорошего настроения.
Речевая разминка.
- Наш урок мы начнем с речевой разминки. Перед вами карточки с фразой, которую нужно прочитать с разной расстановкой логического ударения. Слово, которое нужно выделить подчеркнуто. И так начнем! (Читают хором)
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
Нужно для счастья порою немного.
- Молодцы, ребята!
Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто его автор? Что знаете об авторе?
- Что же такое табакерка?
- Дома вам нужно было дочитать сказку и составить план. Ну а как вы подготовились к уроку, проверим при помощи теста.
1.Тест
1. Из чего была сделана табакерка? а) из черепахи
б) из золота
в) из слоновой кости
2. Главного героя звали: а) Володя
б) Миша
в) Алёша
3.Что было изображено на крышке табакерки? а) лес
б) чудесный сад
в) город
4.Как назывался городок в табакерке?
а) Динь-динь
б) Дон- дон
в) Дзынь – дзынь5. Мальчик-колокольчик всё время говорил: а) поговорку
б) присказку
в) пословицу
- Теперь давайте проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом листочками, если правильно ставим «+», если неправильно – ставим «-».
Взаимопроверка.
1. А 2. Б 3. В 4. А 5. А
Критерии оценивая: 5 правильных ответов – оценка 5;
4 правильных ответа – оценка 4;
3 правильных ответа – оценка 3;
2 и меньше правильных ответов – оценка 2.
Выставление оценок в оценочные листы.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем работать с произведением В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».
- Скажите, к какому жанру относится это произведение? В чем особенность литературных сказок?
- Сегодня мы продолжим изучать это произведением, будем открывать для себя новые знания.
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
Работа над произведением «Городок в табакерке».
- Молодцы! И так, дома вы прочитали сказку до конца. Теперь мы можем приступить к дальнейшему изучению сказки и выполнению заданий. Давайте проведем небольшое исследование, с помощью которого познакомимся с устройством табакерки.
Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.
- Сейчас мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат листы, в которых каждая группа должна будет составить последовательность, с кем встретился и познакомился Миша в городке. На это задание я вам даю три минуты.
(Раздаю детям листы, на которых они в нужном порядке приклеивают героев сказки, с которыми познакомился Миша).
Презентация работ и коллективная проверка с помощью игры «Кто сказал?».
Задание: Определить по словам подготовленных учащихся, кто это сказал. (Дети выходят к доске по вызову учителя.)
Вызываю 1 учащегося.
- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
- Чьи это слова? (Колокольчика)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.
Вызываю 2 и 3 учащегося.
Они хором говорят.
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
- А это кто сказал?
- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (Постоянно стучали по колокольчикам).
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
Вызываю 4 учащегося.
А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)
- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.
- Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валиком-надзирателем? ( Он пришёл к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.)- А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?
Вызываю 5 учащегося.
Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
- А это кто сказал? (Пружинка.)
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.
- Поверил ли ей Миша? Докажи.
Прочитайте на доске, из каких частей состояла табакерка и правильно ли вы написали последовательность этих частей:
Колокольчики
Молоточки
Валик
Пружинка
- Если ваша группа составила все правильно, ставите себе оценку 5, если одна ошибка – 4, две ошибки – 3.
Выставление оценок в оценочные листы.
- Скажите, а что повторяли всегда герои сказки? (Поговорки).
- Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки? (Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают).
- Теперь мы с вами знаем устройство музыкальных шкатулок. Вы его запомнили?
- Как же он работает?  (Пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка).
Закрепление изученного материала.
Работа по группам.
- Я приготовила для вас еще одно задание, но для каждой группы свое. Внимательно слушаем, если что-то непонятно спрашиваем.
1 группа «Рекламисты» (Создать рекламу для сказки в виде «Кластера» или на свое усмотрение.)
2 группа «Словесники» (Составить характеристику главному герою в виде «Кластера»)
3 группа «Доказчики» (Доказать, что это сказка. Ответить  чему  она учит.)Даю пять минут на работу, затем проводи презентацию работ групп и оценивание.
(Оценивание проводится следующим образом: группы оценивают друг друга, аргументируя свою оценку.)
Выставление оценок в оценочные листы.
Подведение итогов.
- Чем же закончилась эта история? (Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся.)
- Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь?
1. Издали все кажется меньше. Со стороны всё кажется незначительным;
2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;
3. Без учебников и учебы жить неинтересно;
4. Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд.
- Полезен ли вам был урок сегодня? Чем?
- Могут ли открытия Миши пригодится вам в жизни?
Домашнее задание.
1) Подготовить пересказ от имени Миши кратко.
2) Придумать путешествие в любой механизм.
- Подведите итог своей работе на уроке в карточках самооценки.
- Я вам в свою очередь хочу пожелать, чтобы вам в вашей жизни чаще встречались добрые и научно-познавательные сказки, рассказы и истории, и чтобы с каждой вы для себя брали что-то ценное и нужное.
Спасибо за урок!